Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения сегодня, понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам. Этим результатам соответствовали все технологии и методики, которые использовались в традиционной образовательной модели. Такие методики разрабытывались А.А. Вагиным. Он создал, стройную систему методики преподавания истории в средней школе. Его некоторые методики актуальны и в настоящее время. Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик.
Степень разработанности проблемы. Роль и значение методики преподавания истории в средней школе на современном этапе не только не снижается, но и возрастает. Историческая наука нуждается как в теории, так и в практической апробации. Данная необходимость объединения теории и
практики - есть важнейшая задача педагогики, и методики, в частности. Вопрос о научном статусе методики преподавания истории был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века (А.И. Стражев, П.В. Гора, С.А. Ежова и др.). Формулировка понятия «научная биография», жизнеописание и жизнеобъяснение, которое соответствует принципам, методам и критериям научного исследования (М.Г. Ярошевский). С помощью нормативных документов удалось определить место, роль и значение научно-методической деятельности А. А. Вагина. Источниками исследования выступили следующие опубликованные материалы:
1. Учебные пособия ( А.А. Вагин, Методика преподавания истории в средней школе).
2. Учение о методах. Теория урока (А.А. Вагин, Методика обучения истории в школе; Типы уроков по истории и др.).
Данные источники позволили провести анализ, сравнение учебной литературы и выявить специфику развития педагогической и научно-методической деятельности А. А. Вагина. Важно отметить, что явных фактов о жизни и работе методиста А.А. Вагтна не отражено в источниках, или отражено достаточно фрагментарно. Есть некоторые ссылки на работу Н. Ю. Никулиной «Методика преподавания истории в средней школе». В пособии Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой отмечена заслуга А. А. Вагина в классификации уроков истории по идейному содержанию тем и их воспитательных задач на уроках истории. А.И. Стражев - отечественный методист, в своей книге отзывался об А.А. Вагине. Он писал, что А.А. Вагин являлся представителем дуалистического направления и рассматривает методику истории как «науку, с одной стороны, педагогическую, с другой – историческую». Безусловной заслугой А.А. Вагина является выдвигаемое им требование при определении предмета методики истории как науки - учёт специфики её исторического содержания и стремление решать вопросы методики, исследуя их конкретно. Руководствуется при этом общими положениями дидактики.
Методист П.С. Лейбенгруб в своем труде «Дидактические требования к уроку истории» отмечал, что А.А. Вагин выделял три требования к уроку истории, которые актуальны и сегодня. Прежде всего – это обязательная хронологическая последовательность изложения, локализация изучаемых событий на исторической карте и особый характер связи с практикой, в форме связи истории с современностью.
Именно эти проблемы необходимо сегодня решать при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий. История относится к гуманитарным предметам, которые требуют умений работать с большими объемами информации, в том числе с текстами различного характера. Перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с информацией и различными информационными источниками. В этом им помогут методики А.А. Вагина.
Цель работы: изучить методики А.А. Вагина и рассмотреть их применение на практике в школе по предмету история.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по истории в средней школе.
Предмет исследования: актуальные методики, используемые на уроках по истории в средней школе.
Задачи:
1. Изучить методики преподавания истории в средней школе в условиях ФГОС.
2. Рассмотреть методики преподавания истории в средней школе по А.А. Вагину.
3. Описать современные формы и методы преподавания истории в средней школе, преемственные методикам А.А. Вагина.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Практические аспекты методики А.А. Вагина и их применение на практике в школе
1.1. Методика преподавания истории в средней школе в условиях ФГОС
Современная образовательная среда функционирует в условиях требований ФГОС. В современной школе актуальны не только знания, умения и навыки по различным учебным предметам, как это было в традиционной образовательной модели. Речь не идёт о том, что предметные ЗУН сегодня не актуальны. Они были и остаются одним из важнейших образовательных результатов. Тем не менее, в системно - деятельностном подходе, который регламентирует сегодня современный ФГОС, требования сейчас предъявляются к трём видам образовательных результов:
1. Предметному.
2. Метапредметному.
3. Личностному.
Здесь можно отметить, что знания, умения и навыки по любому предмету входят в группу предметных результатов. Что касается метапредметного и личностного результатов – это относится к тем индивидуальным личностным результатам, которые должен демонстрировать каждый обучающийся на любой из образовательных ступеней. В связи с этим, можно говорить о том, что в школе сегодня актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний. Актуально в целом развитие личности, а также развитие ее познавательных и созидательных способностей. Школьники должны сегодня правильно оценивать любую полученную информацию и находить эффективные способы её использования .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – No 10. – С. 23-29.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. – 2004. – No 1. – С. 82-89.
3. Алексашкина, Л Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - No 9. - С. 10-20.
4. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. [Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 5. – С. 16-23.
5. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2007. - 216 с.
6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока [Электронный ресурс]. -https://www.studmed.ru/vagin-a-a-metodika-prepodavaniya-istorii-v-sredney-shkole-uchenie-o-metodah-teoriya-uroka_1cbdf2a1680.html?ysclid=lgc9kuxe82476372768 (дата обращения 11.04.23).
7. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования,2017.-No61. – 272 с.
8. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М. : Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
9. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков – М. : Справочник, 2012. – 240 с.
10. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева.// Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
11. Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. – М.: «Завуч», 2000. – 63 с.
12. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
13. Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения 11.04.23).
14. Шакина, Г.В. Оценка сформированности у школьников умений работы с текстом как источником информации [Текст] / Г.В. Шакина. – М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. – 10 с.
15. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М. : Справочник зам. дир.школы, 2012. – 32 с.