Фрагмент для ознакомления
2
По данным Всемирной организации здравоохранения, аутоагрессивное поведение в форме суицида является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Средний уровень самоубийств составляет 15,1 на 100 000 человек, при соотношении мужчин и женщин 3,5: 1. Суицид преобладают в возрастной группе 15–34 лет, где они являются первой или второй основной причиной смерти для обоих полов [19].
Россия занимает одно из лидирующих мест в рейтинге по этому вопросу. Увеличение частоты самоубийств сопровождается периодами экономической нестабильности, высокой безработицы, низкого уровня социальной защищенности, риска краха и банкротства. При этом на каждое убийство со смертельным исходом среди подростков приходится от 10 до 100 попыток суицида. Статистика парасуицидов варьируется от 60 до 220 на 100 000 человек.
Степень разработанности проблемы исследования. В начале ХХ века отечественные исследователи высказали идею совместной профилактики государства, общества, семьи и школы в борьбе с детским суицидом.
Н.К. Крупская, Б.А. Рович, А.Г. Трахтенберг, М.Ю. Феноменов, В.Г. Шлопин изучали роль школьных проблем в развитии суицидальных тенденций. Я. Майзель, П.А. Сорокин отметил важность высокого суицидального потенциала школы. Г.И. Гордон, И.П. Островский, В.К. Хорошко изучено влияние возрастных особенностей на суицид школьников. А.Н. Острогорский, И.А. Сикорский проводил исследования психологических причин подросткового суицида и проблем просвещения педагогов и родителей в области детского суицида.
Изучение проблемы суицида среди подростков показывает, что в ряде случаев подростки решались на суицид, чтобы привлечь внимание родителей и педагогов к своим проблемам, и проявляли такое ужасное сопротивление против равнодушия, цинизма и жестокости. Решились на такой шаг, как правило, замкнутые, натуры подростки от чувства одиночества, своей ненужности, стресса, потери смысла жизни, психологических проблем.
Таким образом, существует большое количество исследований по проблеме подросткового суицида, но важно отметить, что профилактика суицида на государственном уровне представляет собой единую лицензированную программу профилактики подросткового суицида еще не разработана.
Выбор педагогами мер профилактики подросткового суицида затруднен имеющимися в настоящее время антисуицидальными формами, методами и технологиями, а также многогранностью самого понятия «суицид». Актуален вопрос об изучении факторов суицида в подростковой и молодежной среде образовательных учреждений и разработке системы профилактических мероприятий
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью эффективности профилактики суицидов подростков и недостаточной научно-методической проработанностью данного вопроса, а также соотнесения профилактической работы с социально-педагогической деятельностью.
Актуальность исследования заключается, во-первых, в актуальности проблемы подросткового суицида; во-вторых, необходимость совершенствования социально-педагогической деятельности по развитию профессиональных компетенций педагогов в сфере профилактики самоубийств.
Цель работы: исследовать особенности проявления суицидального поведения среди подростков и определить направления профилактики суицида в школе.
Объектом исследования является суицидальное поведение подростков.
Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной организации по профилактике суицидального поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен суицида;
2. Выделить причины совершения суицида в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть направления профилактики подросткового суицида в образовательном учреждении;
4. Провести диагностику склонности к суициду среди подростков;
5. Разработать методические рекомендации по профилактике подросткового суицида для педагогов общеобразовательных школ.
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, периодической, нормативной литературы по теме исследования;
- эмпирические – диагностика, количественная оценка результатов исследования, методы наглядного представления данных.
Методики исследования:
- методика К. Рифф «Шкала психологического благополучия» (адапт. Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко);
- методика «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева).
База исследования.
В исследовании приняло участие 22 обучающихся 9 класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его материалов и выводов в процессе социально-педагогической деятельности по профилактике суицидов школьников подросткового возраста в данном общеобразовательном учреждении.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики социально-психологических факторов юношеского суицида в школе
1.1 Феномен юношеского суицида: понятие, условия совершения суицидов, характерные особенности юношеского суицида
Самоубийство – это преднамеренное лишение человека жизни, совершенное им самим [13]. Основной характеристикой этого явления является преднамеренность. Несчастные случаи, произошедшие по вине лица, а также по неосторожности человека, относятся к несчастным случаям, а не к самоубийствам.
Суицидальный человек — это тот, кто проявляет суицидальных (аутоагрессивное) поведение, включая суицидальную попытку или самоубийство [3].
Согласно типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, препятствующего совершению обучающимися суицидальных действий, суицид представляет собой летальный исход, форму девиации пассивного типа, социально-психологический исход, тяжелое расстройство личности в контексте микросоциального конфликта, переживаемого индивидуумом [8].
Суицид как явление существовало практически на протяжение всей истории человечества.
Феномен суицида – постоянный спутник любого общества. Самые ранние упоминания о суициде встречаются в мифологии. Различные описания суицида встречаются в Библии, Коране, Рамаяне, Ригведе и др. [10].
Суицид связан с социальными и культурными нормами и моральными ценностями в обществе, которые влияют на отношение к нему. Человеческое общество представляет собой динамично развивающуюся систему, проходящую стадии социально-исторического развития; социальные ценности и нормы постоянно претерпевают качественные изменения. На протяжении веков отношение к суициду менялось с положительного на отрицательное.
В настоящее время не существует теории, характеризующей феномен суицида во всей его сложности и многообразии. Не решен вопрос, что имеет значение в формировании суицидального поведения: биологическая «программа саморазрушения», психическое расстройство, деформация личности или усвоение поведенческих стратегий членов семьи. Согласно современному пониманию суицида, умышленное лишение жизни – это реакция человека на проблему, которая кажется непреодолимой.
Суицидальным поведением называют вариант поведения личности, который характеризуется осознанным стремлением покончить с собой; внутренние и внешние формы психических актов, обусловленные представлениями о лишении себя жизни. Мотивом подобных актов является избавление от психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни [10].
Проявления суицидальной активности включают мысли, импульсы, планы, заявления, угрозы и членовредительство. Вероятность суицида, суицидальное поведение и меры суицида могут различаться и называются суицидальным риском.
Степень риска суицида определяется:
— сопоставляя наличие суицидогенных и антисуицидальных факторов личности;
— исследуя степень влияния личностно-ситуационных факторов – характера и значимости суицидогенного конфликта;
— определяя степень влияния средовых, социально-демографических факторов.
В соответствии с А.Е. Личко наиболее частыми причинами суицида являются потеря близкого человека, переутомление, задетое чувство собственного достоинства, разрушение защитных механизмов человека (алкоголизм, наркомания), знакомство с суицидом; эффективные реакции [15].
А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко выделяет два
Фрагмент для ознакомления
3
Учебная литература
1. Корнетов А. Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях. – Томск : ООО «Рекламная группа Графика», 2013. – 56 c.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград: Медицина, 1983. – 256 с.
3. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» / под ред. Т. П. Кузьминой. – Ижевск: АОУ «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», 2013. – 24 с.
Статьи
4. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. – М.: Наука, 1989. – С. 45-56.
5. Амбрумова А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
6. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное поведение в ряду других девиаций у подростков // Комплексные исследования в суицидологии. – М.: Наука, 1986. – С. 96-114.
7. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи // Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2014. – С. 192-208.
8. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. – № 1. – С. 14-19.
9. Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков // Журнал практического психолога. – 2017. – № 10. – C. 103-107; № 11. – С. 25-36.
10. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2008. – № 2 – С. 36-43.
11. Вроно Е.М., Ратинова Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. – М.: Наука, 1989. – С.38-44.
12. Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 130-132.
13. Жезлова Л. Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии. – М.: Эксмо, 2012. – С. 93-104.
14. Замятина А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104.
15. Корнетов А. Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013. – Т. 9. – № 2. – С. 75-90.
16. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. – М.: Флинта: МПСИ, 2013. – 330 с.
17. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. – Красноярск : Версо, 2013. – 460 с.
18. Смедович С. Г. Самоубийство в зеркале статистики // Социс. – 2010. – № 4. – С. 13-17.
Статистические источники
19. Иванова А.Е. Смертность российских подростков от самоубийств. Аналитический отчет-исследование Министерства здравоохранения и социального развития России, ФБГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» совместно с ЮНИСЕФ / А. Е. Иванова [и др.]. – М.: ЮНИСЕФ, ООО «БЭСТ-принт», 2014. – 133 с.