Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется разнообразием практических форм реализации территориальной взаимосвязи внутри определенных стран и способов соотношения их друг с другом. Государство представляет из себя динамическим образом развивающееся явление, внутреннее устройство которого трансформируется на протяжении всего периода исторического развития. Помимо этого, любое государство неизбежно включается в те либо другие отношения с другими странами, которые могут обладать продолжительным и устойчивым характером. Следует разграничить внутреннее устройство государства от разных объединений, в которые вступают на международной арене разные страны, что часто в силу объективных причин обладает сложным характером.
Исторически сформировалось так, что вопросы, связанные с государственной властью, всегда вызывали широкий интерес в обществе. Они имеют актуальность и в современных условиях: на них замкнуты сложные отношения структура парламента и президента, вопросы федерализма, налоговая политика, издержки непродуманной приватизации, разгул криминала, острые проблемы невыплат заработных план, пенсий и др.
Многие государства сегодня обладают федеративным либо унитарным характером. Унитарные государство больше всего соответствуют юридической природе самого государства, они хорошо управляются и обеспечивают суверенитет и единство. Рассмотрение унитарных государств весьма актуально по причине формирования тенденции к регионализации, т.е. наличием ярко выраженного желания административно-территориальных единиц получить суверенитет, что часто влечет за собой процессы федерализации, т.е. смену унитарной формы государственно-территориального устройства на федеративное. Региональные государства сегодня получают все более широкое распространение. Форма их государственно-территориального устройства, юридическая природа, положение их частей в настоящее время не было подвергнуто обстоятельному научному анализу.
Федерации, в сравнении с государствами с унитарным устройством, признают более сложными государствами. Их формирование определяется желанием выразить интересы определенных территорий через предоставление независимости при решении отдельных вопросов. Комплекс теоретического опыта, знаний, идей в отношении федерации определяется многообразием, неоднозначностью суждений, наличием большого количества вопросов дискуссионного характера, что требует их последующего научного обоснования и уточнения.
Проводя анализ формы государственного устройства РФ, главным образом, следует учитывать, что российское государство и общество при утверждении федеративной системы государства, должны рассматривать федерацию не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого принципа, а федерация для того, чтобы обеспечить в стране экономический и социальный прогресс.
Принцип федерализма, безусловно, крайне важен для того, чтобы интегрировать РФ в сферу международных отношений в мировую правовую систему, которая отличается не только своими масштабами, но и многообразием признаков, характерных только нашей стране: экономических, национальных, исторических, социальных, идеологических, политических.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с формой политико-территориального (государственного) устройства.
Предмет исследования – особенности формы политико-территориального (государственного) устройства.
Цель данной работы – комплексное исследование формы политико-территориального (государственного) устройства: понятия, видов, характеристики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие формы государства;
2) рассмотреть понятие и признаки формы политико-территориального (государственного) устройства;
3) исследовать простую форму политико-территориального (государственного) устройства (унитарную);
4) определить особенности сложной формы политико-территориального (государственного) устройства (федеративную, конфедеративную).
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Умнова И.А., Костылева Е.Д, Марченко М. Н., Смирнова Л.В., Осколков П.В., Протасов В. Н., Чернявская А.В., Гридчина А.В., Морозова Л. А., Лазарев В. В., Кочетков Е.Е., Евдеева Н.В., Фурсов В.В., Власова П. Н., Багаева А.А., Суменова Д.К. и др.
При написании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные юридические (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т.д.).
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика формы политико-территориального (государственного) устройства как элемента формы государства
1.1. Понятие формы государства
Отличительные особенности государства, первоначально заключающиеся в его предпосылках, в ходе развития истории переходят в форму государства.
Формой государства признается устройство, состоящее в характере политико-правовых отношений между гражданами, между гражданами и государством и во время управления ими, в способах организации государственных органов власти, а также административно-территориальном разделении государства.
Категория «форма государства» отражает особенности внутренней организации государства, процесс возникновения и систему государственных органов власти, характерные признаки их территориальной независимости, характер правовых отношений между ними и с гражданами, включая методы, используемые ими для ведения организационной и управленческой деятельности. Иными словами, формой государства признается устройство государственной власти и ее организация .
На данный период времени форму государства определяют как способ организации политической власти, который охватывает политический режим, форму правления и политико-государственное устройство.
Три перечисленных компонента изучаются в тесном взаимодействии, попытки их изоляции друг от друга не предпринимаются. Необходимо заметить, что предложения по поводу пересмотра подхода к установлению формы государства поддержки не нашли. Так, к примеру, не получило распространения представление о структуре с четырьмя звеньями, куда входит наравне с формой правления, политическим режимом, политико-правовым устройством государства еще и политическую динамику, определяющую происходящие преобразования.
Сформировавшееся понимание этого феномена уже продолжительное время не подвергается определенным модификациям, ценность для практики несомненно.
Таким образом, форма государства включает в себя три компонента:
1)форма правления;
2) политический режим;
3) форма политико-государственного устройства.
Рассмотрение различных аспектов формы государства имеет крайне важное значение, для теории, так и для правоприменительной практики. Некоторые ошибки и просчеты при решении этих жизненных вопросов могут повлечь за собой острые политические конфликты, сложные моральные и материальные потери.
В различных странах форма государства имеет свои характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняется новым смыслом, содержанием, обогащаясь во взаимосвязи между собой.
Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления на практике и устройство ее территории, характеризующие отличительные особенности государственного развития, уровень ее демократии, культуры граждан, т.е. форма государства никогда не была, и не будет оставаться неизменной. Под влиянием многих социально-политических, идеологических, экономических факторов они постоянно развиваются .
За всю историю развития права и государства были высказаны различные позиции по вопросам о форме государстве. Предлагались различные подходы при решении этой проблемы. Еще в Древней Греции и в Древнем Риме философы и юристы высказывали различные, а в отдельных случаях и весьма противоречивые точки зрения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются между собой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеративный договор от 31.03.1992 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации // СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература:
1. Абдулаева Г.О. Принципы федеративного устройства России // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 53-55.
2. Абражеева, Д. В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства // Журнал «Право: история, теория, практика». - 2018. - С. 1-3
3. Антонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
4. Ахвердиев Э. А. Форма государства сквозь призму системного подхода // Журнал «Политика и общество». – 2018. – С.10-12
5. Багаева А.А., Суменова Д.К. Конституционные принципы федеративного устройства России // Журнал «Наука XXI века: вызовы, становление, развитие». - 2023. - С. 151-156.
6. Башкирцева С.А. Роль федеративного договора в истории становления федеративного устройства РФ // Журнал «Аллея науки». - 2019. - Т. 2. - № 3 (30). - С. 542-547.
7. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.
8. Евдеева Н.В., Фурсов В.В. Форма государственного устройства и конфедерация // Журнал «Законность и правопорядок». - 2021. - № 1 (29). - С. 34-37.
9. Еланидзе Т.В. Понятие унитарного государства в теории государства // Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей. - 2021. - С. 28-31.
10. Здунова Д. И. Форма государства: причины многообразия форм // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2019.- С. 92-94
11. Исмаилов А.Ф. Унитарное и федеративное государство // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. - С. 77-78.
12. Капошко И.С. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ // Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник научных статей. - 2022. - С. 148-150.
13. Комаров С. А. Общая теория государства и права. 9-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.: Издательство Юрайт - 2019 - 506с.
14. Кочетков Е.Е. Перспективные траектории эволюции унитарного государства: между регионализацией и федерацией // Журнал «Вестник российской нации». - 2022. - № 1-2 (84). - С. 82-91.
15. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 521 с.
16. Ланская И.А. Идеальное государство: федеративное или унитарное? // Журнал «Образование и наука в России и за рубежом». - 2018. - № 8 (43). - С. 149-151.
17. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 464 с.
18. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт - 2019 - 585с.
19. Осколков П.В. Унитарные государства: сравнительный анализ. Учебное издание. Под. ред. О. В. Гаман-Голутвиной. Москва, 2020. С. 333-339.
20. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
21. Ромашов Р. А. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт - 2019 - 443с.
22. Смирнова Л.В. Конфедерация: форма государства или форма межгосударственного объединения // Журнал «Эволюция российского права». – 2019. – 634-637
23. Теория и методология юридической науки: Часть вторая : История, социология и отраслевые юридические дисциплины: учебник для магистратуры: в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. — М.: Норма : ИНФРА-М 2019. — 288 с.
24. Умнова И.А., Костылева Е.Д. Современный российский федерализм и перспективы развития российского государства и права // Журнал «Российское правосудие». - 2019.- № 3. - С. 104-108.
25. Чернявская А.В., Гридчина А.В. Форма государственного устройства // Журнал «Личность, общество, власть». - 2019. - С. 347-351.
26. Эбзеев Б. С. Актуальные проблемы реализации Конституции России 1993 года // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии». – 2018. – С. 74
27. Юрасова А. В. Конфедерация: исторический опыт и современность // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 24