Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На этом этапе вся система образования направлена на формирование социально и профессионально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в меняющемся мире, с развитым чувством ответственности и творческой мотивацией.
Значимость выбора данной темы заключается в том, что современная отечественная педагогика определяет цель образования и воспитания как гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка. Однако цель образования и воспитания достигается тогда, когда в процессе обучения одновременно и целенаправленно рассматриваются основные элементы образовательного процесса - умственный, физический, трудовой, нравственный, эстетический.
Нравственное и эстетическое воспитание детей через приобщение к искусству и литературе было предметом исследования таких авторов, как Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова и Н.А. Ветлугина.
Современная педагогика исходит из того, что любое обучение должно быть развивающим и воспитывающим. Эта потребность в обучении отражается в двух задачах: создать условия, позволяющие ученикам самостоятельно приобретать прочные, современные знания и формировать творческих, активных, позитивно и творчески мыслящих личностей. Это положение особенно важно в применении к урокам, которые направлены на нравственное и эстетическое развитие учащихся и формирование их умственного облика.
Обучение чтению является частью гуманитарных наук и средством формирования интеллектуального мира личности.
В настоящее время внимание уделяется интеллектуальному, профессиональному и физическому образованию, но нравственному и эстетическому воспитанию учащихся зачастую уделяется меньше внимания.
Начальное образование должно не только воспитывать, развивать и формировать, но и создавать условия для нравственного и эстетического развития учащихся, ориентированных на социальную структуру общества и страны.
Объект работы - Процесс формирования нравственных и эстетических качеств.
Предмет работы - Методы и приемы нравственного и эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: выявить методы организации учебной деятельности (методические приемы), способствующие нравственно-эстетическому развитию учащихся начальной школы.
1.2 Психолого-педагогическая сущность взаимосвязи нравственного и эстетического развития как ядра духовной культуры личности
Культура - это потенциальная энергия всего общественного развития. Культура содержит опыт социальной деятельности, формирует и закрепляет уровень становления творческих способностей индивидов, являющихся субъектом общественного развития.
Нравственно-эстетическое развитие является ее важнейшим элементом.
"Развитие нравственных и эстетических чувств играет важную роль в богатой и разнообразной жизни человека. Хотя каждое из этих понятий уникально, они взаимосвязаны. Давайте обсудим каждое из этих понятий.
Нравственное воспитание является основой всех различных воспитательных систем в силу степени его влияния на личность.
"Нравственное развитие личности является результатом не только влияния воспитателя, но и более разнообразных условий жизни, которые опосредуются деятельностью самого ученика".
Основной целью обучения детей младшего школьного возраста основам нравственного поведения является, прежде всего, попытка адаптации ребенка к социальной среде, формирование у него понимания основных принципов нравственного поведения в семье и в обществе в целом, а также помощь ребенку в установлении отношений со сверстниками. Основные задачи педагога (исходя из концепции В.А. Сухомлинского) заключаются в следующем
-Вовлечь ребенка в мир отношений,
-воспитание умения общаться со сверстниками и взрослыми,
развитие определенных психологических качеств,
-развитие толерантного отношения к окружающим; -развитие любви к природе, семье, Родине и т.д,
-развитие любви к природе, семье, Родине,
Сущность эстетического воспитания можно раскрыть и понять через охват этой органической стороны целостного воспитательного процесса, который охватывает все богатство окружающего мира, различные виды человеческой деятельности и искусства. Роль эстетического воспитания заключается в воздействии на всю личность: расширении ее взглядов на жизнь, формировании мировоззрения, выявлении способностей, развитии творческого потенциала и совершенствовании эстетического чувства.
Понятие "эстетическое воспитание" относится к совокупности интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств человека - единству опыта, сознания и действия. Чаще всего его определяют как целенаправленный процесс формирования эстетической личности, эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности наслаждаться красотой и создавать ее путем активной творческой деятельности. Поэтому эстетическое воспитание определяется многими исследователями как неотъемлемая часть всех других видов воспитательной деятельности, обладающая универсальностью, способностью формировать духовный мир человека в целом и развивать человека целостно и гармонично.
На какие вопросы необходимо ответить в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста в начальной школе сегодня и с точки зрения развития школы в будущем?
1) Определить влияние основных средств эстетического воспитания - общественной жизни, труда, природы, литературы, всех видов искусства, физической культуры и игр - на эмоции и сознание детей младшего школьного возраста,
2) Определить роль генетики, среды и воспитания - основных факторов развития личности - в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста.
4. следовать правилам жанра - произведения разных жанров читаются по-разному, невозможно использовать одни и те же средства выражения при чтении юмористических рассказов, сказок и т.д. Чтобы сделать чтение учащихся выразительным, необходимо дать им возможность выбирать художественные и слуховые средства выразительности, такие как интонация, логические оттенки, ритм чтения и логические паузы.
Основным средством речевой выразительности является интонация. Выразительное чтение возможно только после прочтения текста и понимания его основной идеи.
Учащимся могут быть даны следующие творческие задания
Чтение текстов с различными акцентами,
- Выражение радости, гнева, гордости и грусти,
- Чтение текстов голосом, выражающим страх, удивление и печаль.
Ученики с энтузиазмом пробовали разные акценты и выбирали для себя тот акцент, который был для них более понятен и легче передавался. Даже читая одно и то же произведение, каждый ученик может читать его по-разному, в зависимости от своего настроения в данный момент.
Выразительное чтение с особыми качествами, необходимыми для чтения, такими как творческое воображение, наблюдательность, чуткое чувство образности и выразительности слов, чувство ритма для воспроизведения особой интонации автора, отзывчивость на эмоции, концентрация, самоконтроль и выносливость во время актерской игры и "коммуникабельность" через серьезность и эффективность актерских задач, креативность в целом. Выразительное чтение литературных произведений требует тщательного и скрупулезного редактирования текста. Выразительное чтение может быть использовано и как метод анализа проблемных произведений, и как средство эстетического воспитания, поскольку оно способно "развивать эстетические чувства, эстетические потребности и художественный вкус учащихся, вовлекая их ум, волю и эмоции, вовлекая их в яркую и интересную жизнь художественных произведений".
Визуальное творчество в обучении чтению литературы. Сюда входят такие методы, как:
1. рисование эпизода по своему выбору,
2. рисование персонажа из конкретного эпизода; и
3. описание атмосферы фильма; 3. описание атмосферы фильма
4. нарисовать образ изображаемого фильма; 4. нарисовать образ изображаемого фильма; 5. нарисовать образ изображаемого фильма.
5. нарисовать концепцию изображаемого фильма,
6. обсудить иллюстрацию, выполненную художником.
Рисуя иллюстрации, дети могут свободно использовать свои собственные идеи. С помощью красок дети передают свое отношение к персонажам и событиям в произведении. При иллюстрировании конкретного эпизода учащиеся размышляют о своем понимании содержания рассказа и своем отношении к прочитанному. Для развития творческой деятельности можно также создавать диагональные полосы. Здесь целью является создание серии фильмов, представляющих персонажей и места их действия. Эта работа часто выполняется в группах по два-три человека и занимает 10-30 минут. После того как кадры фильмов готовы и раскрашены, они проецируются на доску в порядке повествования. Каждый кадр обсуждается, и дети оценивают, отражает ли кадр замысел автора, правильно ли выбраны цветовые тона, передает ли кадр настроение и эмоции персонажа. Эта деятельность способствует нравственному и эстетическому развитию учащихся на уроках литературного чтения, а также делает уроки интересными и увлекательными. Драматическая творческая деятельность на уроке литературного чтения.
Из всех способов организации творческой работы на основе чтения драматизация - один из самых сложных, но и один из самых интересных. Драматизация - это начало и предпосылка системы развития интеллектуального мира младших школьников.
2.2 Критерии оценки сформированности нравственно-эстетических качеств у детей младшего школьного возраста
Мы рассматриваем творческую деятельность как эффективный способ развития и формирования нравственно-эстетических качеств личности ребенка, предоставляющий достаточные возможности для развития нравственно-эстетических элементов в процессе обучения и развития учащихся в младших классах школы.
Цель исследования - выявление задачи определения критериев и показателей уровня сформированности нравственно-эстетических качеств личности ребенка в младших классах начальной школы.
Нравственное воспитание характеризуется уровнем осознания нравственных качеств, норм и стандартов, эффективным принятием общечеловеческих ценностей и применением их во всех видах деятельности, в том числе эстетической и творческой, а также характером и уровнем эмоциональной выразительности.
Для выявления уровня нравственно-эстетического развития младших школьников было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 г. Нововоронеж Общеобразовательной школы.
Цель исследования: проанализировать эффективность использования творческих заданий и упражнений в обучении литературному чтению для нравственно-эстетического развития младших школьников.
Задачи
1. определить уровень нравственно-эстетического развития учащихся начальной школы
2. подобрать систему творческих заданий и упражнений для нравственно-эстетического развития личности учащихся
3. проанализировать эффективность выбранных упражнений
4. сравнить уровень нравственно-эстетического развития личности учащихся до и после использования творческих заданий на уроке литературного чтения
Исследование проводилось с учащимися второго класса. Всего в исследовании приняли участие 26 учащихся.
Для диагностики уровня нравственно-эстетического развития учащихся средней школы были выбраны творческие задания по иллюстрированию романа и созданию детского рассказа.
Эти задания позволяют определить нравственные идеалы, встречающиеся в детских литературных предпочтениях, и уровень нравственно-эстетического развития учащихся средней школы в целом.
В синтезе перед ними ставится задача написать собственную сказку, которую никто никогда не читал и не слышал. Анализ родословной главного героя важен для понимания личности автора, так как в процессе написания сказки автор и главный герой естественным образом отождествляются. При анализе главного героя необходимо учитывать несколько моментов, таких как
1) Мотивы действий главного героя,
2) его восприятие окружающего мира и его отношение к этому миру; и
3) Средства, с помощью которых протагонист преодолевает трудности, с которыми он сталкивается; и
4) Средства, используемые для достижения целей как путь к индивидуальному успеху. Сравнивая главного героя с автором и анализируя поведение главного героя, можно увидеть полную картину отношения автора к себе и окружающему миру, его моральные качества, модели поведения в различных ситуациях, индивидуальное восприятие трудностей и способы их преодоления и так далее.
Поскольку в сказках много персонажей, важно определить, с какими из них идентифицирует себя автор. Амбиции, различные интересы и способности, которыми обладают персонажи, могут передать качества, которыми обладает автор сказки.
Уничижительные термины, прилагательные и метафоры, используемые для описания главного героя, выражают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков главного героя, реальные, латентные или скрытые, могут отражать собственные мотивы автора. Часто в сказках можно проследить динамику мотивов главного героя, когда он преодолевает трудности и переживает определенные ситуации, которые меняют его отношение к событиям и направление его ценностей. Ситуация в сказке, которая вызывает изменение главного героя, может символически представлять поворотный пункт или значимое событие в жизни самого автора.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И.С. Артюхова. – М.: Педагогика, 1999. – 120 с. 2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979 – 32 с. 3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) [Текст] / Н.И. Болдырева. – М.: Педагогика, 1989. – 23 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. -221с
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2007. - 215с.
6. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - С. 97-100
7. Верб, М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников [Текст] : учеб. пособие / М.А. Верб. - М. : ЛГПИ им. Герцена, 2001.
8. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2000 - 58с.
9. Выготский Л. С. Указ. cоч. 1967, - 452c.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. - М., 2003. -Т.З. -328с.
11. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2002 - 190с.
12. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70-86с.
13. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27,48с.
15. Драматизация в школе первой ступени -М., 1920.
16. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно эстетической культуры школьников (13.00.01)/ Елисеева, Алла Васильевна;
17. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.- 263 с.
18. .Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка.М.,«Просвещение», 1968.
19. .Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 2007. - 152с. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 288с.
20. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. - 200с. кандидат педагогических наук-Саратов, 1996. -182с.
21. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/08/rabochie-programmy-dlya-1-3-klassov
22. Язовичкий Е. Б. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. -Л., 1963.