Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном российском об-ществе наблюдается устойчивая тенденция к интенсивному увеличению числа детей с ОВЗ. Это привело к развитию различных областей, в кото-рых дети этой категории могут получить помощь в образовании, медицине и других важных сферах своей жизни. Однако одним из наиболее важных аспектов благополучия особых детей является создание благоприятной среды вокруг них не только в общественной жизни, но и, преж-де всего, в их семье. В конце концов, именно здесь сосредоточено множе-ство проблем и трудностей. Это связано с бременем, которое испытывают родители детей с ограниченными возможностями.
Воспитание ребенка с нарушениями развития - это во многих отно-шениях очень сложная задача, связанная с рядом неразрешимых жизнен-ных проблем. Преодоление этих проблем связано с сильным стрессом для всей семьи, оказывает деформирующее воздействие на психику, что при-водит к страданиям, вызывает страхи, истерики, депрессию, одиночество, потерю самообладания.
В большинстве случаев повышенный нервно-психический стресс ис-пытывают родители, особенно женщины, поскольку матери постоянно находятся с детьми с ОВЗ. Негативные чувства, которые испытывают ро-дители, могут быть разными: гнев, смущение, ярость, разочарование. Ча-сто эти чувства не воспринимаются или подавляются, что приводит к напряжению и истощению нервной системы и, как следствие, эмоциональ-ному выгоранию.
Родители испытывают особый стресс, когда их дети получают сред-нее образование, поскольку, помимо проблемы со здоровьем детей, суще-ствует проблема получения ими образования, которое обеспечит им как социальные, так и психоэмоциональные аспекты в будущем.
Поэтому важнейшим направлением в психолого-педагогическом со-провождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья является коррекция эмоциональной сферы родителей.
Анализ индивидуальных проблем семьи ребенка с нарушениями развития представлен в работах Е.Б. Айвазян, М.А. Беляевой, Т.Г. Горя-чевой, О.Г. Комаровой, И.Е. Кузнецова, Е.М. Мастюковой, Г.Ю. Оди-ноковой, А.В. Павловой, М.М. Семаго, И.А. Солнцевой, В.В. Ткаче-вой, В.В. Юртайкиной и др. Несмотря на активное внимание ученых к проблемам семей с детьми с нарушениями развития, вопросы диагностики и помощи родителям в этой ситуации все еще остаются нерешенными и нуждаются в дальнейшем развитии.
Методологической основой исследования послужили теория лично-сти и ее взаимосвязей (Л.С. Выготский, Е.Г. Бабич, Д.Б. Браженкова, Т.Д. Василенко, Т.Г. Горячева, Е.В. Михайлова), культурно-историческая кон-цепция Л.С. Выготского, системный подход к семейному воспитанию ре-бенка с отклонениями в развитии (В.М. Сорокин, В.В. Ткачева, Е.Ю. Ше-банец и др.), психология детско-родительских отношений (Т.Д. Василенко, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, В.М. Сорокин, Г. Хоментаускас, теория эмоционального выгорания (О.В. Павлова, Ю.В. Попов, А.В. Стебловская, А. Чутко).
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия для профессиональной деятельности по профилактике эмоционального выгорания родителей де-тей с ОВЗ на этапе получения среднего профессионального образования.
Объектом исследования является процесс профессиональной дея-тельности по профилактике эмоционального выгорания родителей детей с ОВЗ на этапе получения среднего профессионального образования
Предметом исследования является эмоциональное выгорание роди-телей детей с ОВЗ на этапе получения среднего профессионального обра-зования.
Цель исследования: определение основы профессиональной дея-тельности профилактики эмоционального выгорания родителей, воспиты-вающих детей с ОВЗ, на этапе получения среднего профессионального об-разования.
Гипотеза исследования: в основу исследования будет положено предположение, согласно которому решение проблемы профилактики эмоционального выгорания нуждается в определении основ профессио-нальной деятельности, связанных с определением нормативного регламен-та, осуществления этой деятельности и заданных рамок для ее выполнения.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть специальные условия инклюзивного образования уча-щихся с ОВЗ на этапе получения среднего профессионального образова-ния;
- изучить общие правила работы с субъектами инклюзивного обра-зования;
- детально проанализировать профессиональную деятельность по профилактике проблем эмоционального выгорания родителей, воспиты-вающих детей с ОВЗ;
- изучить программу психологической поддержки родителей детей с ОВЗ, страдающих эмоциональным выгоранием, на этапе получения сред-него профессионального образования.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДХОДОВ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ НА ЭТАПЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ,
ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВА-НИЕ
1.1 Специальные условия инклюзивного образования учащихся с ОВЗ
Одним из наиболее значимых и перспективных направлений в систе-ме образования в настоящее время является развитие инклюзивного обра-зования. Государство уделяет этой сфере большое внимание, принят ряд нормативных документов, но, несмотря на это, на практике возникают во-просы, требующие немедленного решения.
Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном за-коне от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образо-ванию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Безусловно, одним из важнейших правовых актов по этому вопросу является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ).
Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует различные вопросы, связан-ные с организацией обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, в пункте 1 указывается, что адаптированная образователь-ная программа, а также индивидуальная программа реабилитации детей с ОВЗ предусматривают содержание обучения и условия организации обу-чения и воспитания учащихся детей с ОВЗ [1].
Пункт 3 Закона № 273-ФЗ указывает, какие особые условия суще-ствуют для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья – это условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включая использование специальных образовательных программ и методов обуче-ния, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материа-лов, специальных технических средств обучения для совместного и инди-видуального пользования, обеспечение доступности специальных образо-вательных программ и методов обучения» [1].
В настоящее время в различных регионах страны разрабатываются и утверждаются комплексы мер по профессиональной ориентации инвали-дов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие выби-рать профессию/специализацию с учетом их способностей и склонностей. Эти комплексы включают в себя следующие виды деятельности:
- профессиональная диагностика и профессиональные консультации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, ПО, ДПО (через организа-цию «горячих линий»);
- профессиональная ориентация инвалидов и людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли выбирать профессию / специализацию в соответствии со своими способностями и стремиться к ней;
- предложения по обновлению законодательной базы для получения средне-специального образования и профессионального образования для учащихся с ограниченными возможностями и инвалидов, включая исполь-зование сети консультирования инвалидов и детей с ОВЗ, а также их роди-телей (законных представителей) по вопросам получения среднего профес-сионального образования;
- предоставлять консультационные услуги инвалидам и лицам с ограниченными возможностями и их родителям (законным представите-лям) для обеспечения доступности профессионального образования и профессиональной подготовки в конкретном регионе;
- оказание психологической и педагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, независимо от ме-ста их учебы в конкретном регионе, а также оказание необходимой психо-лого-педагогической помощи на дому (при необходимости).
Хотя термин «дети с ограниченными возможностями» является об-щепринятым в нашей стране, необходимо понимать, что ограниченные возможности предполагают не только физическую потерю, но и психоло-гическую потерю, потерю способности заниматься бытовой, социальной и другой деятельностью. В зависимости от состояния здоровья возможности бывают временными или постоянными [17].
Одной из задач государства и общества является создание условий для публичного и качественного образования людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Наконец, важнейшим условием социализации таких детей является образование.
Учет инклюзивного образования в системе профессионального обра-зования является основополагающим, поскольку получение простой про-фессии часто дает детям с ОВЗ возможность безопасно интегрироваться в общество и чувствовать себя необходимыми не только для своих близких, но и для общества в целом [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консуль-тантПлюс.
2. Алехина С.В. К вопросу оценки инклюзивного процесса в об-разовательной организации: пилотажное исследование / С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 121–132.
3. Алехина С.В. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Клиническая и специальная психология. 2020.
4. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности совлада-ющего поведения родителей формирующейся личности с ограниченным состоянием здоровья: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011.
5. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального вы-горания у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского госу-дарственного университета. 2010. №1.– С. 174-182.
6. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания син-дрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М.В.Баробанова. – М: Педагогика, 2005. 527 с.
7. Браженкова Д.Б. Особенности родительской позиции матерей детей с расстройствами аутистического спектра. Автореф. Москва, 2014.
8. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое посо-бие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред.: Н. Борисова; под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Пер-спектива», 2007. 124 с.
9. Васильева А. Мой ребенок – инвалид… // Газета «Школьный психолог». – URL:http://psy.1september.ru.
10. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психоло-гов. СПб., 1997
11. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профи-лактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.
12. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонени-ями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Пи-тер, 2002. С. 120.
13. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности мате-ри ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения / Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2008. С. 285-298.
14. Ефимова И.Н Возможности исследования родительского «вы-горания»// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 4 / 2013.
15. Котлярова В. Эмоциональное выгорание родителей: что это такое и как его избежать? URL:https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/emotsionalnoe-vygoranie-roditeley- chto-eto-takoe-i-kak-ego-izbezhat/
16. Попов Ю.В., Кмить К.В. Эмоциональное «выгорание» – только лишь результат профессиональных отношений? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – № 2. – С. 98-101.
17. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами се-мейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
18. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хре-стоматия / Авторы-составители И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – с.118-129.
19. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям де-тей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. -318 с.
20. Шебанец Е. Ю., Хатит Ф. Р. Ребенок-инвалид как отягчающий фактор положения женщины-матери в семье: психолого-педагогический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4.
21. Шебанец Е.Ю. Факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП): автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Краснодар: Универсервис, 2012. 151 с.