Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Законность в демократическом обществе - сложное и многогранное явление. Она функционирует как метод осуществления власти, как черта политико-правового режима, как принцип юридически значимой деятельности и как ее единичное следствие. В общесоциологическом плане законность можно рассматривать и как способ социального наследования, социального контроля прогрессивных форм человеческого общения. Ключевым вопросом является соотношение законности и целесообразности, и от правильного решения этой проблемы зависит не только поддержание и укрепление законности в стране, но и достижение социальных целей, обозначенных при принятии законов и подзаконных правовых актов. Очевидно, что данный вопрос касается общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Если отношения не урегулированы правом, то они не подпадают под действие нормы права. И целый ряд других (неправовых) социальных норм служат ориентирами для поведенческих актов социальных субъектов и мерой их социальной значимости. В общественных отношениях, регулируемых правовыми нормами, законность и целесообразность не могут быть противопоставлены друг другу.
Законы и иные нормативные правовые акты представляют собой целесообразность, и достигаемые с их помощью цели имеют приоритет. Отступление от них под предлогом предпочтительности "иных целей" может нанести ущерб общественным интересам.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании законности в деятельности правоохранительных органов.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие практическое исследование законности в деятельности правоохранительных органов.
Целью исследования является исследовать дискуссионные вопросы законности в деятельности правоохранительных органов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. сравнить понятие законности и правоприменительной деятельности правоохранительных органов и судов;
2. исследовать соотношение законности и целесообразности;
3. выявить проблемы обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Антонов В.Ф., Бабичев Д.А., Багреева Е.Г., Богатырев Д.В., Головинская И.В., Крестинский М.В., Савельев И.И., Кауфман М.А., Колесников Е.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законности в деятельности правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования законности в деятельности правоохранительных органов.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, библиографического списка.
1.Законность и правоприменительная деятельность правоохранительных органов и судов
Термины "правоприменение", "правоохранительная деятельность" и "применение права" стали синонимично употребляться в философско-правовой литературе дореволюционной России конца XIX - начала XX веков в связи с исследованием различных правовых проблем. Понятие права, действие норм обычного и материального права, разрешение споров о субъективном праве судебными и административными государственными органами, проблемы толкования права, юридические аналогии и пробелы .
Для анализа этих вопросов теоретического и практического характера, выявления особенностей правоприменения российские авторы используют в своих работах сравнительное правоведение, ценность которого заключается в обновлении судебной и практической юриспруденции.
Например, говоря о праве в объективном смысле, Е.Н. Трубецкой указывает, что в процессе рассмотрения споров о субъективных правах субъекты правоприменения во всех странах (прежде всего, судьи), в целях определения достоверности существования правовых норм и установления точного текста закона, обосновывающего решение по конкретному делу, "критики правовых источников считала абсолютно необходимым опираться на.
Таким образом, правоведы справедливо указывают на приоритет Конституции РФ как основного источника права для всех государств в деятельности государственных, судебных и муниципальных органов. Они могут действовать только в рамках, установленных законом, и не могут издавать указы, отменяющие действующие законы. В результате "органы, применяющие эти постановления, должны сначала рассмотреть, не противоречат ли они действующим законам".
Не теряя своей актуальности, многие идеи российских ученых о государственно-правовых явлениях, таких как формы, методы и принципы правоохранительной деятельности, сегодня активно изучаются как в общей теории права, так и в отраслевых науках и воплощаются в практику реформирования государственно-правовых институтов.
Понятие законности рассматривается как принцип, метод и режим. Принцип, метод и режим являются неотъемлемыми звеньями одного механизма развития законности.
Сначала законность возникает как принцип, которым должны руководствоваться субъекты при определении своего отношения к действующим законам. Если субъекты следуют этому принципу в своей реальной деятельности, то он перерастает в метод деятельности. Когда этот способ деятельности становится всеобщим, формируется режим законности. Истинная социальная ценность законности проявляется только тогда, когда она приобретает свою окончательную форму в виде режима законности.
Законность используется как социально-политический режим, при котором все субъекты права - государственные и местные органы власти, предприятия и объединения, граждане - строго следуют положениям закона. Законность как режим государственной и общественной жизни - это такой режим, при котором бесспорно, что государство и те, кто осуществляет властные полномочия, во всех случаях соблюдают основы права .
Уровень законности в государстве зависит от его статуса в административно-управленческой деятельности. Если уровень законности низкий, то все подразделения государственных структур строго исполняют правовые предписания. В этом случае следует говорить о кризисе законности.
Задачи правовой политики в деятельности правоохранительных органов можно свести к двум основным направлениям: во-первых, закрепление в праве норм законопослушного поведения как средства реализации правового режима законности и определения статуса правоохранительных органов; во-вторых, обеспечение законности в деятельности самих правоохранительных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст.4472
4. Антонов В.Ф. Ценностные установки в системе правового регулирования //Философия права. 2019. № 3 (90).
5. Бабичев Д.А. Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности: проблемы толкования // Юридическая техника. 2020. № 14.
6. Багреева Е.Г. О праве, законе, совести и справедливости в правоприменительной практике // Российский следователь. 2022. № 4.
7. Богатырев Д.В. Причины злоупотребления правом в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2022. № 3.
8. Бондарь И.В. К вопросу о принципе законности и проблемах его реализации в административной деятельности полиции // Российская юстиция. 2020. № 2.
9. Головинская И.В., Крестинский М.В., Савельев И.И. Отдельные проблемы реализации конституционных и уголовно-процессуальных гарантий прав лиц в ходе производства по уголовным делам // Современное право. 2019. № 3.
10. Головка Л.В., Брусницын Л. В., Ветрова Г.Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. - М.: Городец, 2020. - С.74.
11. Кауфман М.А. Конституционный принцип законности: уголовно-правовой аспект// Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 4.
12. Колесников Е.В. Законность как принцип организации и деятельности органов государственной власти // Российская юстиция. 2020. № 5.
13. Смирнов А.Ф. Соотношение принципов законности и целесообразности в организации деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 8. - С.188
14. Станкевич Г.В., Григорова К.С., Акопов С.М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. - М.: Проспект, 2020. - С.56.
15. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. - М.: КноРус, 2019.- С.63.