Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку органы предварительного следствия занимают особое место и играют важнейшую роль в механизме государства. Необходимо констатировать тот факт, что на сегодняшний день следственный аппарат органов внутренних дел выступает в качестве крупнейшего структурного элемента в существующей российской правоохранительной системе, поскольку именно он обеспечивает расследование достаточно большого количества уголовных дел.
Тем не менее, невзирая на подробную правовую регламентацию организации и деятельности следственных органов, на сегодняшний день существуют определенные проблемы, которые будут выявлены и исследованы в процессе написания данной курсовой работы.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, которое предусматривает понятие и деятельность органов предварительного следствия в Российской Федерации.
В качестве объекта курсовой работы выступают общественные отношения, возникновение которых происходит по поводу исследования понятия и деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют следующие основные методы: анализ, синтез, сравнительно-правовой, наблюдение, индукция, дедукция и другие.
Новизна исследования заключена в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего понятие и деятельность органов предварительного следствия в Российской Федерации.
В процессе написания курсовой работы была изучена и исследована нормативная база: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
При написании курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, среди которых можно выделить следующих: Гриненко А.В. (исследование и изучение понятия органов предварительного следствия); Колоколов Н.А. (рассмотрение и изучение видов органов предварительного следствия); Мирошниченко А.Ю. (анализ и исследование полномочий органов предварительного следствия); Романовский Г.Б. (анализ и изучение актуальных проблем организации и деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации) и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование и выводы, содержащиеся в данной работе, дополняют и развивают определенный ряд положений современной науки уголовно-процессуального права.
Целью курсовой работы является исследование и изучение понятия и деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:
1) определить и проанализировать понятие органов предварительного следствия;
2) рассмотреть и раскрыть виды органов предварительного следствия;
3) исследовать и изучить полномочия органов предварительного следствия;
4) рассмотреть и исследовать актуальные проблемы организации и деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие органов предварительного следствия
Стоит отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное расследование может осуществляться в следующих основных формах: предварительного следствия, а также в форме дознания.
Необходимо обратить внимание на то, что в качестве основной формы предварительного расследования вступает именно предварительное следствие. Кроме того, следует признать, что в российском государстве предварительное следствие осуществляется по достаточно большому количеству уголовных дел.
Предварительное следствие должно осуществляться таким образом, чтобы орган судебной власти имел возможность правильно и быстро разрешить соответствующее уголовное дело, в результате чего вынести решение, которое носит законный и обоснованный характер. Проведение предварительного следствия происходит по всем уголовным делам, исключая только те дела, по которым оно носит необязательный характер.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется уполномоченными правоохранительными органами, каковыми и являются органы и должностные лица, осуществляющие предварительно следствие дознание.
Органы предварительного расследования выступают в качестве достаточно сложной, а также широко разветвленной системы органов различной ведомственной принадлежности, которая включает в себя достаточно большое количество подразделений нескольких уровней, целью которых является расследование соответствующих преступлений.
Каждое звено, в тоже время, выступает в качестве менее крупной системы, которая включает в себя определенные подсистемы, в частности, управляемую (объект) и управляющую (субъект). Любая из них выступает в качестве объекта управления по отношению к высшим звеньям и в качестве субъекта в отношении низших.
Что касается высших звеньев данной системы, то для них, по большому счету, характерно воздействие на деятельность, которая непосредственно связана с раскрытием и расследованием преступных деяний, опосредовано. Иными словами, это осуществляется посредством внедрения в практику положительного опыта работы, а также искоренения тех недостатков, которые были ране
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 14.04.2023 № 116-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 249; // Российская газета. 2023. № 87.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022 № 621-ФЗ) // Российская газета. 2010. № 250; // Российская газета. 2022. № 251.
Судебная практика
1. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2020 года по делу № АКПИ19-987 «О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок». // Консультант Плюс (дата обращения 25.04.2023).
Научная и учебная литература
1. Артюхов А.В. Проблемы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений. // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 1. С. 56-61.
2. Бауэр Д.А. Предварительное следствие как основная форма расследования преступлений в российском уголовном процессе. // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 799-801.
3. Бозров В.М. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Норма, 2018. - 589 с.
4. Гриненко А.В. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Юрист, 2020. - 551 с.
5. Гришко Л.Е. Органы предварительного расследования в системе уголовно-процессуальной деятельности: правовые основы, структурный анализ и особенности функционирования. // Закон и право. 2021. № 12. С. 143-147.
6. Дикарев И.С. Орган предварительного следствия в современном российском уголовном процессе. // Юридический вестник Самарского университета. 2021. № 2. С. 63-69.
7. Качалов В.И. Уголовно-процессуальное право России: учебник. – М.: Норма, 2019. - 496 с.
8. Колоколов Н.А. Уголовно-процессуальное право России: учебник. – М.: Норма, 2022. - 513 с.
9. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право России: учебное пособие. - М.: Норма, 2021. - 373 с.
10. Мирошниченко А.Ю. Органы предварительного следствия России и их место в системе правоохранительных органов. // Юристъ - Правоведъ. 2018. № 4. С. 168-172.
11. Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации. // Наука. Общество. Государство. 2013. № 1. С. 114-121.
12. Рыжаков А.П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. - 379 с.
13. Строганова О.В. Структурные особенности следственных органов Российской Федерации. // Молодой ученый. 2020. № 25. С. 300-302.
14. Томин В.Т. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 529 с.
15. Устинова А.В. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 361 с.
16. Фисаков М.Ю. К вопросу о сроке предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. // Юристъ - Правоведъ. 2021. № 3. С. 131-135.
17. Чабан Ф.Л. К вопросу организации деятельности подразделений правоохранительных органов по контролю за оборотом наркотических средств и прекурсоров. // Современная наука. 2021. № 1. С. 31-34.
18. Чашин А.Н. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Феникс, 2017. - 517 с.
19. Шалитаев В.Ю. Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя. // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 2. С. 90-91.
20. Яшин А.В. Вопросы организации предварительного следствия в органах внутренних дел. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 5-12.