Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ (статья 118) провозглашает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Данная норма представляет собой определенный принцип государственного устройства - принцип разделения властей. Именно в рамках разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную каждая из ветвей власти, включая судебную, наделяется самостоятельностью и независимостью. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. Важно понимать, что при осуществлении власти значительную роль играет конкретный человек, наделенный данной властью. Применительно к судебной власти таким конкретный человеком становится судья, требования к которому установлены законодательством РФ.
Актуальность исследования заключается в том, что правосудие является основной функцией судебной системы. Формой его применения являются конкретные виды судопроизводства. В сфере правосудия права и свободы граждан защищены. В системе трех ветвей государственной власти судебная власть занимает особое место, поскольку в условиях разделения властей она играет особую роль в жизни государства и общества в целом, служит укреплению верховенства права и демократии. Судебные органы - это судебная система Российской Федерации. Особенность этих органов заключается в том, что правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система - это совокупность всех судов штата, связанных между собой правовыми отношениями. Эта система распространяется только на соответствующие государственные органы. Судебная система Российской Федерации состоит из таких взаимосвязанных судов, которые, несмотря на различия в полномочиях их отдельных видов и звеньев, образуют единое целое, призванное обеспечивать специальные методы и средства реализации не столько законов органов местного самоуправления (субъектов Российской Федерации), сколько законов федерального уровня.
Объект исследования: правовой статус судей в Российской Федерации. Объект исследования: нормы права, определяющие содержание правового статуса судей в Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ статуса судьи как гаранта независимости и самостоятельности судебной власти. Задачи исследования:
рассмотреть принцип разделения властей и основы судебной власти;
изучить понятие статуса судьи и требования к кандидатам на должность судьи;
исследовать понятие независимости судей и ее процессуальные особенности;
проанализировать внепроцессуальную независимость и неприкосновенность судей;
рассмотреть вопросы несменяемости судей и их дисциплинарную ответственность.
Методы исследования: системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический. Гипотеза исследования: Правовой статус судей – это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля, статус судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Основы судебной власти в Российской Федерации
§ 1. Принцип разделения властей и основы судебной власти
В основе правового государства лежит принцип разделения властей. «Для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в руках одного лица или одного органа в либеральном правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей: законодательную исполнительную и судебную» .
Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции РФ и предполагает не просто деление полномочий органов государственной власти, их независимость друг от друга.
Применительно к судебной власти это в частности означает, что «суд не может рассматриваться как обычный государственный орган, ибо тогда, в случае спора между гражданином и государством, будет нарушен один из принципов правосудия: «никто не может быть судьей в своем собственном деле» .
При этом нельзя отрицать взаимное влияние ветвей государственной власти друг на друга.
Судебная власть также призвана разрешать конфликты, возникающие у физических лиц между собой и с государством. На суд также возложена проверка конституционности законов и подзаконных актов, а также проверка законности действий должностных лиц.
Судьи всех уровней, за исключением судей Верховного суда, назначаются указом Президента. Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.
Определив в общем смысле задачи судебной власти и ее взаимосвязь с другими ветвями власти, следует отметить, что законодательное определение понятия «судебная власть» отсутствует.
Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ, статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе) , согласно которым судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации:
1.1 Конституция РФ // принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 – СПС «Консультант Плюс»
1.2 О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ.-(ред. от 16.04.2022).- (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). - СПС «Консультант Плюс»
1.3 Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: от 24.07.2002 № 95-ФЗ. - (ред. от 18.03.2023). – СПС «Консультант Плюс»
1.4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 18.12.2001 № 174-ФЗ. - (ред. от 18.03.2023). - СПС «Консультант Плюс»
1.5 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 14.11.2002 № 138-ФЗ. - (ред. от 18.03.2023).- СПС «Консультант Плюс»
1.6 О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ// Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - ст. 1447. - (ред. от 01 июля 2021). - (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021). - СПС «Консультант Плюс»
1.7 О статусе судей [Электронный ресурс]: закон РФ от 26 июня 1992 № 3132-1 // Российская газета. – 1992. - № 170.- (ред. от 18 марта 2023). – СПС «Консультант Плюс»
2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
2.1 По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 19-П «» - СПС «Гарант»
2.2 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Петренко Зои Михайловны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями законодательства о статусе судей в Российской Федерации и правоприменительной практикой [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 № 971-О-О. – СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература
3.1 Общая теория права: Учебник / Поляков А.В., Тимошина Е.В., - СПб.: Издательский дом. С.-Петерб. Гос. ун-та, 2005. - 630 с.
3.2 Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный) / Бархатова Е.Ю. – М.: Проспект, 3-е изд., перераб. и доп., 2020. - 256 с.- СПС «Консультант Плюс»
3.3 Правовой статус судей в Российской Федерации / Белова О.С. // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). — с. 388-391. URL: https://moluch.ru/archive/311/70358
3.4 Статус судьи в Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ермошин Г.Т. // М., 2016. С. 298 - 299
3.5 Научно-практический комментарий к Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный) / Баранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В., Манова Н.С., Соловьева Т.В., Францифоров Ю.В., Царев Ю.Н. под ред. О.В. Исаенковой, Н.С. Мановой. - СПС «КонсультантПлюс»
3.6 Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича «К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан»/ Розанова А. // Итоги. 2000. № 40. - СПС «КонсультантПлюс»