Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Основные этапы становления и развития системы органов государственной власти России
1.1.История органов государственной власти в России
В ходе своего исторического развития административная система в нашей стране неоднократно претерпевала значительные изменения. Последний век истории не стал в этом отношении исключением. Россия вступила в XX век как абсолютная монархия. Хотя в ней "не было представительных учреждений, а монарх был единственным носителем государственного суверенитета", уже в начале 20 века можно было наблюдать реформы государственного устройства.
6 августа 1905 года был составлен манифест, учреждавший в России выборный законодательный орган - Государственную палату. В выборах могло участвовать не все население страны: женщины, солдаты, студенты и рабочие не могли голосовать. Также предусматривалось, что избиратели будут обладать высокими имущественными правами .
Государственные парламенты в этот период были лишены права законодательной инициативы, а министры являлись представительными органами, подотчетными монарху и не несущими ответственности перед парламентом. Такая форма организации не пользовалась поддержкой широкой общественности, и в результате забастовок 17 октября 1905 года правительство приняло Декларацию об улучшении общественного порядка. Эта декларация включала обязательства "обеспечить народу нерушимую основу гражданских свобод - безопасность личности, совести, свободу слова, собраний и ассоциаций; привлечь все слои населения к выборам в Национальное собрание; признать собрание законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не может иметь силу".
Этот нормативный закон стал первым шагом на пути к реализации правового государства и имел огромное значение для дальнейшего развития России.
Право законодательной инициативы было предоставлено Государственной Думе и Государственному Совету. Они контролировали деятельность друг друга. Государственный совет был верхней палатой парламента и состоял из выборных представителей от университетов, православного духовенства, местных земских собраний и палаты пэров, которые в иных случаях назначались императором. Срок полномочий членов Палаты советников составлял девять лет, и председатель Палаты советников представлял законопроект на утверждение царю.
В 1906 году состоялись выборы в первую Государственную Думу, состоявшую из 478 членов, но действующее правительство не поддержало Думу по принципиальному вопросу об эвакуации земель, и первая Государственная Дума была распущена 9 июля 1906 года.
Выборы во вторую Государственную Думу состоялись в 1907 году, было избрано 518 депутатов. Деятельность Думы была антиправительственной, и Дума также была распущена 3 июня 1907 года.
Третья Государственная палата просуществовала пять лет, с 1907 по 1912 год, и сосредоточилась на своей главной задаче - законотворчестве. Законопроекты, обсуждаемые в Думе, охватывали все сферы жизни: за пять лет было рассмотрено 2432 законопроекта. В 1917 году в России было сформировано новое правительство, которое все больше напоминало республиканскую форму правления .
Прокламация Временного правительства, обнародованная 3 марта 1917 года, содержала программу из восьми пунктов: "установление свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных, религиозных и государственных ограничений; немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания на основе всеобщих, равных, прямых и тайных выборов; замена полиции народным ополчением и выборными должностными лицами, подчиненными местному самоуправлению". В нем содержалась полная программа из восьми пунктов по "твердому установлению исполнительной власти", включая замену, выборы органов местного самоуправления и создание Синода.
Существовал общественный исполнительный комитет, который контролировал деятельность автономных органов. В регионах власть осуществляло земское собрание, его деятельность набирала обороты, создавались самостоятельные сельские комитеты.
В октябре 1917 года к власти пришли большевики и создали новое Временное правительство (сейчас оно называется Съезд народных комиссий).
В 1918 году была принята первая советская конституция - Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов. Россия провозглашается Советской Республикой рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".
Высшим органом власти становится Всероссийский съезд Советов. Центральный исполнительный комитет Всероссийского Совета осуществляет верховную власть в период между съездами, а также избирает Народный комиссариат (национальное правительство).
Всероссийский советский съезд должен был созываться не реже двух раз в год Центральным исполнительным комитетом Всероссийского совета, в ведении которого находились высшие органы государственной власти.
ВЦИК являлся высшим законодательным и контрольным органом в России того времени. Всероссийский центральный исполнительный комитет был высшим законодательным и контрольным органом в России того времени и руководил деятельностью всех властных структур.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет СССР отчитывался о результатах своей деятельности перед Всероссийским съездом Советов.
Согласно Конституции 1918 года, делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики управлял Совет Народных Комиссаров. Совет Народных Комиссаров был ответственен перед Всероссийским Советским Съездом и Всероссийским Советским Центральным Исполнительным Комитетом.
Согласно Конституции 1918 года, местные органы власти следили за выполнением распоряжений высших органов власти, решали важные местные проблемы и проводили мероприятия в культурной и экономической сфере.
Когда началась гражданская война, Совет рабоче-крестьянской обороны стал верховным органом власти и централизации власти. Эта организация в первую очередь отвечала за военные вопросы и осуществляла руководство мобилизацией сил и средств для обороны советских республик.
С окончанием гражданской войны были заложены предпосылки для создания единого государства - СССР: в 1924 году была принята его конституция.
Согласно этому правовому акту, высшим органом власти являлся съезд СССР, который созывался ежегодно. Между съездом и парламентом власть осуществляет Центральный исполнительный комитет СССР.
Центральный исполнительный комитет Союза Советских Социалистических Республик обладает законодательной инициативой, а также регулирует деятельность, связанную с законодательством в СССР.
Президиум Центрального исполнительного комитета осуществляет контроль за исполнением Конституции и других нормативно-правовых актов на территории Союза Советских Социалистических Республик. Центральный исполнительный комитет состоит из двух съездных органов - Союзного Совета и Этнического Совета, которые являются равноправными.
Союзный Совет состоит из 414 членов, избираемых Съездом СССР из числа союзных республик. В состав Этнического совета входят члены от союзных республик и социалистических автономных республик. Эти органы рассматривают нормативные правовые акты, направляемые органами власти.
Исполнительным и руководящим органом Центрального Исполнительного Комитета является Народный Комитет. Для непосредственного руководства различными областями государственного управления, входящими в компетенцию Совета Народных Комиссий Союза Советских Социалистических Республик, образуются десять Народных Комиссий, действующих на основе Положения о Народных Комиссий, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик".
Союзное политбюро было создано для "объединения сил в борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом". На местах было создано Национальное политическое бюро, которое осуществляло контроль в пределах своей компетенции.
В республиках высшим органом власти был съезд РВС, сессии которого избирались Центральным исполнительным комитетом республики, который избирал Президиум.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 307 с.
3. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 608 с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
5. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
6. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
7. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
9. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 695 с.
10. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.
11. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Юдина ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 453 с.