Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие времени можно назвать одним из самых сложных и в то же время одним из самых важных учебных навыков для детей дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Министерством образования Российской Федерации, познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичного восприятия времени. От того, насколько дети смогут понять концепцию времени, во многом зависит их умение планировать свое время и дальнейшее содержание образовательной программы.
Время является достаточно сложным объектом восприятия. Понятие времени — это совокупность единиц измерения времени и их отношений, которые позволяют нам перемещаться во времени.
Даже дети дошкольного возраста учатся ориентироваться во времени: распознавать и измерять время (определяя правильное время на слух), понимать продолжительность времени (координируя и планируя деятельность с учетом времени) и изменять темп и ритм своего поведения в зависимости от имеющегося времени. Способность координировать и планировать деятельность во времени очень важна для детей. Способность координировать и планировать деятельность во времени становится основой для развития личностных качеств, необходимых детям при обучении в школе и в повседневной жизни, таких как регулярность, концентрация, целенаправленность и точность [3].
С другой стороны, характеристики времени как объективной реальности затрудняют его понимание детьми с ТНР. Поэтому мы сталкиваемся с проблемой помощи детям, чье мышление и восприятие в основном визуальное и образное, в понимании времени как неосязаемого явления. Эта проблема остается серьезным вызовом даже на современном этапе развития методик формулирования основных математических понятий.
Стратегические цели современного образования акцентируют внимание на формировании творческой и самостоятельной личности, ее развитии как активного субъекта жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от модели образования, предусматривающей воспроизводство "готовых знаний", к модели производства, ориентированной на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования: изучить своеобразие формирования временных представлений у дошкольников с ТНР.
Задачи исследования:
. Провести обзор психолого-педагогической литературы по изучению формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
. Провести анализ формирования временных представлений у детей с ТНР.
. Подобрать методы и приемы для формирования временных представлений у дошкольников с ТНР.
Объект исследования: Пространственно-временные представления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Предмет исследования: Процесс формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Гипотеза исследования: существуют проблемы в развитии временных представлений у детей с ТНР.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, наблюдение.
База исследования: детский сад №64 г. Оренбурга.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, содержащего 17 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Прежде всего, основными задачами формирования и развития восприятия времени ребенком дошкольного возраста являются основная практическая направленность на время, развитие чувства времени, знание индивидуальных критериев "времени" и приобретение первых представлений и восприятия существующих характеристик времени (объективность, периодичность, одновременность) Следует отметить следующее.
Отсутствие наглядных форм времени вызывает трудности в формировании и развитии знаний дошкольников о различных временных интервалах в силу типичности их мышления на данном этапе жизни. Для решения этой проблемы исследователи разработали и апробировали различные методы и приемы формирования и развития у дошкольников представлений о различных временных отрезках: наблюдение за взрослыми, природными явлениями, проекция изображений, дидактические игры и упражнения, чтение романов и другие методы.
Исследователи считают, что моделирование является одним из наиболее эффективных способов ознакомления дошкольников с понятием времени. Для обучения дошкольников течению времени предлагаются плоские модели (круги или квадраты разных цветов) с линейными движениями. По мере ознакомления с отдельными элементами модели ребенок узнает названия временных моделей, их чередование и последовательность.
Ключевой особенностью математики является то, что на базовом уровне она имеет дело с широкими процессами вычитания и с идеализированными объектами, которые представляют собой результаты этих процессов вычитания. Из этих объектов формируются и исследуются структуры. Таким образом, как с научной, так и с педагогической точки зрения, математическая деятельность уже на начальном уровне включает в себя комбинаторные процессы, такие как синтез, построение (от одного множества к другому). Она также включает синтез и конструирование (множеств из других множеств, рисунков и схем из других множеств), разложение и разбиение (множеств на подмножества, рисунков и схем на компоненты) и анализ полученных результатов. В результате этой деятельности происходит активное функционирование различных психологических механизмов, задействованных в математической деятельности, что приводит к развитию их взаимодействия и координации.
Специально организованное дошкольное математическое образование должно быть направлено, прежде всего, на познавательное развитие, с учетом возрастного развития познавательных процессов и познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста; изучению познавательного развития дошкольников посвятили свои работы Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Н.И. Чуприкова и др.
Особенности учебной математической деятельности, с учетом возрастных особенностей мышления дошкольников, должны отражаться в характеристиках взаимодействия задействованных в ней психологических механизмов. Поэтому в этой деятельности синтез должен преобладать над анализом и, следовательно, понимание целого должно преобладать над последовательностью процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
.Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.
.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 с.
.Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.
.Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
.Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.
.Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с.
Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.
Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.
Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . - 65 с.
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2002. -75 с.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2000. -250 с.