Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы обусловлена тем, что эффективность управления и создание благоприятных условий для достижения целей социально-экономического развития нашей страны во многом зависят от грамотно разработанных государственных программ.
Каждая государственная программа содержит перечень взаимосвязанных ключевых мероприятий (проектов). В современных условиях для достижения поставленных целей и более эффективного использования бюджетных средств необходимо внедрять и использовать новые инструменты управления.
Одним из таких инструментов является управление проектами. Методы управления проектами показали свою актуальность и эффективность во всем мире. Правительство Российской Федерации установило программно-целевой бюджетный процесс, что создает предпосылки для развития практики управления проектами в российских государственных органах.
Анализ научной литературы и нормативных документов в области современной науки и образования показывает, что научная разработанность данной темы исследования недостаточна. Современные отечественные ученые изучают различные аспекты управления проектами в общественных организациях. Например, Мастеров А.И. о проблемах бюджетирования программ в России и путях его совершенствования; Мухачева С.В. о методологических подходах к оценке социальных инновационных проектов; Суренков К.А. о государственных программах и проектах, принципах разработки и механизмах реализации. Однако вопросы и направления разработки рекомендаций по совершенствованию процесса реализации проектов остаются открытыми.
Предметом исследования является процесс управления проектами в государственных органах.
Объектом исследования является строительная сфера Ненецкого автономного округа.
Цель данного исследования - разработать паспорт проекта в строительной сфере Ненецкого автономного округа.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы управления проектами в компетентных органах;
- проанализировать строительную сферу Ненецкого автономного округа;
- разработать паспорт проекта в сфере строительства Ненецкого автономного округа.
В исследовании использовались методы сравнения, анализа и абстрактной логики.
Теоретической основой исследования являются труды ученых, специализирующихся в данной области, нормативно-правовые акты, учебники и периодические издания.
Нормативно-правовой базой являются Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Ненецкого автономного округа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования по разработке проектов в строительной сфере на региональном уровне.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных материалов.
Глава 1. Теоретические основы управления проектами в органах власти
1.1. Проекты в органах власти: понятие и их роль в региональном развитии
Государственное управление - это процесс, направленный на достижение целей, относящихся к основным сферам жизни государства. Управление означает анализ, прогнозирование, принятие решений, организацию их выполнения и принятие ответственности.
Приоритеты развития нашего общества представляют собой совершенно новый взгляд на государственное управление. Это требует изменений, направленных на повышение качества государственного управления. В США о создании и успехе управления проектами как самостоятельной области менеджмента стало известно в 1950-х годах. Первоначально управление проектами активно продвигалось для бизнеса и промышленности. Однако с 1990-х годов западные страны стали укреплять государственное управление на основе проектной деятельности. Это привело к значительным достижениям в области государственного управления и развитию методологии управления проектами.
Управление проектами было учреждено как самостоятельная дисциплина, и PMI разработал первое издание РМВОК, международного стандарта. На сегодняшний день разработано несколько стандартов РМВОК, описывающих различные аспекты управления проектами. Россия позже многих стран включилась в административную реформу и в настоящее время находится в процессе освоения новых инструментов управления, включая управление проектами и методологию. Однако на протяжении 20-го века различные научные школы разрабатывали определенные методы и инструменты, которые сегодня принадлежат к истокам современных форм российского управления проектами. Например, сетевая программа, предложенная русским инженером А.А. Эрасмусом, распространилась по всему миру. Необходимым условием управления проектами в Российской Федерации является бюджетирование в соответствии с программными принципами.
В рамках научной школы А. Гусакова изучаются теория организационно-технической надежности, позволяющая учитывать различные случайные факторы, влияющие на реализацию проектов; методы и средства имитационного моделирования, а также построения на основе системного подхода к реализации инвестиционно-строительных проектов теория системной инженерии, принципы разработки и внедрения экспертных систем и баз знаний в проектировании и строительстве. Б. Титаренко Роботизированная технология предназначена для поддержки принятия проектных решений на всех этапах управления проектом в условиях неопределенности.
В целом, современные российские научно-методические исследования в области управления проектами предусматривают достаточно широкое использование методов и инструментов управления проектами в целом, направленных на решение актуальных задач. Прежде всего, устойчивого развития, мобилизации и развития человеческого потенциала и достижения долгосрочного успеха.
В России сформировалось и активно действует профессиональное сообщество менеджеров проектов. В этом сообществе активную роль играют такие профессиональные ассоциации, как Российская ассоциация управления проектами СОВНЕТ и группа компаний "Проектная ПРАКТИКА".
Сегодня управление проектами выделяется как самостоятельная отрасль знаний со своими стандартами, методологией и ноу-хау. Управление проектами признается как процесс, общий для всех проектов и не зависящий от предметной области.
В рамках проектного подхода основной термин "проект" имеет множество аспектов и широко используется для характеристики различных процессов человеческой деятельности.
Проект (лат. "projectus" - "проецирующий, проектирующий, отражающий") - это то, что задумано или запланировано. Проект - это своего рода идея, деятельность, предназначенная для реализации. В более широком смысле проект - это метод, техника, используемая для реализации идеи. Проект - это комплекс взаимосвязанных и интегрированных мероприятий, проводимых для достижения определенного результата, "система или целое, состоящее из взаимосвязанных частей".
"Проект - это временное мероприятие по производству уникального продукта, услуги или результата".
В государственном управлении проект - это деятельность, направленная на достижение уникального результата, включая пути улучшения, при наличии временных и финансовых ограничений. Исходя из этого определения, можно определить качества проекта как способа организации деятельности: уникальность результата, новизна метода решения проблемы, постоянное качество результата, постоянное время реализации, постоянные требуемые ресурсы.
Для достижения поставленных государством целей и решения проблемы разрабатывается государственная программа. Каждая государственная программа содержит перечень ключевых мероприятий, т.е. проектов, связанных общими целями. Основное различие между этими понятиями – масштаб.
Государственная программа Российской Федерации - это система мер, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти для обеспечения государственной безопасности социально-экономического развития Российской Федерации.
Структура государственной программы определяется сферами ее применения и их спецификой. Типовая структура программы включает специфику проблемы, основные цели и задачи, систему мероприятий, ресурсное обеспечение, механизмы реализации, организационные аспекты, методы управления, контроль за ходом реализации, а также оценку ожидаемого эффекта и социально-экономических последствий реализации программы.
Ресурсный пакет программы представляет собой объем финансирования из различных источников. На рисунке 1 показаны основные источники финансирования программы.
Результаты проекта могут иметь различные последствия (экономические, политические, социальные и т.д.) и могут представлять собой материальные и нематериальные продукты, услуги и выгоды.
В современной отечественной литературе по управлению проектами проводится общее различие между двумя подходами к определению проектов: системный подход и подход, основанный на деятельности. Системный подход определяет проект как систему специальных действий, направленных на достижение уникального, но в то же время надежного результата. Второй подход, деятельностный, трактует проект как деятельность субъекта по переводу объекта из текущего состояния в желаемое будущее состояние, наиболее соответствующее его восприятию. В контексте деятельностного подхода проект является деятельностью и может пониматься как творческая, интеллектуальная и целенаправленная деятельность субъекта.
Поскольку единого и общепринятого определения понятия "проект" не существует, термин "управление проектами" также является несколько противоречивым и неоднозначным, зависящим от выбранной модели, подхода к структуре знаний, типа и вида проекта. Русский перевод термина "управление проектами" также варьируется: управление проектом, управление проектом (проектами), управление проектом и т.д.
В последних отечественных теоретических и практических исследованиях, посвященных проектным подходам, используются выражения "управление проектами", "управление проектами", "проектный подход".
"Управление проектами - это особый вид управленческой деятельности, основанный на заранее разработанной модели поведения для достижения конкретных целей."
Как уже упоминалось выше, термины "управление проектами" и "управление проектами" часто встречаются в научной литературе, а термин "проектная деятельность" - в нормативно-правовых документах и научных работах, описывающих применение проектного подхода в органах управления.
Основной задачей проектной деятельности является оптимизация процесса, а задачей менеджера проекта - поиск наилучшего варианта решения проблемы в условиях ограниченных ресурсов и при заданном уровне качества.
Проектная деятельность имеет два аспекта. С одной стороны, это идеальная деятельность, поскольку она предполагает планирование на будущее и видение того, как все должно быть. Проектная деятельность всегда ориентирована на результат, что означает, что руководство имеет относительно высокую степень свободы. Объектом управления является проект, который признается уникальным и единственным в своем роде. С другой стороны, проектная деятельность отражает процесс реализации цели и является технической деятельностью.
Организация проектной деятельности в государственном управлении должна быть в форме самостоятельного проекта с особой стадией. Принятые решения оформляются в виде проектного документа. Это паспорт проекта по организации проектной деятельности и поэтапный план разработки и реализации мероприятий.
Прокофьев С.Е. и Васильев А.И. в своей работе "Методические рекомендации по внедрению проектного управления в административных органах" обобщают этапы внедрения систем управления проектами в административных органах и делят их на основные процессы и вспомогательные процессы (таблица 1). Основные процессы включают стратегическое управление, тактическое управление и управление проектами.
Использование проектного управления в деятельности органов государственной власти можно оценить с точки зрения его эффективности. Во-первых, оно позволяет адаптировать деятельность и ее результаты к изменениям во внутренней и внешней среде, принося значительные выгоды для общества. Во-вторых, это позволяет избежать громоздких бюрократических цепочек и смысловых барьеров, поскольку сотрудники всегда так или иначе вовлечены в реализацию конкретных управленческих решений. В-третьих, это предотвращает растрату большего количества ресурсов, чем оплачивается. Однако деятельность в отечественной практике государственного управления основана на процессном подходе, что, на мой взгляд, является основной причиной отсутствия этих трех элементов.
Фрагмент для ознакомления
3
Книга одного автора
1. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов. 4-е изд., стереотип. М., 1996. С. 624.
2.Гегедюш Н.С. Проектное управление в органах власти: Учебник и практикум для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. – 186 с.
3. Голубев С.С. Повышение эффективности реализации национальных проектов и государственных программ на основе внедрения принципов проектного управления / С.С. Голубев, О.М. Елфимов // На страже экономики. – 2019. – № 3(10). – С. 16-24.
4. Гусаков А.А. Системотехника строительства / РАН Совет по комплексной проблеме «Кибернетика». 2-е изд., перераб, и доп. М.: Стройиздат, 1993. С. 8.
5. Калугина Т.Г. Система подготовки рабочих кадров: точки роста / Т.Г. Калугина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3(23). – С. 13-25.
6. Коваленко П.П. Оценка экономической эффективности инвестиционных и инновационных проектов / П.П. Коваленко. – М.: Лаборатория книги, 2011. - 146с.
7. Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебное пособие. – М.: ЦСП и М, 2016. – 174с.
8. Мастеров А.И. Проблемы и пути совершенствования программно-целевого бюджетирования в России / А.И. Мастеров // Финансы: теория и практика. – 2019. – Т. 23. – № 2(110). – С. 44-57. – DOI 10.26794/2587-5671-2019-23-2-44-57.
9. Мухачева С.В. Методический подход к оценке социальных инновационных проектов / С.В. Мухачева // Социальное пространство. – 2015. – № 2(2). – С. 2.
10. Полковников А. Эффективное управление проектами. С.
11. Суренков К.А. Государственные программы и проекты. Принципы разработки и механизмы реализации / К.А. Суренков // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 22(34). – С. 19-22.
12. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. С. 24.
13. Харченко К.В. Проектное управление в государственных и муниципальных органах и учреждениях: учебное пособие / К.В. Харченко. – М.: Дело, 2018. – 167 с.
14. Цыгичко, В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов: учебное пособие. – М.: КД Либроком, 2017. – 240 с.
Книги двух или нескольких авторов
1. Гусаков А.А., Гинзбург А.В., Веремеенко С.А. и др. Организационно-технологическая надежность строительства. - М.: SvRApy^ 1994. - С. 6-472.
2. Кузык, Б.Н., Кушлин, В.Н. и др. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. – М.: Экономика, 2017. – 604с.
3. Особенности управления ИТ-проектами / А.С. Ерсултанова, М.С. Уайсова, Г.Т. Азиева [и др.] // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 13(48). – С. 444-454.
Электронные ресурсы
1. Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа | Строительство // http://gkh.adm-nao.ru/stroitelstvo/
2. Официальный сайт Ненецкого автономного округа / Ненецкий автономный округ | Главная / https://adm-nao.ru/?show=normative
3. Росстат: ввод многоквартирных домов застройщиками в Ненецком автономном округе за январь-декабрь 2022 года вырос на 159,7% (графики) - Новости ЕРЗ.РФ // https://erzrf.ru/news/rosstat_vvod_mnogokvartirnyh
_domov_zastrojschikami_v_nenetskom_avtonomnom_okruge_za_yanvar-dekabr_2022_goda_vyros_na_159_7_protsentov_grafiki?regions=&tag=214-ФЗ
Нормативные и законодательные документы
1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 // Российская газета. – 2018.
2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474 // Российская газета. – 2020.
3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» от 08.11.2021 № 633 // Российская газета. – 2021.
4. Национальный Стандарт ГОСТ Р 58184-2018 «Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения» от 12.01.2018 № 26Р-АУ // https://docs.cntd.ru/. – 2018.
5. Постановление Правительства РФ «О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации» от 15.10.2016 № 1050 // Российская газета. – 2016.
6. Постановление Правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 31.10.2018 № 1288 (с изменениями на 1 марта 2023 года) // https://docs.cntd.ru/document/551541664?marker=64U0IK
7. Распоряжение Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» от 14.04.2014 № 26Р-АУ // Российская газета. – 2014.
8. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 16.06.2020 № 168-п «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Ненецкого автономного округа» https://docs.cntd.ru/document/570845146
9. Закон Ненецкого автономного округа от 13 октября 2011 года N 71-ОЗ «О государственных информационных системах Ненецкого автономного округа» (с изменениями на 23 декабря 2022 года) // https://docs.cntd.ru/document/453111427?marker
10. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30.06.2014 № 236-п «Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Единая система информационных ресурсов официальных сайтов органов государственной власти Ненецкого автономного округа"» (с изменениями на 28 ноября 2022 года) // https://docs.cntd.ru/document/411702994
11. Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 08.12.2014 № 474 п. «О Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа» (с изменениями на 13 февраля 2023 года - docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/411716244
12. Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 08.12.2014 № 474 п «Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе"» - docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/494310018