Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время профессия медицинского работника является одной из самых ответственных и трудных. Они работают с больными людьми, часто сталкиваются с негативными эмоциями и сильным стрессом. Поэтому вопрос обеспечения психологического благополучия медицинских работников является актуальным и важным.
Проблема психологического благополучия медицинских работников является актуальной в настоящее время, так как здоровье и благополучие медицинских работников влияет на качество оказываемой медицинской помощи, а также на их профессиональную эффективность. Несмотря на значимость данной проблемы, исследования в этой области все еще не получили должного внимания.
Целью данной работы является изучение факторов психологического благополучия медицинских работников.
Объект исследования - психологическое благополучие медицинских работников.
Предмет исследования - факторы психологического благополучия медицинских работников.
Гипотезой данной работы является предположение, что к факторам психологического благополучия медицинских работников можно отнести смысложизненные ориентации, карьерные ориентации и коммуникативную направленность
Для достижения цели исследования будут использованы методы анкетирования, стандартизированного опроса и статистического анализа данных. Анкетирование позволит получить информацию о социально-демографических характеристиках испытуемых, стандартизированный опрос - о факторах, которые влияют на психологическое благополучие медицинских работников, а статистический анализ данных поможет оценить степень влияния каждого фактора на психологическое благополучие медицинских работников.
Тип исследований, проводимых в данной курсовой работе, будет представлен анализом научных исследований, теоретическим обзором научных исследований по проблеме психологического благополучия медицинских работников. В работе будут использоваться как качественные, так и количественные методы исследования для изучения психологических факторов, влияющих на психологическое благополучие медицинских работников. Будут использованы такие методы, как анкетирование, интервьюирование, опросы, анализ документов, наблюдение и другие методы, которые позволят получить достоверную информацию и объективно оценить факторы психологического благополучия медицинских работников.
Таким образом, данная работа имеет практическую значимость для улучшения психологического состояния медицинских работников и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
1 АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Теории психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии
Психологическое благополучие - это комплексное состояние, которое характеризуется позитивным отношением к жизни, высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и работой, чувством уверенности и удовлетворения, а также отсутствием психических расстройств и негативных эмоций [16]. В последние годы проблема психологического благополучия стала актуальной в различных областях, включая медицинскую сферу.
В зарубежной психологии есть несколько теорий, которые объясняют психологическое благополучие человека. Ниже описаны четыре наиболее известных теории:
1. Теория самоопределения Райана и Деши (Self-Determination Theory) Теория самоопределения выделяет три основных потребности человека, необходимых для достижения психологического благополучия: автономия (потребность в контроле над собственной жизнью), компетенция (потребность в достижении целей и ощущении своей компетентности) и связь (потребность в социальной связи и принадлежности к сообществу) . Если эти потребности удовлетворены, то человек достигает высокого уровня психологического благополучия.
2. Теория психологического капитала Латтера и Куна (Psychological Capital Theory) Теория психологического капитала выделяет четыре составляющие психологического капитала: эмоциональная устойчивость, оптимизм, надежность и самоэффективность . Человек с высоким уровнем психологического капитала способен более эффективно справляться с трудностями, улучшать свою производительность и достигать своих целей.
3. Теория позитивной психологии Селлигмана (Positive Psychology Theory) Теория позитивной психологии Селлигмана выделяет пять элементов психологического благополучия: положительные эмоции, поток, индивидуальные качества, межличностные отношения и смысл . Эти элементы позволяют человеку не только чувствовать себя счастливым, но и иметь цель и смысл в жизни.
4. Теория потока Чиксентмихайи (Flow Theory) Теория потока утверждает, что человек достигает психологического благополучия, когда он находится в состоянии потока, то есть в состоянии поглощенности, где задача и умения сбалансированы. В состоянии потока человек чувствует сильное удовлетворение и удовольствие от процесса, что может привести к повышению уровня самооценки и уверенности в своих силах. Таким образом, теория потока связывает психологическое благополучие с опытом погружения в деятельность, которая требует определенной мотивации, концентрации и умений.
Каждая из этих теорий подчеркивает важность определенных факторов для достижения психологического благополучия. Например, теория самоопределения показывает, что человеку нужно ощущать контроль над своей жизнью и иметь возможность самостоятельно принимать решения. Теория психологического капитала подчеркивает значение эмоциональной устойчивости, оптимизма, надежности и самоэффективности для лучшего справления с трудностями. Теория позитивной психологии указывает на важность положительных эмоций, межличностных отношений и смысла в жизни для достижения психологического благополучия. Теория потока связывает психологическое благополучие с состоянием погруженности в деятельность.
Понимание этих теорий может помочь людям лучше понять, какие факторы могут повлиять на их психологическое благополучие и как они могут работать над собой, чтобы достичь лучших результатов в своей жизни.
В отечественной психологии также существует несколько теорий, связанных с понятием психологического благополучия.
Одной из таких теорий является теория самореализации Л. С. Выготского, которая связывает психологическое благополучие с развитием личности через социальное взаимодействие . Согласно этой теории, человек обретает психологическое благополучие, когда он достигает высокого уровня развития своих возможностей и осознает себя как самостоятельное и активное существо, способное влиять на окружающую среду.
Другой теорией, связанной с понятием психологического благополучия, является теория духовного развития В. С. Мерлина . Согласно этой теории, психологическое благополучие человека зависит от развития его духовных качеств, таких как мудрость, любовь, сострадание и справедливость. Человек, который развивает эти качества, становится более гармоничным и способным к счастью.
Теория социального интеллекта Ю. К. Бабанского также может быть отнесена к теориям психологического благополучия в отечественной психологии . Согласно этой теории, психологическое благополучие зависит от наличия у человека социального интеллекта, т.е. умения понимать и учитывать эмоции и мотивы других людей, умения эффективно коммуницировать и устанавливать отношения.
Кроме того, в отечественной психологии разработаны теории личностного роста и развития, связанные с понятием самореализации, а также теории социальной поддержки, связанные с понятием социальной поддержки как фактора психологического благополучия.
В целом, теории психологического благополучия в отечественной психологии также подчеркивают важность социального взаимодействия, самореализации, духовного развития и социальной поддержки для достижения психологического благополучия. Они также акцентируют внимание на значении личностного роста и развития, а также на взаимосвязи между личностными характеристиками и окружающей средой.
Некоторые отечественные психологи также подчеркивают важность понимания индивидуальной природы психологического благополучия и его зависимости от культурных, социальных и исторических факторов.
Таким образом, в отечественной психологии существует несколько теорий, связанных с понятием психологического благополучия, которые подчеркивают важность социального взаимодействия, самореализации, духовного развития и социальной поддержки, а также индивидуальной природы этого понятия.
Сравнительный анализ теорий психологического благополучия позволяет выявить сходства и различия между подходами отечественной и зарубежной психологии к данному понятию.
Одним из основных сходств является акцент на значимости индивидуальных характеристик личности и их взаимосвязи с окружающей средой. Как отечественные, так и зарубежные теории психологического благополучия подчеркивают важность самооценки, самопринятия, самореализации и личностного роста в достижении благополучия.
Также обе группы теорий уделяют внимание социальным и культурным факторам, влияющим на психологическое благополучие. Например, отечественные теории подчеркивают значимость социальной поддержки и сотрудничества с окружающими людьми, а зарубежные теории акцентируют внимание на культурных различиях и адаптации к новым культурным контекстам.
Однако, существуют и различия между подходами. Например, зарубежные теории уделяют большее внимание пониманию и управлению эмоциями, а также формированию позитивных мыслей и убеждений. В отличие от этого, отечественные теории склонны больше акцентировать внимание на духовном и религиозном развитии, а также на индивидуальных качествах личности, таких как терпимость, смирение, восприятие жизни с оптимизмом и т.д.
Также, отечественные теории психологического благополучия могут использовать более общие понятия, такие как "жизненное удовлетворение" или "эмоциональная стабильность", в то время как зарубежные теории могут использовать более узкоспециализированные понятия, такие как "эмоциональный интеллект" или "регуляция эмоций".
В целом, сравнительный анализ показывает, что теории психологического благополучия как в зарубежной, так и в отечественной психологии акцентируют внимание на важности многих аспектов, таких как управление эмоциями, самооценка, самореализация, социальная поддержка и культурные факторы. Однако, есть и некоторые различия, такие как уделяемое внимание духовному развитию и религиозности в отечественных теориях, и уделяемое внимание управлению эмоциями и позитивным мыслям в зарубежных теориях.
Кроме того, зарубежные теории часто более узко специализированы, такие как теория эмоционального интеллекта или теория обучения оптимизму, в то время как отечественные теории могут использовать более общие понятия, такие как жизненное удовлетворение или эмоциональная стабильность.
Важно отметить, что как отечественные, так и зарубежные теории психологического благополучия имеют свои преимущества и ограничения, и необходимо выбирать подходы, которые наилучшим образом соответствуют конкретной ситуации и целям пациента.
В целом, сравнительный анализ теорий психологического благополучия показывает, что как отечественная, так и зарубежная психология предлагают ценные подходы к пониманию и достижению психологического благополучия. Важно использовать современные исследования и теоретические модели для разработки эффективных интервенций, направленных на повышение психологического благополучия у людей.
Некоторые теории психологического благополучия, такие как теория самореализации и теория позитивной психологии, акцентируют внимание на внутренних факторах, таких как ценности, потребности и качества личности.
Другие теории, например теория социальной поддержки, подчеркивают значение внешней среды и взаимодействия с другими людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Psychologies.ru. (н.д.). Михай Чиксентмихайи: «Поток» – психология оптимального переживания. [Онлайн]. Доступно по: https://www.psychologies.ru/articles/mihay-chiksentmihayi-potok-psihologiya-optimalnogo-perejivaniya/
2. Schein, E.H. Career Anchors: Participant Workbook (John Wiley & Sons, 1996).
3. Seligman, M. E. P. (2002). Authentic happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. Free Press.
4. Yang, X., Ge, C., Hu, B., Chi, T., & Wang, L. (2020). Validation of the PERMA for Chinese medical workers: a cross-sectional study. BMC psychiatry, 20(1), 1-7. doi: 10.1186/s12888-020-02956-5
5. Абульханова-Славская, К. А. (2006). Психология здоровья: курс лекций. Издательский центр "Академия", 368 с.
6. Акимова, О. В., Киселева, Е. Н., & Клименко, И. М. (2018). Связь мотивации и психологического благополучия медицинских работников в условиях профессионального выгорания. Психология и психотехника, 4(23), 929-938.
7. Александрова, Н. П., & Сушкова, Е. А. (2018). Факторы психологического благополучия медицинских работников. Вестник Томского государственного университета, (434), 75-80.
8. Андреева Г.М. Психологическое благополучие личности: содержание, факторы, динамика. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2007. – № 2. – С. 37-49.
9. Арнольд, Т. (2016). Психологическое благополучие как условие успешной профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, (1), 91-98.
10. Асмолов А.Г. Психология ментального здоровья. М., 2001. 323 с.
11. Бабанский Ю. К. Социальный интеллект: теория и практика / Ю. К. Бабанский. – М. : Эксмо, 2010. – 288 с.
12. Васильев В.Л. Психологическое благополучие как объект изучения и психологическая категория // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 1. – С. 30-47.
13. Васюр С.А. Методика изучения направленности коммуникативной активности [Электронный ресурс] / С.А. Васюр, Н.А. Тарасенко // Экономические и гуманитарные науки. - 2014. - № 9 (ст. 02). - Режим доступа: http://econfin.ru/images/stories/2014_9_2/2.pdf
14. Васюра С.А. Психология. Практикум. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tebestudent.ru/upload/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC,%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D1%8E%D1%80%D0%B0,%20%D0%A1.%20%D0%90..pdf
15. Водопьянова, Н. Е. (2015). Психологическое благополучие личности: структура и содержание. Научный вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психология, (3), 33-40.
16. Водопьянова, Н. Е. (2019). Психологическое благополучие: понятие, структура, факторы формирования. Психологическая наука и образование, (4), 73-83.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2018. – 416 с.
18. Голубева, Е. В. (2014). Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского персонала. Вестник Удмуртского университета. Серия: Психология и педагогика, (1), 26-31.
19. Демьянюк, Е. А. (2018). Психологическое благополучие личности: сущность, структура и факторы формирования. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, (2), 109-112.
20. Дьячкова, А. И. (2017). Факторы психологического благополучия медицинских работников в условиях современной реформы здравоохранения. Психологическая наука и образование, (3), 38-47.
21. Закревская О.В. Психологическое благополучие в работе медицинского персонала // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2013. – № 3. – С. 98-104.
22. Захаров, В. В., & Курочкин, А. В. (2014). Психологические факторы, влияющие на качество профессиональной деятельности медицинских работников. Вестник Челябинского государственного университета, (16), 76-80.
23. Зотова, Е. Ю. (2019). Факторы психологического благополучия медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения. Здоровье и образование в XXI веке, (21), 58-62.
24. Ильин Е.П. Психология успеха. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
25. Исаева, Е. Р., Рудакова, А. В., & Мироненко, И. А. (2019). Связь мотивации, удовлетворенности базовых потребностей и психологического благополучия у медицинских работников. Научный журнал "Медицинская психология в России", 10(4), 67-75.
26. Кабачков В.А. Психологическое благополучие личности: понятие, составляющие, факторы, способы развития. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2005. – № 2. – С. 41-54.
27. Карпова, Е. Ю. Психология благополучия: учебник для вузов / Е. Ю. Карпова, М. А. Конькова, И. В. Никитина и др. – М. : Юрайт, 2021. – 320 с.
28. Кобзева, Е. П. (2018). Психологические особенности медицинских работников, связанные с взаимодействием с пациентами. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Общественные науки, (6), 26-29.
29. Кондратьева Е.Г. Психологическое благополучие: теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 3. – С. 5-16.
30. Королева, И. А., & Резанова, Е. А. (2016). Факторы, определяющие психологическое благополучие медицинских работников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, (1), 157-162.
31. Кудрявцева, Е. А. (2014). Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников. Психологическая наука и образование, (1), 62-70.
32. Латтер, Э., Кун, Ш. Теория психологического капитала: развитие человеческого капитала для достижения успеха и благополучия. - 2011. - С. 25-30.
33. Лебедева, Н. В. (2018). Факторы психологического благополучия личности. Вестник РГГУ, (11), 62-71.
34. Леонтьев А.Н. Личность в контексте культуры: методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Смысл, 2003.
35. Леонтьев, Д. А. (2011). Психологическое благополучие: сущность, структура и психологические механизмы. Психологический журнал, (3), 5-18.
36. Мерлин В. С. Духовное развитие личности: путь к гармонии и счастью / В. С. Мерлин.–М.: Эксмо, 2017.–240 с.
37. Молчанова, М. Н. (2015). Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение медицинских работников. Психологическая наука и образование, (4), 58-66.
38. Овчинникова, Т. А. (2017). Психологические факторы профессионального самоопределения медицинских работников. Психологическая наука и образование, (3), 48-57.
39. Осина, Е. Н. и Исаева, А. А. (2018). Связь между мотивацией и психологическим благополучием у медицинских работников: внутренняя мотивация, стресс и удовлетворенность работой. Научный журнал "Молодой ученый", (19), 63-66
40. Осина, Е. Н., Козырева, П. М. и Рассказова, Е. И. (2015). Мотивация и психологическое благополучие: посредническая роль восприятия поддержки автономии. Международный журнал психологии, 50(4), 255-262.
41. Осина, Е.Н., Волкова, Н.В. Взаимосвязь мотивации и удовлетворенности базовых потребностей с психологическим благополучием у молодых людей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7. - № 4. - С. 69-82
42. Осина, Е.Н., Исаева, О.А., & Акимова, Ю.М. (2017). Мотивация и психологическое благополучие студентов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 57-70.
43. Парфенова, Е. Ю. (2017). Психологическое благополучие личности: понятие, структура, факторы. Педагогический альманах, (38), 164-166.
44. Потехина, Н. В. (2015). Психологические особенности медицинских работников, связанные с управлением стрессом. Вестник Российской академии медицинских наук, (2), 29-34.
45. Райан, Р.М., Деши, Э.Д. Теория самоопределения: поиск экологически значимых аспектов эволюции личности. - 2013. - С. 35-40.
46. Селлигман, Мартин. Аутентичное счастье: позитивная психология на практике. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 367 с.
47. Сергеев, А. В. (2017). Факторы психологического благополучия и профессиональной деформации медицинских работников. Вестник новых медицинских технологий, (3), 250-253.
48. Скворцова, О. В. (2018). Оценка уровня психологического благополучия медицинских работников. Медицинская психология в России, (3), 15-20.