Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современные условия жизнедеятельности, быстрый темп жизни, конфликты, агрессивность повышают уровень напряженности, способствуют увеличению частоты негативных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций. Накапливаясь, эти состояния снижают успешность деятельности человека, в том числе в профессиональной сфере, приводят к эмоциональному выгоранию. В этих условиях возникает потребность в формировании эмоциональной стабильности, поддержания оптимального психоэмоционального состояния, профилактики эмоционального выгорания. Для этого необходимо использование комплекса форм и методов выявления и профилактики эмоционального выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности человека.
Феномен профессионального выгорания изучается как отечественными (В.В. Бойко, Е.Е. Алексеева, Н.Е. Водопьянова, С.А. Гаранин, В.И. Ковальчук, С.Г. Форманюк, Е.С. Старченкова и др.), так и зарубежными исследователями (К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс, Б. Пельман, Е. Хартман, Дж. Фрейденберг др.). Обобщая их исследования, можно утверждать, что выгорание – это негативная реакция человека на стресс, эмоциональное истощение, занижение значимости собственных достижений в профессиональной деятельности.
Анализ научных исследований показывает, что проблема эмоционального выгорания актуальна для современной науки, ведется работа по изучению причин эмоционального выгорания представителей различных профессий. Исследование данных особенностей позволит разработать соответствующие рекомендации по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, подобрать эффективные методы и методики преодоления синдрома эмоционального выгорания личности.
Таким образом, актуальность данной проблемы, необходимость ее изучения обусловили выбор темы исследования: «Синдром эмоционального выгорания».
Цель исследования – изучить сущность синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования – эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – факторы развития и проявление эмоционального выгорания личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «синдром эмоционального выгорания» в научной литературе.
2. Раскрыть факторы, причины и формы проявления эмоционального выгорания личности.
3. Выявить основные теоретические подходы к профилактике и коррекции эмоционального выгорания.
4. Изучить методы и методики выявления синдрома эмоционального выгорания личности.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научно-методической литературы).
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
1. Определение, факторы развития, классификация
Феномен эмоционального выгорания изучается отечественными (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Э.Ф Зеер, В.Е Орел, Т.В. Форманюк и др.) и зарубежными исследователями (К. Кондо, Х. Кюйнарпуу, С. Маслач, Е. Махер, А. Пайн, П. Торнтон, Дж. Френденбергер, Р. Шваб и др.).
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые введен американским психиатром Дж. Фрейденбергером в 1974 году, под этим термином он понимал «психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [34].
К. Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания (burn-out) – это «состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте» [29]. К. Маслач выделяет три стадии возникновения эмоционального выгорания: первая – приглушение эмоций, утрата остроты чувств, вторая – возникновение негативного отношения к людям, с которыми приходится работать, третья – полное сгорание, полное отвращение ко всему.
А. Лэнгле рассматривал эмоциональное выгорание как особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения. В качестве источника генерализованного истощения, охватывающего постепенно все сферы жизни, он рассматривал непроживание человеком в течение длительного времени личностных ценностей [25].
В отечественной науке понятие эмоционального выгорания активно изучается многими исследователями.
В.В. Бойко приводит следующее определение: «Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия» [5]. Ученым выделены три фазы формирования эмоционального выгорания: «напряжение» (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога), «резистенция» (эмоциональная лабильность, редукцией профессиональных обязанностей), «истощение» (эмоциональный дефицит, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения).
Н.Е. Водопьянова под выгоранием понимает долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов [7].
По мнению Н.В. Гришиной, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и стрессогенным характером деятельности человека. Его последствия могут ощутимо проявляться в различных аспектах бытия, а не только в профессиональной деятельности. Возникновение переживаний бесцельности и бессмысленности проявляется как внутриличностный конфликт и в особо сложных случаях может привести к экзистенциальному неврозу [20].
О.Ю. Седнева под эмоциональным выгоранием понимает «чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой, циничное отношение к труду и объектам своего труда, возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней» [40].
Р.З. Сабанчиева синдром выгорания обозначает «деформацию человека под влиянием длительного профессионального стажа» [37]. Ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально-затрудненные или напряженные отношения в системе «человек – человек», например, при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
М.С. Кайдина отмечает, что синдром профессионального эмоционального «относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты» [18]. Синдром эмоционального выгорания проявляется в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативном самовосприятии в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.
Синдром выгорания представляет собой «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы» [26].
Пять групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания, выделяет Г.А. Макарова (рисунок 1).
Рисунок 1 – Симптомы эмоционального выгорания личности
Физические симптомы эмоционального выгорания личности – это усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе и по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.
Эмоциональные симптомы эмоционального выгорания личности – это недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение фрустрации, беспомощности, безнадежности; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены); преобладание чувства одиночества.
Поведенческие симптомы эмоционального выгорания личности – это импульсивное эмоциональное поведение; безразличие к еде; малую физическую нагрузку; желание прерваться, отдохнуть во время рабочего дня; употребление табака, алкоголя, лекарств, совмещаемое с оправданием этих действий; несчастные случаи, например, падения, травмы, аварии и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева Ю.В. Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада / Ю.В. Авдеева // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 13-20.
2. Александрова Н.В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н.В. Александрова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 5 (96). – С. 7-9.
3. Андрунь С. В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С.В. Андрунь // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. – С. 50-51.
4. Белая К.Ю. От сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М.: ACT, 2013. – 176 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2014. – 105 с.
6. Вишневская Л.И. Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Л.И. Вишневская // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2010. – № 5. – С. 51-54.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
8. Влах Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании / Н.И. Влах // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 9-4 (40). – С. 90-92.
9. Волобаев В.М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция / В.М. Волобаев. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 103 с.
10. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.А. Воробьева. – Екатеринбург, 2008. – 231 с.
11. Вострикова Н.В. Особенности «эмоционального выгорания» воспитателей дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Вострикова // Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста: материалы научно-практической конференции / ред. Н.В. Мартишина. – Рязань, 2015. – С. 290-292.
12. Гнилицкий С.Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога / С.Ю. Гнилицкий // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 4-1. – С. 158-161.
13. Денисов А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А.А. Денисов, Н.В. Терехина // Развитие личности. – 2015. – № 4. – С. 98-112.
14. Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: дис. ... канд. психол. наук / К.А. Дубиницкая. – М., 2011. – 172 с.
15. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики / Г. Журавлева // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 114-120.
16. Журавлева Е.А. Учет психологических законов управления в профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации / Е.А. Журавлева // Профессиональное здоровье педагога. Как не допустить профессионального выгорания? – М., 2015. – С. 14-21.
17. Иванова Т.Б. К вопросу об эмоциональном выгорании в педагогической деятельности / Т.Б. Иванова, Д. Карышева // Образование. Наука. Культура: мат. научно-практ. конф. / под ред. Б.В. Илькевича. – М., 2015. – С. 331-334.
18. Кайдина М.С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений / М.С. Кайдина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 159-164.
19. Кириленко Т.А. Профилактика профессионального выгорания педагогов / Т.А. Кириленко // Профессиональное здоровье педагога. Как не допустить профессионального выгорания? – М., 2015. – С. 58-68.
20. Коммуникативная компетентность учителя: учебно-методическое пособие / А.А. Апрельская, Ф.Г. Степанов, О.Э. Щукина; под ред. Ф.Г. Степанова. – М.: Прометей, 2013. – 240 с.
21. Костин Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
22. Костоусова М.А. Профессиональные риски в дошкольном образовании и их причины / М.А. Костоусова // Профессиональная самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам III Международного форума. – Екатеринбург, 2014. – С. 78-82.
23. Кутьина Е.В. Эмоциональное «выгорание» педагога дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика / Е.В. Кутьина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1 (43). – С. 125-131.
24. Лобанова А.В. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения / А.В. Лобанова, Э.В. Кондракова, А.П. Бурсова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481-485.
25. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3-16.
26. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания / Г.А. Макарова // Психотерапия. – 2003. – № 11. – С. 2-11.
27. Мищенко М.С. особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики «диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко / М.С. Мищенко // Молодой ученый. – 2015. – № 4-3 (19). – С. 103-105.
28. Монгуш О.О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / О.О. Монгуш // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: Асгард, 2015. – С. 47-51.
29. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2901
30. Попова Т.А. Самоактуализация как условие совладания с эмоциональным выгоранием педагога / Т.А. Попова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
31. Прокопцева Н.В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Прокопцева. – М., 2010. – 182 с.
32. Профилактика профессионального стресса в организации: учеб. пособие / О.Ю. Калмыкова, Д.Б. Штрикова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. – 178 с.
33. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / авторский коллектив под науч.ред. Н.К. Баклановой и Ю.В. Челышевой. – М.: МГПУ, 2014. – 104 с.
34. Психология труда: учеб. для вузов / под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2016. – 350 с.
35. Решетова Т.В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников – ресурсы коррекции // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – № 3. – С. 105-111.
36. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов // http://klex.ru/c0w.
37. Сабанчиева Р.З. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности преподавателей вуза / Р.З. Сабанчиева // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – С. 22-23.
38. Садыкова Т.Н. Проблема повышения мотивации воспитателей к педагогической деятельности в целях улучшения работы дошкольного образовательного учреждения в условиях новых ФГОС / Т.Н. Садыкова // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 4 (29). – С. 69-76.
39. Сазонова Н.П. Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования / Н.П. Сазонова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32). – С. 162-164.
40. Седнева О.Ю. К вопросу об эмоциональном выгорании педагога / О.Ю. Седнева // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. – Тамбор, 2015. – С. 132-134.
41. Семенова Н.Ю. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания / Н.Ю. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3 (98). – С. 53-54.
42. Скляр Е.Н. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / Е.Н. Скляр, М.Н. Шабарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3-1. – С. 113-114.
43. Степанов Ф.Г. Профессиональное выгорание и эмоциональная направленность учителя / Ф.Г. Степанов, О.Э. Щукина // Евразийское научное объединение. – 2015. – № 4. – С. 169-172.
44. Стерхова Н.С. Эмоциональное выгорание преподавателей педагогических вузов / Н.С. Стерхова, М.А. Лыгалов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2013. – № 10-3-2. – С. 109-113.
45. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / А.Г. Тулегенова // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014. – № 1. – С. 93-102.
46. Уварина Н.В. Проблема синдрома эмоционального выгорания в современной педагогике и психологии / Н.В. Уварина // Плэнэр. – 2013. – № 3. – С. 153-164.
47. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога дошкольного образования: опыт эмпирического исследования / И.В. Федосова, С.А. Шинкарева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 8-1 (17). – С. 156-159.
48. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/formanyuk-t-v-sindrom-emotsionalnogo-sgoraniya-kak-pokazatel-professionalnoj-dezadaptatsi-uchitelya.htm.
49. Харитонович Я.В. Эмоциональное «выгорание» в педагогической деятельности / Я.В. Харитонович // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. – М.: Перо, 2016. – С. 341-344.
50. Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов / О.В. Хухлаева // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 278-282.
51. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 294 с.