Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы трансформации российской экономики и растущая конкуренция ставят организации в условия постоянного развития на рынке. Целью любой организации является рост, развитие и максимизация ее экономических результатов. Для этого необходимо постоянное повышение эффективности управления. На качество управления организацией влияют множество как объективных, так и субъективных факторов. Одними из самых важных являются правильно построенная структура и разделение труда, наличие всех необходимых ресурсов, современные технологии. Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления ее деятельностью. Одним из которых является внедрение проектного управления в деятельность предприятий.
В связи с распространением в деятельности многих российских компаний и предприятий проектного управления, особое значение приобретает внедрение проектного управления в развитие компании. Опыт проектного управления показал, что данный подход позволяет значительно повышать производственный потенциал организации, увеличивать производительность труда, а следовательно, экономический, социальный и имиджевый эффект.
В ходе осуществления и распространения применения проектных подходов к развитию формируется и развивается новая, современная система управления проектами. Система управления проектами также получила широкое распространение и на промышленных предприятиях. Управление проектами на таких предприятиях позволяют внедрять и реализовывать рационализаторские проекты с целью модернизации производства, что является актуальным на этапе стремительно меняющихся технологий и оборудования на этапе цифровизации экономики и технологического прогресса.
Современное промышленное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный комплекс, в распоряжении которого находятся необходимые для изготовления продукции средства производства и людские ресурсы, требующие определенной организации. Все производственные, вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятия выполняют соответствующие функции, от эффективности реализации которых зависит получение прибыли и развитие хозяйствующего субъекта в целом.
Однако в современных экономических условиях для достижения высокой эффективности и конкурентоспособности промышленного предприятия недостаточно только обеспечения соответствующих подразделений высококлассной техникой и технологиями, квалифицированными кадрами, сырьем, материалами или финансовыми средствами. Важной предпосылкой является автоматизация процессов обслуживания клиентов, так как эффективность реализации товаров и услуг напрямую влияет на получение прибыли и развитие организации в целом [1].
В условиях современной экономики необходимо, чтобы обслуживание клиентов проводилось максимально эффективно при минимальных затратах, а товары и услуги предлагались клиентам в надлежащее время. Данные изменения могут быть реализованы за счет автоматизации, применения информационных технологий и внедрения информационных систем, позволяющих автоматизировать управленческие, административные или другие аспекты бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов [2].
Цель данной работы – изучение методов управления проектами
В рамках данной работы были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы управления проектами;
2) рассмотреть практическое влияние проектного управления на деятельность организаций;
3) осуществить разработку проекта по модернизации деятельности исследуемого предприятия.
Курсовая включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Теоретические аспекты и основные подходы к управлению проектами
Что такое управление проектами? Это один из видов управленческой деятельности, используемый как в развевающихся компаниях с инновационным подходом к управлению, так и отличный инструмент для решения задач в условиях ограниченности ресурсов, высокого уровня неопределенности и риска.
Управление проектами активно используется в прогрессирующих российских компаниях.
В виду существования множества различных международных и национальных стандартов по управлению проектами, единого общепринятого определения термина «проект» не существует. Выделим признаки присущие всем без исключения толкованиям:
1) наличие конкретной, четко определенной цели;
2) уникальность;
3) разовый характер проектов (отличие от процессов);
4) ограниченность во времени и ресурсах;
5) специальная организационная структура;
6) изменения в системе (организации), в т.ч. в ходе осуществления проекта;
7) комплексное влияние внешней и внутренней среды проекта;
8) разграничение предметной области.
Отметим, что понятие «проект» не отделимо от понятия «система управления проектом». Проект – это часть системы более высокого уровня, т.е. все что предстоит реализовать как проект, должно быть реализовано в рамках системы управления этим проектом. Для любой системы управления характерны три составляющих: объект управления; устройство управления; процесс управления (рис. 1).
В составе структуры управления проектом можно выделить:
1) объект управления – проект;
2) устройство управления – команда управления проектом.
Процесс управления – процесс управления проектом. Управление в условиях неопределенности и внешних возмущений возможно лишь на основе принципа отрицательной обратной связи. В результате любого действия, состояние объекта управления изменяется, что фиксируется управляющей системой по каналу обратной связи. Среда и предшествующее состояние объекта также оказывают влияние на состояние объекта управления в каждый момент времени.
Рисунок 1– Структура системы управления проектом [3]
Для эффективного управления объектом, этот объект должен быть детально известен и подробно описан в любой момент времени. Но, в реалиях управления проектом, это требование выполняется редко ввиду ряда причин. Остановимся на них подробнее.
Во–первых, в ходе работы над проектом цели могут меняться. Во–вторых, результаты проекты зачастую носят уникальный, неповторимый характер. В–третьих, работа над проектом, выражающаяся в различных процессах, может подвергаться воздействию случайных факторов, что приведет к изменению результата. В–четвертых, взаимосвязи в проекте (в большинстве своем информационные) могут иметь сложную структуру.
Не рассматривая обширные типичные классификации (например, по типу, по масштабу, по длительности и т.д.), перейдем к основным подходам в управлении проектами.
Что такое подход? В широком смысле это объединение всех стандартов, методик, концепций, методов, а также приемов. За всю историю управления проектами было разработано более десятка таких подходов: Классический проектный менеджмент (Waterfall), Agile, Scrum, Six Sigma, Lean, Kanban, PRINCE2, RAD, экстремальное программирование (XP) и т.д. Ключевыми различиями назывались дедлайны, ресурсы, соблюдение процесса, или комбинация из нескольких факторов, но на уровне методологии выделяются всего два подхода: классический каскадный подход (Waterfall с англ. – «водопад») и гибкие методологии.
Все остальные подходы являются производными, модифицированными их версиями или компиляцией лучших практик для конкретной задачи.
Waterfall – это традиционный подход к управлению проектами. Его основа – поэтапное планирование и выполнение работ. основан на поэтапном планировании и выполнении работ. Важным условием данного подхода является тот факт, что переход к новому этапу допускается только после успешного завершения предыдущего этапа. Этот подход ориентирован на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности реализации задач.
Опыт предыдущих лет позволяет сделать следующий вывод: традиционная форма управления проектами негативно сказывается на развитии проекта. Из–за сложности получения необходимой для проекта информации осуществление проекта становится зачастую невозможным.
Как решать подобную проблему? Необходимо изучить и внедрить гибкие методы управления проектами, обозначающимися как «Agile». Подобная методология обеспечивает менеджеров проектов обратной связью и предполагает улучшение продукта после каждой итерации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вдовенко Л. А. Информационная система предприятия / Л.А.Вдовенко. –М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2020. -240 c.
2. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. -М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. -276 c.
3. Васильков А. В. Безопасность и управление доступом в информационных системах / А.В. Васильков, И.А. Васильков. –М.: Форум, 2017. –368 c.
4. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Гардарика, 2019 – 160с.
5. Гвоздева В. А. Основы построения автоматизированных информационных систем / В.А. Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева. –М.: Форум, Инфра–М, 2019. –320 c.
6. Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем. Стандартизация: Учебное пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. –СПб.: Лань, 2019. –252 c. Грей Клиффорд Ч., Ларсон Эрик У. Управление проектами Project management/Практическое руководство Пер. с англ. 2018. – 521 с.
7. Джестон Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. –М.:Символ, 2017. –512 c.
8. Елиферов В. Г. Бизнес–процессы. Регламентация и управление /В.Г. Елиферов, В.В. Репин. –М.: ИНФРА–М, 2017. –320 c.
9. Ивлев В. А. Информационные системы на основе действий / В.А. Ивлев, Т.В. Попова. –М.: 1С-Паблишинг, 2020. –248 c.
10. Крышкин О. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес–процессы / О. Крышкин. –М.: Альпина Паблишер, 2018. –477 c.
11. Кокурин Д.Н. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2019. – 658с.
12. Перлова О.Н. Проектирование и разработка информационных систем: Учебник / О.Н. Перлова. –М.: Академия, 2018. –272 c.
13. Путькина Л. В. Интеллектуальные информационные системы / Л.В. Путькина, Т.Г. Пискунова. -М.: СПб ГУП, 2017. -228 c.
14. Рычаков А. И. Реинжиниринг бизнес-процессов в рамках концепции внедрения CALS/PLM на высокотехнологичном предприятии. А.И. Рычаков. Электронное изд.: Труды МГТА: электронный журнал, 2019. –10 с.
15. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Построение карт потоков создания ценности / М. Ротер. -М.: Альпина Паблишер, 2020. -136c.
16. Редько, В.Н. Базы данных и информационные системы / В.Н. Редько, И.А. Басараб. -М.: Знание, 2019. –667 с.
17. Разу М.Л. Управление проектом: Основы проектного управления/ Учебник, 2016. – 380c.
18. Стратегическое управление ресурсами предприятия. Под ред. Горшенина В.П. – Москва. Лига–Пресс, 2018. – 261 с.
19. Стратегический менеджмент: концепция управления фирмой в современных условиях России. Сборник научных трудов. Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020. – 319 с.
20. Товб А. С, Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2017. – 240с.