Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управление как социальное явление известен с древних времен и является объектом изучения многих наук, включая менеджмент, социологию, политологию, философию, кибернетику, психологию и экономику. Общие законы управления в различных системах (технических устройствах, организмах и общественных институтах) изучает кибернетика (греч. «kybernetike» - искусство управления). В то же время многие исследователи сегодня указывают на необходимость развития теории менеджмента как самостоятельной области научного знания. Знания и понимание прошлого способствуют не только лучшему пониманию современного состояния науки, но и появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления показывает, что некритичные концепции умирали, и оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Начало XXI века - это эпоха стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта новым поколением менеджеров. Отличительной особенностью этого процесса является изучение ценностей и культурных приоритетов государства, ориентированное не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество. Это свидетельствует о развитии человека, его интеллекта, профессионализма, способностей и освоении лучшего опыта, накопленного человечеством.
Изучение истории управленческой мысли поможет определить все лучшие пути, формы и методы, накопленные в этой области, для ускорения решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией.
Любая наука основана на использовании исторического опыта. Усвоение уроков истории поможет избежать противоречий и ошибок, с которыми сталкивались на ранних этапах развития науки. Наука об управлении в этом отношении почти ничем не отличается от других наук. Как и любая другая наука, нас интересует прошлое, настоящее и будущее. Анализируя прошлое, вы можете лучше понять настоящее, чтобы предсказать развитие событий в будущем.
В традиционных обществах управление считается методом достижения целей стабильности и самосохранения. По этой причине она фокусируется на определенных нормах, стандартах и «абсолюте», определяющих определенные формы управленческой практики и их эффективность (теория идеальных состояний Платона - самый известный пример традиционной рациональности). В индустриальном обществе мера социального пространства определяется организацией промышленного производства, ее рациональными аналогами являются классическая наука, в частности механика и математика, образцом научной рациональности считается объективная истина, высшей ценностью, а условиями ее достижения является очищение ума от «идолов» - о субъективности, социальном участии. На науку возложена миссия создания рациональных проектов социальной инженерии и методов их реализации.
Цель работы – рассмотреть современное состояние науки управления.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
изучить понятие науки управления;
проанализировать особенности становления науки управления;
определить тенденции развития науки управления в современный период;
проанализировать проблемные аспекты современной науки управления.
Объектом исследования является ОАО «РЖД». Предмет исследования – современные тенденции науки управления.
При написании курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, диалектический, метод познания социальных явлений. Теоретическую базу данной работы составляют учебные пособия, научные статьи.
Структуру работы определяют задачи, поставленные в исследовании. Настоящая курсовая работа включает введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Введение обосновывает актуальность, определяет цель и задачи исследования. Отражает краткие характеристики объекта и предмета исследования, а также описывает структурные характеристики работы. Теоретическая часть работы представлена исследованием теоретических аспектов развития науки управления. Практическая часть исследования содержит анализ тенденций и проблемных аспектов развития науки управления на современном этапе. Заключение содержит обобщающий вывод. В список использованной литературы включены источники, используемые автором в процессе написания работы.
1 Теоретико-методологические аспекты развития науки управления
1.1 Понятие и становление науки управления
История древнего мира содержит множество свидетельств масштабной человеческой деятельности по осуществлению, которая требовала привлечения большого количества исполнителей. Для координации их деятельности была создана крупная организация, которая требовала управления. Для удовлетворения разнообразных потребностей общества были созданы различные организации. Одной из первых крупных организаций, созданных людьми, является государство. Именно потребности государства оказали значительное влияние на развитие менеджмента .
Вся история человечества - это история управления. Создание письменности древними шумерами 3000 лет назад в наше время дало возможность регистрировать факты, которые являются необходимым условием для управления. Древние египтяне, а позже и китайцы не только осознали необходимость управления, но и фактически выполняли основные функции, которые сейчас представляют собой цикл управления.- Планирование, организация, мотивация, бухгалтерский учет, менеджмент.
Создание огромных сооружений (пирамид, плотин, каналов, защитных сооружений) потребовало оптимизации управления, децентрализации, централизации и делегирования полномочий. Влияние технического прогресса на управление (стандартизация и совместимость деталей, специализация работ и работников) растет. Роберт Оуэн и Джон Стюарт Милль отмечают важность человеческой мотивации - ответственности менеджеров за создание условий для сотрудников. Адам Смит внес фундаментальный вклад в анализ специализации и развитие теории ценности. Имена Макиавелли и Джона Стюарта связаны с формированием теории власти. Но некоторые идеи (например, Р.Оуэн) намного опередили свое время. Организации, существовавшие в то время, имели важную возможность увеличить производство и повысить эффективность, используя более простые и дешевые методы принуждения. Чтобы управлять такой организацией, не было необходимости в сложном обосновании. При принятии решений менеджеры полагались в первую очередь на опыт, интуицию.
Качественные изменения в самой организации - развитие ее структуры, масштаба и отношений с внешней средой-также были пределами формирования современного менеджмента. Управление можно определить как целенаправленную и точно скоординированную деятельность, когда воля человека или группы людей следует за действиями многих. Кроме того, управление можно охарактеризовать как процесс воздействия управляемого (системы управления) на управляемое (управляемую систему).
Управление - это более широкое понятие, чем менеджмент. Это относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам. Практически невозможно найти абсолютно полное унифицированное определение понятия «управления». Особенности, сферы, уровни управления и обстоятельства, в которых они реализуются, сильно различаются между ними .
Управление рассматривается как вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенных целей. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие, а также результат. Там, где мы инвестировали только экономические факторы производства, особенно капитал, развитие не было достигнуто. В некоторых случаях, которые были способны генерировать энергию менеджмента, приводили к быстрому развитию. Другими словами, развитие-это вопрос человеческой энергии, а не экономического богатства. Задача руководства - генерировать человеческую энергию и придавать ей направление.
Именно так Питер Друкер охарактеризовал важность социального функционирования и управления, и человек, впервые вернувшийся в пятидесятые годы XX века, признал появление в мире новых мощных факторов развития. В отечественной литературе по менеджменту часто, когда говорят об управлении производством, обычно подразумевают 2 аспекта этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление процессами. Управление достигается профессионально подготовленными специалистами, формирующими организации, ставящими цели и управляющими ими путем разработки способов их достижения.
Процесс управления включает в себя выполнение функций планирования, организации, координации и мотивации, что позволяет руководителям обеспечивать условия для продуктивной и результативной работы сотрудников, занятых в организации, и достигать результатов, соответствующих поставленным целям. Кроме того, управление рассматривается как процесс, который влияет на деятельность отдельных сотрудников, групп и целых организаций с целью достижения максимальных результатов .
Управление рассматривается как иерархическая организационная структура, в которой реализуются управленческие функции. В свою очередь, иерархия устройств управления находит конкретное отражение в схеме управления конкретным предприятием (организацией). Таким образом, устройство управления является неотъемлемой частью любой организации и ассоциируется с концепцией менеджмента. Без этого организация как целостное существо не может существовать и эффективно работать.
Менеджментом считается категория людей, занимающихся управлением (служащие, наемные работники). Основной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, рабочей силы, информации) для достижения поставленных целей.
В конце XIX - начале XX века менеджмент стал наукой с самостоятельными отраслями знаний, собственным предметом, собственными специфическими проблемами и подходами к их решению. Научная основа этой области представлена в виде концепций, теорий, принципов, методов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает связи между причинами и следствиями, направляет усилия на выявление факторов и условий, при которых совместная работа людей оказалась более полезной и эффективной. Определение менеджмента как науки подчеркивает важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и, соответственно, разрабатывать стратегии и политику организации .
Понимание менеджмента как искусства управления заключается в том, что организация представляет собой сложную социально-техническую систему, на которую влияет большое количество разнообразных факторов, как внешней, так и внутренней среды. Таким образом, менеджмент - это также искусство, которому можно научиться на собственном опыте и которым в полной мере овладевают только те, у кого есть к этому талант.
Чтобы понять суть менеджмента, необходимо взглянуть на него с разных точек зрения:
филология;
практический, то есть как вид профессиональной деятельности;;
возникновение и развитие науки об управлении, то есть с точки зрения систем знаний.
Введение
Управление как социальное явление известен с древних времен и является объектом изучения многих наук, включая менеджмент, социологию, политологию, философию, кибернетику, психологию и экономику. Общие законы управления в различных системах (технических устройствах, организмах и общественных институтах) изучает кибернетика (греч. «kybernetike» - искусство управления). В то же время многие исследователи сегодня указывают на необходимость развития теории менеджмента как самостоятельной области научного знания. Знания и понимание прошлого способствуют не только лучшему пониманию современного состояния науки, но и появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления показывает, что некритичные концепции умирали, и оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Начало XXI века - это эпоха стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта новым поколением менеджеров. Отличительной особенностью этого процесса является изучение ценностей и культурных приоритетов государства, ориентированное не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество. Это свидетельствует о развитии человека, его интеллекта, профессионализма, способностей и освоении лучшего опыта, накопленного человечеством.
Изучение истории управленческой мысли поможет определить все лучшие пути, формы и методы, накопленные в этой области, для ускорения решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией.
Любая наука основана на использовании исторического опыта. Усвоение уроков истории поможет избежать противоречий и ошибок, с которыми сталкивались на ранних этапах развития науки. Наука об управлении в этом отношении почти ничем не отличается от других наук. Как и любая другая наука, нас интересует прошлое, настоящее и будущее. Анализируя прошлое, вы можете лучше понять настоящее, чтобы предсказать развитие событий в будущем.
В традиционных обществах управление считается методом достижения целей стабильности и самосохранения. По этой причине она фокусируется на определенных нормах, стандартах и «абсолюте», определяющих определенные формы управленческой практики и их эффективность (теория идеальных состояний Платона - самый известный пример традиционной рациональности). В индустриальном обществе мера социального пространства определяется организацией промышленного производства, ее рациональными аналогами являются классическая наука, в частности механика и математика, образцом научной рациональности считается объективная истина, высшей ценностью, а условиями ее достижения является очищение ума от «идолов» - о субъективности, социальном участии. На науку возложена миссия создания рациональных проектов социальной инженерии и методов их реализации.
Цель работы – рассмотреть современное состояние науки управления.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
изучить понятие науки управления;
проанализировать особенности становления науки управления;
определить тенденции развития науки управления в современный период;
проанализировать проблемные аспекты современной науки управления.
Объектом исследования является ОАО «РЖД». Предмет исследования – современные тенденции науки управления.
При написании курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, диалектический, метод познания социальных явлений. Теоретическую базу данной работы составляют учебные пособия, научные статьи.
Структуру работы определяют задачи, поставленные в исследовании. Настоящая курсовая работа включает введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Введение обосновывает актуальность, определяет цель и задачи исследования. Отражает краткие характеристики объекта и предмета исследования, а также описывает структурные характеристики работы. Теоретическая часть работы представлена исследованием теоретических аспектов развития науки управления. Практическая часть исследования содержит анализ тенденций и проблемных аспектов развития науки управления на современном этапе. Заключение содержит обобщающий вывод. В список использованной литературы включены источники, используемые автором в процессе написания работы.
1 Теоретико-методологические аспекты развития науки управления
1.1 Понятие и становление науки управления
История древнего мира содержит множество свидетельств масштабной человеческой деятельности по осуществлению, которая требовала привлечения большого количества исполнителей. Для координации их деятельности была создана крупная организация, которая требовала управления. Для удовлетворения разнообразных потребностей общества были созданы различные организации. Одной из первых крупных организаций, созданных людьми, является государство. Именно потребности государства оказали значительное влияние на развитие менеджмента .
Вся история человечества - это история управления. Создание письменности древними шумерами 3000 лет назад в наше время дало возможность регистрировать факты, которые являются необходимым условием для управления. Древние египтяне, а позже и китайцы не только осознали необходимость управления, но и фактически выполняли основные функции, которые сейчас представляют собой цикл управления.- Планирование, организация, мотивация, бухгалтерский учет, менеджмент.
Создание огромных сооружений (пирамид, плотин, каналов, защитных сооружений) потребовало оптимизации управления, децентрализации, централизации и делегирования полномочий. Влияние технического прогресса на управление (стандартизация и совместимость деталей, специализация работ и работников) растет. Роберт Оуэн и Джон Стюарт Милль отмечают важность человеческой мотивации - ответственности менеджеров за создание условий для сотрудников. Адам Смит внес фундаментальный вклад в анализ специализации и развитие теории ценности. Имена Макиавелли и Джона Стюарта связаны с формированием теории власти. Но некоторые идеи (например, Р.Оуэн) намного опередили свое время. Организации, существовавшие в то время, имели важную возможность увеличить производство и повысить эффективность, используя более простые и дешевые методы принуждения. Чтобы управлять такой организацией, не было необходимости в сложном обосновании. При принятии решений менеджеры полагались в первую очередь на опыт, интуицию.
Качественные изменения в самой организации - развитие ее структуры, масштаба и отношений с внешней средой-также были пределами формирования современного менеджмента. Управление можно определить как целенаправленную и точно скоординированную деятельность, когда воля человека или группы людей следует за действиями многих. Кроме того, управление можно охарактеризовать как процесс воздействия управляемого (системы управления) на управляемое (управляемую систему).
Управление - это более широкое понятие, чем менеджмент. Это относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам. Практически невозможно найти абсолютно полное унифицированное определение понятия «управления». Особенности, сферы, уровни управления и обстоятельства, в которых они реализуются, сильно различаются между ними .
Управление рассматривается как вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенных целей. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие, а также результат. Там, где мы инвестировали только экономические факторы производства, особенно капитал, развитие не было достигнуто. В некоторых случаях, которые были способны генерировать энергию менеджмента, приводили к быстрому развитию. Другими словами, развитие-это вопрос человеческой энергии, а не экономического богатства. Задача руководства - генерировать человеческую энергию и придавать ей направление.
Именно так Питер Друкер охарактеризовал важность социального функционирования и управления, и человек, впервые вернувшийся в пятидесятые годы XX века, признал появление в мире новых мощных факторов развития. В отечественной литературе по менеджменту часто, когда говорят об управлении производством, обычно подразумевают 2 аспекта этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление процессами. Управление достигается профессионально подготовленными специалистами, формирующими организации, ставящими цели и управляющими ими путем разработки способов их достижения.
Процесс управления включает в себя выполнение функций планирования, организации, координации и мотивации, что позволяет руководителям обеспечивать условия для продуктивной и результативной работы сотрудников, занятых в организации, и достигать результатов, соответствующих поставленным целям. Кроме того, управление рассматривается как процесс, который влияет на деятельность отдельных сотрудников, групп и целых организаций с целью достижения максимальных результатов .
Управление рассматривается как иерархическая организационная структура, в которой реализуются управленческие функции. В свою очередь, иерархия устройств управления находит конкретное отражение в схеме управления конкретным предприятием (организацией). Таким образом, устройство управления является неотъемлемой частью любой организации и ассоциируется с концепцией менеджмента. Без этого организация как целостное существо не может существовать и эффективно работать.
Менеджментом считается категория людей, занимающихся управлением (служащие, наемные работники). Основной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, рабочей силы, информации) для достижения поставленных целей.
В конце XIX - начале XX века менеджмент стал наукой с самостоятельными отраслями знаний, собственным предметом, собственными специфическими проблемами и подходами к их решению. Научная основа этой области представлена в виде концепций, теорий, принципов, методов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает связи между причинами и следствиями, направляет усилия на выявление факторов и условий, при которых совместная работа людей оказалась более полезной и эффективной. Определение менеджмента как науки подчеркивает важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и, соответственно, разрабатывать стратегии и политику организации .
Понимание менеджмента как искусства управления заключается в том, что организация представляет собой сложную социально-техническую систему, на которую влияет большое количество разнообразных факторов, как внешней, так и внутренней среды. Таким образом, менеджмент - это также искусство, которому можно научиться на собственном опыте и которым в полной мере овладевают только те, у кого есть к этому талант.
Чтобы понять суть менеджмента, необходимо взглянуть на него с разных точек зрения:
филология;
практический, то есть как вид профессиональной деятельности;;
возникновение и развитие науки об управлении, то есть с точки зрения систем знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 100 с.
2. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
4. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.
5. Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
6. Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 352 с.
7. Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
8. Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 182 с.
9. Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера : научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 376 с.
10. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
11. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 319 с.
12. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 305 с.
13. Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент : учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.
14. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Антонец [и др.] ; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.
15. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
16. Кнышова, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. — Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 304 с.
17. Кожевина, О. В. Управление изменениями : учебник / О. В. Кожевина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 304 с.