Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Физическое воспитание в систе-ме образования традиционно отвечает за физическое развитие и физиче-ское закаливание подрастающего поколения. Воспитание новой, полно-стью развитой личности является одним из необходимых и важнейших условий успешного развития современного общества.
Развитие науки и передовой практики физического воспитания зна-чительно расширило понимание роли двигательной активности, особенно физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психи-ческих процессов в организме человека.
Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжих ловкими, медлительных - быстрыми, слабых - сильными, вечно жалующихся на усталость - вынос-ливыми, болезненных - здоровыми. Хорошая физическая подготовка поз-воляет быстрее осваивать новые сложные профессиональные профессии; она также стала одним из решающих факторов в подготовке пилотов, кос-монавтов и военных.
Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллекту-альных процессов - повышению внимания, точности восприятия, запоми-нания, воспроизведения, воображения, мышления, умственной работоспо-собности. Здоровые, закаленные, хорошо развитые мальчики и девочки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на школьных занятиях и не пропускают занятия из-за простудных заболева-ний.
Физическая культура также является важнейшим средством форми-рования человека как личности. Физические упражнения позволяют ока-зывать значительное влияние на сознание, волю, моральный облик и чер-ты характера мальчиков и девочек. Они не только вызывают значительные биологические изменения в организме, но и во многом определяют разви-тие моральных убеждений, привычек, вкусов и других аспектов личности, характеризующих духовный мир человека.
Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершен-ствование методов обучения - все это, безусловно, определяет раннее и бо-лее высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускорен-ное созревание организма повышает умственную и физическую работо-способность мальчиков и девочек и позволяет им лучше справляться с рез-ко возросшими требованиями к школьным программам.
Однако интенсивный умственный труд в школе и дома, а также дру-гие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. При этом большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, перед телевизором. Подросток ведет малоподвиж-ный образ жизни. А это негативно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья и уровне физической подготовки. Вот почему физическая культура и спорт важны для укрепления здоровья, целена-правленного воздействия на весь организм, улучшения двигательной ак-тивности и формирования физических качеств.
Физическое закаливание в какой-то степени определяет дальнейшую жизнь человека. Осознание здоровья и сытости придает уверенности в се-бе, наполняет бодростью, оптимизмом и радостью жизни.
Ведь это важнейшее условие высокой работоспособности, открыва-ющее широкие возможности для овладения выбранной профессией. Физи-ческая слабость и возникающее в результате чувство неполноценности угнетающе влияют на психику человека, вызывая эти чувства неполноцен-ности, которые развивают такие качества, как пессимизм, застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость и индивидуализм.
Многолетняя практика показала, что физическая культура также способствует духовному развитию, воспитывает ценные моральные каче-ства - уверенность, решительность, волю, смелость и отвагу, умение пре-одолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.
К сожалению, не все старшеклассники понимают важность физиче-ского воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обя-зательных уроков физкультуры. Это никак не может компенсировать не-достаточную двигательную активность старшеклассников, что приводит к чрезмерной полноте, задержке физического развития и снижению ум-ственных способностей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия планирование физиче-ского воспитания обучающихся в образовательной организации.
Объектом исследования является процесс планирования физическо-го воспитания обучающихся в образовательной организации
Предметом исследования является физическое воспитание обучаю-щихся в образовательной организации
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий и принципов планирования физи-ческого воспитания обучающихся в образовательной организации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основы планирования образовательного процесса, а также виды и структуру педагогических планов;
- изучить сущность и значение физического воспитания;
- детально проанализировать функции и методы физической культу-ры;
- проанализировать планирование физического воспитания на уро-ках и во внеклассной работе в виде физических упражнений;
- рассмотреть план-конспект физического занятия в начальных клас-сах общеобразовательной школы.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Основы планирования образовательного процесса.
Виды и структура педагогических планов
Как показывает практика, план часто рассматривается только как административный запрос, процесс планирования носит формальный ха-рактер, и план не является руководством к действию.
Планирование работы учителя определяет результаты и эффектив-ность системы образования. Целенаправленное и четкое планирование по-могает избежать множества ошибок и негативных явлений, определить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План воспитательной работы - это документ, определяющий содержатель-ные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее последо-вательность, объем и временные рамки [12].
План включает в себя ряд требований:
1. Целесообразность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом основной цели и иерархии задач.
2. Сложность плана. Разнообразие направлений, форм и методов ор-ганизации деятельности преподавателей и учащихся.
3. Специфика плана. Содержание и формы работы предполагают до-стижение определенных целей и задач (достижение конкретных заплани-рованных результатов).
Планирование - это процесс индивидуального понимания и творче-ского построения учителем, поскольку невозможно эффективно организо-вать работу над программами и планами других людей.
Типы и структура образовательных планов
В наиболее общем виде план - это документ, в котором указаны ос-новные направления деятельности и определены ее последовательность, объем и временные рамки. Целью образовательного плана является упо-рядочение педагогической деятельности и обеспечение соблюдения требо-ваний, предъявляемых к образовательному процессу, таких как регуляр-ность и систематичность, управляемость и непрерывность результатов. При грамотной организации планирования план становится документом, способным защитить учителя от необоснованных требований и притяза-ний, что свидетельствует о системном подходе к организации педагогиче-ского процесса [7].
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но самое главное, они помогают организовать работу и удобны в использо-вании. Планы могут быть разделены на категории по разным причинам:
1) По охвату содержания:
Тип плана Содержание Пример
Комплексный (общий) Все направления и виды деятельности План социально-педагогической работы
План досуговой деятельности
Тематический Одно направление или один вид деятельности План изучения темы
План работы с родителями
План самообразования
Предметный
(план-конспект) Одно конкретное меропри-ятие План занятия
План тренинга
План этической беседы
2) По длительности периода:
Тип плана Период Пример
Долгосрочный Год и более Образовательная программа УДО
План работы кружка, секции
Этапный (средней пер-спективы) Конкретный временной от-резок менее года План просветительных лек-ций на полугодие
Краткосрочный Часть периода, этапа (на ме-сяц, неделю) План «Декады помощи ветера-нам»
План «Недели птиц»
Оперативный План на день План «Дня здоровья»
План экскурсионного дня
3) В зависимости от объекта планирования: индивидуальное и кол-лективное. Необходимо проводить различие между графиками работы от-дельного учителя, преподавательского состава, совместными планами учи-телей и учеников и планами самих детей.
Эти типы планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизиру-ет и уточняет другой. По сути, планирование - это процесс моделирования своей деятельности на определенный период (или направление, вид дея-тельности), в ходе которого преподаватель представляет определенную модель своей работы: содержательную, организационную, структурную [4].
Практический опыт показал, что в учебных заведениях составляются следующие виды планов:
1. Долгосрочный план работы образовательного учреждения на учебный год.
2. Долгосрочный рабочий план учителя, который включает разделы:
* план воспитательной работы;
* план методической работы;
* план работы кабинета;
* план работы с родителями;
* расписание работы кружков, секций и т.д.;
3. Календарные планы на полгода или квартал (триместр).
4. Ежедневные графики работы учителя.
Долгосрочный план может иметь иную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативных корректировок. Можно предло-жить следующую структуру плана:
1. Анализ проделанной работы за прошедший период.
2. Рабочие задания на новый учебный год.
3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.
4. Содержание работы (основные виды деятельности в каждом направлении).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Дошкольная педагогика» для пединститутов 1 часть. - M.: Просвещение 2007. - 220с.
2. «Программа воспитания и обучения в д/с». 2007. - 150с.
3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозраст-ной группе- M.: Просвещение 2007.- 230с.
4. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.,1978. - 127с.
5. Банникова Л.П. «Программа оздоровления детей в ДОУ» 2007г.
6. Белорусова В.В. Педагогика. - М., 1983.-231с.
7. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. - М., 1979.- 192с.
8. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздорови-тельной работы в образовательном учреждении / В.А.Вишневский // Тео-рия и практика Физической культуры. – М.: Академия, 2003. − №4. − С. 39-44.
9. Воронова Е.К. «Программа обучения плаванию в детском са-ду» 2003г.
10. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» 2008г.
11. Журналы физическая культура в школе 2017 -2022 учебный год
12. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М., 1978.- 272с.
13. Кенеман А.В., Осокиной Т.И. Педагогическая практика студен-тов по методике физ.воспитания/ под ред. - М.: Просвещение. 2007. - 310с.
14. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 2017. -213 с.
15. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое вос-питание. М.: Высш. школа, 2014г
16. Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт,2016г.
17. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2001. -607с.
18. Рафин А. Я. Физическая культура. М.,
19. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников 9 - 10-х клас-сов. Киев, 1979. -174с.
20. Савин Н.В. Педагогика. М., 1972. - 303с.
21. Терованесян А.Л. Педагогические основы физического воспи-тания. - М.,1978. - 206с.
22. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск,
23. Харламов И. Ф. Педагогика. - М, 1997. - 512с.
24. Хухлаева В.Д. Занятие по физкультуре с детьми 2-4 лет М.: Просвещение. 2007. - 120с.
25. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.. «Физическое воспи-тание дошкольников». Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 220с.
26. Щукина Г.И. Педагогика. - М., 1971. -384с.
27. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Физи-ческое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. 2-е изд. -М.: Просвещение 2007. - 240с.