Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С начала цифровой эпохи масс-медиа в 90-х годах прошлого века система средств массовой информации претерпела значительные изменения [9, с. 206]. Изменились не только техника и технология, но и принципы подготовки конечного продукта (выпуска газеты или журнала, теле- или радиопередачи), а самое главное, изменилось отношение к нему со стороны "потребителя": читателя, зрителя, слушателя. Если в доцифровую эпоху масс-медиа были чем-то незыблемым и априори имели высокое художественное качество (это касается, прежде всего, центральных каналов развитых стран), то сейчас это часто совершенно не так. Появление Интернета, а с ним и огромного количества сетевых СМИ, информационных и развлекательных сайтов, блогов, влогов и соцсетей, фактически "отодвинуло" традиционные газету, радио и телевидение на второй план. Пользователь волен выбрать то, что ему приглянулось в данный момент. И не важно, какого качества и культурного уровня будет этот ресурс, так как последствия выбора целиком возлагаются на самого человека за компьютером или с планшетом в руках.
Основы структурной организации информационно-музыкальных и чисто музыкальных радиостанций, принципы подбора персонала и сетки вещания определяются множеством разнообразных факторов, среди которых выделим следующие.
Предмет: особенности музыкально-информационной и музыкального формата.
Объект: особенности музыкально-информационной и музыкального формата российских радиостанций
Цель: рассмотреть особенности музыкально-информационной и музыкального формата российских радиостанций
Задачи:
1. Дать классификация форматов радиостанций
2. Проанализировать музыкальные радиостанции и принципы их программирования
3. Проанализировать музыкально-информационные радиостанции и принципы их программирования
4. Сформировать клок для созданной радиостанции «BusinessTime.fm»
5. Разработать сценарий эфирного часа созданной радиостанции BusinessTime.fm
Глава 1. Структура и формат российских радиостанций
1.1 Классификация форматов радиостанций
Возможно, мы так никогда и не узнаем, кто же на самом деле изобрёл радио – Александр Попов или Гульельмо Маркони. Споры об этом идут уже много лет, а вопрос о том, кто же придумал способ передачи сигнала на расстояние так и остаётся открытым. Впрочем, данный вопрос актуален лишь с чисто технической стороны. А вот о том, кто же придумал радио в том виде, к которому привык современный обыватель, сказать можно с гораздо большей уверенностью – такое радио «придумали» в Соединённых Штатах, и, согласно общепринятому мнению, у его истоков стоял Дэвид Сарнофф – американец, рождённый на территории современной Беларуси. Именно он, как говорят, предложил использовать технические возможности передачи радиосигнала на расстояние и начать массовое производство бытовых радиоприёмников, а также – регулярную трансляцию в эфире для владельцев этих приёмников различных музыкальных и разговорных программ. И случилось это в 1919-ом году – именно тогда в свободную продажу поступили первые радиоприёмники, а уже через несколько лет радио стало супер-популярным. [5, с. 241-250]
Впрочем, тогда его лицо было несколько иным. Изначально для вещания на территории США использовались лишь две, а чуть позже – три средневолновые частоты. Стало быть, выбор радиослушателя был не велик. Через несколько лет их количество возросло, возросло и количество слушателей. Параллельно шла коммерциализация радиоэфира, становление радиобизнеса. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – покупка и продажа станций, разворачивание сетей, жёсткая конкуренция и жестокие войны за место – нет, не под солнцем, а под денежным дождём. А там, где есть конкуренция, рождается разнообразие. В те годы, названные позже «Золотым веком радио», данное разнообразие достигалось достаточно просто. Радио практически не имело конкурентов среди СМИ – телевидение в тот период существовало в зародышево-эксперементальном состоянии, об интернете могла думать лишь писатели-фантасты, а газеты казались вчерашним днём – скучным и однообразным. Посему радио смело могло делать ставку на разнообразие имён звёздных ведущих, представлявших в эфире звёздные радиошоу, на трансляцию радиоспектаклей, ну и на оперативность новостей. Разумеется, звучала на радио и музыка, однако, выбор её был не велик – индустрия звукозаписи также делала свои первые шаги, да и выбор стилей был весьма ограничен.
То есть, по большому счёту, изначально радио делало продукт «для всех». По сути, так оно и было – в 30-е годы процесс прослушивания радиопередач был прямо таки семейным ритуалом -– вроде совместного похода в кино или поездки на пикник. А в период так называемой «Великой депрессии» радио вообще являлось единственной отдушиной, единственной радостью для многих американских семей. А конкуренция между различными радиостанциями сводилась во многом к тому, чтобы сделать эту подборку программ «для всех» интереснее, чем у соперника.
Однако, так не могло продолжаться долго. Золотой век радио закончился с рождением полноценного телевидения. Теперь оно стало частью семейного ритуала, и именно на его экран перекочевали звёздные ведущие со своими звёздными шоу. А перед радиовещанием встал вопрос: ему следовало либо умереть, либо перестроиться таким образом, чтобы занять себе новую нишу для существования. [4, с. 262]
Процессу перестройки радиовещания помогло несколько факторов. Во-первых, появление на рынке портативных радиоприёмников – радио стало более мобильным, отныне его можно было взять с собой в дорогу или на пикник, и слушать там. Во-вторых, начало бурного использование нового, более качественного диапазона – УКВ ЧМ, именуемого в просторечии FM, а также появление стереовещания. И, наконец, третий фактор, весьма удачно совпавший по времени с двумя первыми – рождение и бурное развитие нового музыкального стиля – рок-н-ролла, название которому дал, как известно, американский радио-ди-джей Алан Фрид. Как грибы после дождя начали появляться новые группы и исполнители, их пластинки расходились миллионными тиражами. Таким образом, популярность радио вновь начало расти – по крайней мере, среди молодёжи. Многие американские радиостанции принялись крутить в эфире музыку из Top 40 – лучшей сороковки композиций популярных исполнителей.
Высокая популярность рок-н-ролла способствовала развитию индустрии звукозаписи, которая, в свою очередь, привела к появлению новых музыкальных стилей и направлений. И их «пристанищем» изначально стал уже упомянутый нами FM-диапазон. Дело в том, что в 50-е — 60-е годы прошлого века главным и основным диапазоном радиовещания в США и Европе оставался диапазон средних волн. FM-диапазон же долго оставался в тени своего «старшего брата» – СВ, да и бурное развитие телевидения сказывалось. Посему FM-диапазон начали использовать как диапазон в какой-то мере «элитарный» – изначально здесь можно было найти, главным образом, то, чего не было в СВ – то есть, новые стили и направления, новые имена, новые программы. Да и сам подход к программированию станций, работавших в данном диапазоне, был новым – по сравнению с СВ уменьшалось количество «болтовни», увеличивалось количество музыки.
Таким образом, радиостанции в США (равно как и в быстро навёрстывавшей упущенное Западной Европе) стали разбредаться по различным «квартирам», завоёвывая свои собственные ниши и формируя таким образом всё более чёткое форматирование эфира.
Так что же такое «формат радиовещания»?
Данное понятие является весьма многогранным, ибо объединяет в себе большое количество как эфирных, так и внеэфирных факторов, и составляющих. В целом формат радиостанции – это её уникальный стиль, некая закономерность построения программной сетки и подбора материала, наблюдающаяся в течение чётко определённого временного отрезка.
Среди величин, определяющих формат той или
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. — M.: Вагриус, 2018.
2) Алешина А. «Маяк» — охота за головами продолжается. http: //www. izvestia. ru/media/article3108255/
3) Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А. Русский язык и культура речи. — М.: Олимп, 2006.
4) Барабаш В. В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России. Дисс. на соискание уч. ст.д.ф.н. — М., 2016.
5) Барабаш Н. С. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции — становление профессии, специфика и методы работы \ Дисс. на соискание уч. ст.к.ф.н. — М., 2012.
6) Бершидский Л. Журналистика стала сервисной профессией. — Режим доступа: http: //www. izvestia. ru/comment/article1252440.
7) Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 201. С. 12−22.
8) Бубукин А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат? http: //www. radiostation. ru/music/format. html
9) Владимирова М. Телерадиоэфир. //Журналист. — 2018, № 8 — 45 с.
10) Ворошилов В. В. Журналистика. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2016.
11) Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. — М.: Аспект Пресс, 2017.
12) Ганапольский Матвей Кисло-сладкая журналистика. — М.: АСТ: Зебра Е, 2018.
13) Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов.? Л.: ЛГУ, 2014.
14) Гордон А. Г. Ночные диалоги. — М.: Предлог, 2017.
15) Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 2016.
16) Горяева Т. М. Радио России: Политический контроль советского радиовещания в 1920-х 1930-х гг.: Документированная история / Т. М. Горяева. — М.: РОССПЭН, 2018.
17) Гулидов Р. Форматы радиостанций. http: //www. guzei. com/radio/journal/article/format. php
18) Горон И. Е. Радиовещание / И. Е. Горон. М., 2017. — 363 с.
19) Грабельников А. А. Массовая информация в России: (От первых газет до информационного общества) /А. А. Грабельников. М., 2016.
20) Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории / П. С. Гуревич, В. Н. Ружников. М., — 2016.