Фрагмент для ознакомления
2
1. История развития теории разделения властей
Концепция разделения властей является результатом многовекового стремления человечества к оптимальному состоянию. По мере развития общества и государства понятие разделения властей возникло в его современной форме. Эта идея соответствует буржуазной стадии общественного и государственного развития, когда люди стремились заменить абсолютную тиранию правовой системой, защищающей права и свободы личности.
Современная теория разделения властей существует уже более трех столетий и считается неотъемлемым элементом современного демократического правового государства вместе с производной и дополняющей его системой «сдержек и противовесов». В основе этого принципа лежат как политические, так и естественные предпосылки, предполагающие недопущение концентрации власти в одном органе, необходимость взаимного контроля трех независимых органов и специализации деятельности, связанной с правотворчеством, правоприменением и отправлением правосудия.
Однако идеализация концепции разделения властей может создать ложное впечатление, что принятие одного только этого принципа в российский конституционализм автоматически установит подлинно демократический порядок .
Стоит отметить, что многие ученые не согласны с использованием термина «разделение властей». Даже такие дореволюционные русские юристы, как Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич утверждал, что разделить единую государственную власть невозможно. Правильная позиция состоит в том, что могут быть разделены функции единой государственной власти, а не сама власть. Если бы мы приняли идею трех независимых властей в государстве, каждая из которых обладала бы суверенитетом, это было бы проблематично, поскольку суверенитет является характеристикой единой государственной власти.
Разделение властей не следует рассматривать как противоречие единству власти, защищаемому с социологической точки зрения. Конституционный принцип народной власти, являющийся единственно верной методологической предпосылкой, нашел свое отражение в конституциях многих стран. Конституция России от 12 декабря 1993 г., например, содержит положения о народном суверенитете (ч. 1 и 2 ст. 3) .
Проблемой народного и национального суверенитета занимались как классики, так и современные российские ученые, а также советские исследователи. Это говорит о том, что люди имеют право выбирать модель управления и систему осуществления власти. Власть правительства едина, и ее механизм должен основываться как на принципе разделения властей, так и на согласованности государственной власти.
Основная идея теории разделения властей состоит в том, чтобы организовать единую государственную власть таким образом, чтобы исполнительная, законодательная и судебная ветви уравновешивали друг друга. В основе этой концепции лежит представление о том, что разделение властей есть, по сути, разделение властных функций между различными государственными органами. Кроме того, разделение властей «по горизонтали» дополняется вертикальным разграничением юрисдикции и полномочий между различными органами единой государственной власти. Принцип разделения властей лежит в основе структурного устройства государства и воплощается в функциональном разграничении полномочий государственных органов.
Необходимо отметить, что судебная власть не может существовать независимо или над государством.
Представление о том, что суд должен существовать вне или даже над государством, является спорным. Признание государством важности и независимости судебной власти подразумевает, что оно признает необходимость ограничения собственной власти.
Судебная власть, как вид государственной власти, используется правопорядком как средство самоограничения. Однако в 19 веке стало очевидно, что чистая реализация теории разделения властей непрактична. Не факт, что демократическое государство не может быть организовано на иных принципах организации государственной власти. Хотя не все современные демократические государства принимают принцип разделения властей на конституционном уровне, проблема обеспечения согласованности системы государственных органов как по вертикали, так и по горизонтали сохраняется.
Проект Конституции Соединенных Штатов Америки по-новому рассматривал этот вопрос при его разработке в 18 веке. Принцип разделения властей был впервые конституционно дополнен принципом «сдержек и противовесов». По мнению ее создателя Дж. Мэдисона, для достижения согласованного функционирования всей системы государственного управления необходима определенная смесь функций, выполняемых различными государственными органами .
Концепция разделения властей поддерживает как идею сотрудничества, так и отношения между различными ветвями власти. Он не относится к разделению одной власти, а является структурным и функциональным принципом, регулирующим организацию и осуществление государственной власти. Только посредством действия механизма, обеспечивающего взаимное сдерживание, координацию и контроль между различными ветвями, может быть обеспечена независимость каждой из ветвей. В системе государственной власти все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Единая государственная власть образует целостную систему, в которой каждая ветвь обладает определенной степенью самостоятельности. Каждая ветвь власти выступает противовесом другим компонентам, укрепляя единство всей системы. Принцип разделения властей не должен приводить к полной независимости ветвей власти, а должен быть механизмом, позволяющим законодательной, исполнительной и судебной властям положительно влиять друг на друга.
Теория построения демократического правового государства основана на сочетании единства государственной власти и разделения ее функций. Такой подход обеспечивает единство конституционно-правовой организации и способствует взаимодействию разделенных властей. Мировой опыт развития теории и практики конституционализма свидетельствует о том, что практическое обеспечение взаимодействия различных органов государственной власти требует дополнения принципа разделения властей системой «сдержек и противовесов». Судебный контроль занимает важнейшее место в этой системе .
Хотя построение механизма «сдержек и противовесов» в конституциях и доктринах может отличаться в разных странах, его цель остается неизменной. В конституционном праве система «сдержек и противовесов» имеет особое значение в регулировании взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти, в частности правительством, парламентом и президентом.
В демократических обществах система «сдержек и противовесов» распространяется и на судебную власть. Это включает в себя право судебной власти участвовать в законотворчестве посредством законодательной инициативы, а также ее контрольную функцию над исполнительной и законодательной ветвями власти. Хотя эта контрольная функция не зависит от роли судебной власти в отправлении правосудия, она тесно с ней связана. Наделяя судебную власть контрольной функцией, можно поддерживать принцип разделения властей, а также обеспечивать защиту прав и свобод личности. Это знаменует собой важный шаг на пути к созданию правового государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) "Кодекс чести судьи Российской Федерации" (утв. Постановлением Совета судей РФ от 21.10.1993)// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=313607;frame=29#MKz2kaTaaPyF1DkT1 (дата обращения 07.04.2023)
2) Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 07.04.2023)
Статьи, монографии, учебники
3) Батеева Е. В., Социальное государство в парадигме реализации принципов правового государства // Юридический мир. — 2020. — № 9. — С. 13-16
4) Батова О. С., Правогенез : традиция, воля, закон : монография. — Санкт-Петербург : Независимый альянс : Алетейя, 2021. — 474, [6] c.
5) Борисов Г. А., Правотворчество и баланс ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 9. — С. 16-19.
6) Бурдье П., Социология политики : Пер. с фр.. — М. : Socio-Logos, 1993. — 335 с.
7) Буш Д.П. Роль реализации принципа разделения властей в концепции правового государства//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы XVI Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2022. С. 7-10
8) Голещихин В. С., Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 9. — С. 18-21
9) Горбачева, С.В. Методы и сферы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти России [Текст] / С.В. Горбачева // Административная деятельность подразделений органов внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка в системе единой дислокации. Сборник научных статей по итогам региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2020. – С. 66-71
10) Ежова К. И. Принцип разделения властей: теория и практика применения//ПРАВО И ЗАКОННОСТЬ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. Абакан, 2022. С. 85-87
11) Епифанов И. О., Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края) // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 11. — С. 65-69.
12) Исмаилова Х. Ч., Президентская власть - как самостоятельная ветвь власти - конституционная и публично-правовая реальность // Государственная власть и местное самоуправление. — 2022. — № 5. — С. 33-37
13) Кротов А. В., Теория "политической юриспруденции" в западном праве // Российский судья. — 2020. — № 9. — С. 31-35.
14) Лысов П. К., Анашкина Ю. Н. Единая государственная власть и принцип разделения властей//МИР ПОЛИТИКИ И СОЦИОЛОГИИ. 2015. № 7. С. 87-99
15) Магомедова М. Г. -Г., Принцип разделения властей и его реализация в современном мире // Закон и право. — 2022. — № 8. — С. 66-68.
16) Машкина Н. А., Судакова Т. А. Характеристика современной системы и основные проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в РФ//СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. Сборник научных трудов 12-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Том 2. Курск, 2023. С. 31
17) Очур, А. А. Актуальные проблемы конституционно-правовых основ взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления [Текст] / А.А. Очур //Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). – 2020. – С. 94-97
18) Сайбулаева С. А., Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 5. — С. 21-25.
19) Сальников В.П., Сальников М.В. Правовая культура и правовые традиции в контексте абсолютных ценностей // Юридическая мысль. – 2014. – No 4(84). – С. 75-80
20) Синякова А.Ю. Общая характеристика современной системы и основных проблем взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в РФ [Текст] /А.Ю. Синякова // Научная артель. – 2022. – No 6. – С. 48-51.
21) Хуснутдинов Ф. Г., Контрольная власть в Российской Федерации как способ осуществления государственно-властной практики // Российская юстиция. — 2021. — № 11. — С. 2-7.
22) Щепачев В. А., Конституционная концепция правового государства и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 1. — С. 12-16