Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. ФГОС НОО ставит задачу четко распределить зону ответственности между школой и семьей в воспитании учащихся. Между тем современные родители учащихся зачастую в силу различных объективных и субъективных причин стараются снять с себя эту ответственность, в результате чего страдает ребенок.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должен обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, А.Я. Варламова, С.И. Семенака и др.
Семья - это основоположник, фундамент в воспитании.
В период младшего школьного возраста родители воспитывают и развивают в своем ребенке способность к самостоятельности, обучению, самосовершенствованию. Все зависит от семьи, насколько достаточный вклад в развитие и воспитание ребенка они внесли, если все сделано правильно и вовремя, то школьнику будет легче самореализовываться, самовыражаться, проявлять свои умения и способности. Поэтому семья была, есть и будет важным катализатором в воспитании ребенка, ведь самая трудная и ценная работа отводится именно ей.
Объект исследования: Адаптация к школьному обучению
Предмет исследования: Взаимодействие школы и семьи в процессе успешной адаптации к школьному обучению
Цель исследования: Определить психолого-педагогические аспекты участия родителей в вопросах школьной адаптации ребенка к школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику и раскрыть особенности процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. 3. Описать формы и способы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации первоклассников к школьному обучению.
Методы исследования:
• теоретические – анализ, синтез;
• эмпирические – беседа, анкетирование.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагога и родителей в процессе успешной адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Характеристика понятия адаптация. Особенности адаптации к школьному обучению
Понятие слова «адаптация» имеет различные значение, в зависимости от того, биологические или социальные ее аспекты рассматривают в конкретном исследовании.
С биологической точки зрения, адаптация – (от лат. Adaptation – приноравливание, привыкание) – это благоприятное приспособление к окружающей среде, действительности [2].
Рассматривая социальные аспекты, то тут адаптация – это приспособление к новому социуму, нормам поведения в коллективе. Процесс адаптации идет параллельно с процессом мотивации, они имеют прямую связь друг с другом. В ряде случаев, при наблюдении дезадаптации [4] у школьников наблюдается также и низкая мотивация к обучению.
Высокий же уровень мотивации будет указывать на то, что адаптационный процесс протекает успешно. Мы делаем вывод, что мотивация является одним из главных критериев уровня адаптации. Следовательно, адаптация первоклассников к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация может быть психологическая, физиологическая, социальная. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что ребенок не сразу становится школьником, а ему необходим определенный этап адаптации, в ходе которого его прежний опыт взаимоотношения с окружающими, все привычные факторы и стереотипы его поведения преобразуются в соответствии с новыми требованиями и условиями.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде [13].
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.
Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития [5].
Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы [9; 10].
Процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и возникает проблема «школьной дезадаптации» [21].
Изучение периода адаптации каждого учащегося необходимо для комплексного исследования общих адаптационных возможностей первоклассников, прогнозирования воспитательно-образовательного процесса в течение всей школьной жизни ребёнка, создания необходимых условий для успешного протекания процесса адаптации к школе [13].
Для того чтобы процесс приспособления к школьным занятиям протекал легко, быстро и носил устойчивый характер, следует учитывать факторы, влияющие на успешность адаптации:
1. Уровень функциональной готовности детского организма к обучению в школе. Так называемая недостаточная готовность определяется чаще всего не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью или недостаточным развитием некоторых функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью.
2. Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка. Результаты исследований двух последних десятилетий обнаружили выраженную тенденцию в группе 6-летних детей к замедлению темпов биологического развития.
Установлено, что дети, имеющие замедленный темп развития, длительно адаптируются к занятиям и имеют сниженную успеваемость на первом году обучения. Поэтому при решении вопроса о готовности к систематическому обучению с 6-летнего возраста биологическое созревание организма является одним из основных медицинских критериев.
3. Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность
4. Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии.
5. Микросоциальные семейные условия. В. И. Долгова называет детскородительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация.
6.Имеет значение также предварительное пребывание детей в детском саду, поскольку преподавание в 1 -м классе сохраняет так называемый «игровой» метод, а в подготовительных группах дет сада используются элементы школьного обучения.
7. Сформированность учебных мотивов системы является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода. А формируется желание учиться главным образом в младшем школьном возрасте, и от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения» [5].
8. Немало важное значение имеет эмоциональное состояние ребенка в школе. Так, Л.А. Ясюкова утверждает, что «при изучении процесса школьной адаптации важно знать эмоционально-энергетические особенности ребенка и особенно степень сбалансированности эмоционального реагирования.
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.
1.2. Особенности участия родителей в адаптации ребёнка к школе
Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. Именно начальный период обучения в первом классе решает данную задачу. Работа педагога по адаптации детей в школе включает в себя: взаимодействие детей с психологом, работу по организации внеурочной деятельности, празднование дней рождений, совместное посещение театра, выставок, экскурсий, игры с детьми на знакомство, на сплочение коллектива, на снижение симптомов тревожности; работа педагога с родителями.
Участие родителей в управлении образовательным процессом с точки зрения Закона «Об образовании в РФ» [1] рассматривается как одно из направлений сотрудничества классного руководителя с родителями наряду с психолого-педагогическим просвещением родителей и вовлечением их в образовательный процесс. Чаще всего рассматриваются и предлагаются в качестве тех самых форм вовлечения дни творчества родителей и детей, совместные мероприятия различной направленности, открытые мероприятия и уроки с возможностью присутствия на них родителей, привлечение родительских ресурсов к организации и проведению внеклассных дел и мероприятий, укрепление и развитие материально-технического обеспечения школы и класса.
Участие в управлении образовательным процессом родителей традиционно организуется при помощи таких форм деятельности, как участие родителей класса в работе Управляющего Совета школы, в работе родительских комитетов класса и школы. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод насколько важно сопровождение родителей в части «управления направленностью» родительского участия в процессе подготовки ребенка к школе, обучение родителей конструктивным формам общения с ребенком, принятию своей новой роли и роли ребенка. Наше исследование не закончено, мы планируем выявить и дать оценку формам взаимодействия семьи и школы, существующих на современных этапах образования, а также разработать рекомендации по профилактике деструктивных проявлений дезадаптации во взаимодействии первоклассников с работниками школы и членами семьи.
Можно заметить, что дети, посещавшие детское дошкольное учреждение, кардинально отличаются от малышей, родители которых приняли решение воспитывать их в узком семейном кругу. Детсадовцы соответственно имеют хорошую подготовку, что положительно скажется на адаптации в новой среде. Они более коммуникабельны, лучше усваивают материал, их успеваемость выше.
Это объясняется двумя факторами:
1.В любом дошкольном учреждении существует режим/распорядок дня, в который входит здоровый сон (обычно его называют тихим часом). Он позволяет восстановить нервную систему, укрепить иммунитет. Что уменьшает переживания при адаптации в школе, ребенок более сосредоточен. Чего нельзя сказать о малыше, который был на домашнем обучении. В основном они не придерживаются режима, что влечет за собой последствия в период адаптации в школе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/
2. Андрющенко, Е. Г. Программа психолого-педагогического сопровождения / Е. Г. Андрющенко // Сибирский педагог. – 2011. – № 77. – С. 38-39.
3. Аниденкова М.М., Рабинович О.Т. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях образовательного учреждения// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2012». – Выпуск 4. Том 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – ЦИТ: 412-0240. – С.56-58.
4. Базарова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения : на примере Центра диагностики и консультирования : автореф. дис. ... канд.психолог. наук : 19.00.07 / Базарова Светлана Васильевна ; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. – Курск, 2019. – 24 с.
5. Березина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС [Электронный ресурс] // Лицей № 1 : [сайт]. – Оренбург, [б. г.]. – URL: http://orenlicey.shkola.hc.ru/galery/267-2011-01-29-05-06-54.html
6. Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 25–28.
7. Вильчинская Т. П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm
8. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. В. Володина. - Изд. ЭКСМО. 2018. – 127 с. С.56.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2014.- 184 с.
10. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2017.
11. Знаменская С. И. Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/
12. Ильющенко Г.А. Профессиональная культура современного педагога / Г.А. Ильющенко. – СПб., 2019.
13. Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2014.
14. Курганский, С. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса / С. Курганский // Школьное планирование. – 2019. – № 1. – C. 62-77.
15. Лоханина Л. В. Формирование педагогической культуры родителей младших школьников / Л.В. Лоханина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib2.znate.ru/docs/index-341201.html
16. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод. разраб. – Волгоград: Перемена, 2016.
17. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с. С.267.
18. Пешкова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития учителей начальных классов / Н. А. Пешкова // Инновации в образовательных системах : материалы I Всерос. дистанц. науч.-практ. конф. (25 дек. 2019 г.) / под ред. И. В. Резанович. – Челябинск, 2019. – С. 188-192 .
19. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. № 5 (68). С. 83–87.
20. Прокопова Н.Н. Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни / Н.Н. Прокопова. – СПб.,2016.
21. Психологическое сопровождение образовательного процесса : (из опыта работы педагогов-психологов Сев. окр.) / Сев. окр. упр. образования Департамента образования г. Москвы ; [сост.: Т. В. Ветер, С. В. Кравец]. – М. : Амиграф, 2018. – 148 с.
22. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях : сб. материалов регион. науч.-практ. семинара, Биробиджан, 12-13 нояб. 2019 г. : в 2 ч. / под науч. ред. О. Е. Шаповаловой. – Биробиджан : ДВГСГА, 2019- . Ч. 1. – 221 с.
23. Решетникова, О. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов / О. Решетникова // Школьный психолог. – 2012. – № 8. – С. 51-53.
24. Сафонова, О. А. Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе / О. А. Сафонова // Детство: образование, социализация, коммуникация, развитие : сб. ст. по материалам заоч. науч.-практ. конф. (март-апрель 2019 г.). – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2019. – С. 223-227.
25. Сорокоумова Г.В. Методы формирования педагогической культуры родителей в образовательном пространстве школы / Г.В. Сорокоумова, А.О. Беспалова // Развитие образования. – 2020. – № 4 (10). – С. 38-42.
26. Таболова Э.С. Говенко Ю.А. Обучение приемам педагогического воздействия в общей системе подготовки учителя начальных классов коллективная монография, посвящённая 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Уфа, 2018 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" (Уфа) Страницы: 81-89