Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Значение данной темы заключается в том, что проблема подростковой преступности очень серьезна в нашей стране. Рост преступности среди несовершеннолетних негативно влияет не только на общество, но и на самих подростков, угрожая их психическому и физическому здоровью и часто приводя к смерти.
Проблема подростковой преступности является показателем нравственного здоровья нашего общества. Эту проблему необходимо решать на государственном уровне.
В настоящее время государство уделяет большое внимание проблеме преступности несовершеннолетних, созданы службы медиации, системы поддержки семьи и ряд других инструментов. Это говорит о том, что превентивные меры государства помогают снизить уровень преступности среди несовершеннолетних.
Социальная политика Министерства науки и высшего образования РФ, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, основывается на базовом Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ).
В настоящее время в этой области разработано законодательство и целевые программы, подчеркивающие важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в региональных специализированных центрах.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения в области профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
Целью исследования является анализ проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие правонарушений несовершеннолетних;
2.рассмотреть правонарушения несовершеннолетних как направление социальной работы;
3.исследовать меры профилактики и цели социальной работы среди несовершеннолетних;
4.проанализировать проблемы социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере права социального обеспечения; и иные материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Филиппова М.В., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Мачульская Е.Е. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы
1.1. Понятие правонарушений несовершеннолетних
Согласно Конвенции, ребенок (несовершеннолетний) - это любое лицо, не достигшее 18 лет (Конвенция ООН № 31/49, статья 1). Законодательство РФ также предусматривает, что несовершеннолетний - это лицо, не достигшее 18 лет. Некоторые несовершеннолетние дети являются несовершеннолетними правонарушителями, т.е. лицами, совершившими уголовное преступление .
Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ ) определяет преступление как общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Многие авторы уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и рассматривают преступность в ее различных взаимосвязях.
П.Д. Павленок в своей концепции социальной работы с группами девиантного поведения определяет делинквентность как: "противоправное, социально вредное и виновное деяние". Нарушения многих требований закона в обществе широко распространены и наносят вполне конкретный моральный и материальный ущерб, поэтому преступность можно рассматривать как несоциальное явление".
По мнению С.А. Беличевой, "делинквентность - это уровень так называемого докриминального асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не был субъектом преступления, а его социальные отклонения - это мягкое поведение, нарушение моральных норм и правил общественного поведения, уклонение от учебы и общественно полезной деятельности, употребление алкоголя, наркотиков, ядов, разрушение психики и другие формы несоциального поведения, не представляющие значительной общественной опасности, проявляются на уровне антиобщественного поведения". Иными словами, с точки зрения правовых норм, они не подлежат прямому наказанию.
В.И. Курбатов ставит тезис о "делинквентности" несколько иначе. Согласно его точке зрения, преступление - это "греховное поведение юридически грамотного лица, противоречащее нормам права и влекущее юридическую ответственность". Автор различает правонарушения: "проступки (гражданские, дисциплинарные и административные)" и "преступления". Преступление определяется следующим образом: преступление - это "общественно опасное деяние (действие или бездействие), наказуемое и запрещенное УК РФ". Проступок определяется следующим образом: проступок определяется как "невиновное противоправное деяние лица меньшей степени общественной опасности, которое отличается от преступления" .
Основным признаком, по которому преступление делится на виды, является степень общественной опасности.
Степень общественной опасности характеризуется следующими признаками:
-значимость общественных отношений, регулируемых правом;
-способом, временем и местом совершения преступления;
-характер правонарушения;
-личность правонарушителя.
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на две категории: преступления и проступки.
Любое деяние, ответственность за которое предусмотрена УК РФ, считается уголовным преступлением. Проступки характеризуются
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 26. - Ст.3177
4. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
5. Долгополов П.С. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав // СПС КонсультантПлюс. 2023.
6. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
7. Ергашев Е.Р., Бобина Р.В. Проблемы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2019. № 3. С. 59 - 63.
8. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
9. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
10. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.