Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Советские успехи в индустриальном и транспортном развитии Арктики можно во многом объяснить подготовкой научно проработанных долгосрочных программ, обеспечивших достаточно эффективное взаимодействие государства, науки и производства. К сожалению, проекты не были реализованы в полной мере, так как практика нередко расходилась с теорией.
До середины XVIII века экспедиции и исследовательская деятельность в российском арктическом регионе были разрозненными и индивидуальными и сочетались с северным мореходством. В середине XVIII в. академик Российской академии наук М. В. Ломоносов впервые выдвинул идею о том, что арктическое пространство имеет большое значение для развития страны, и выступил за научное исследование арктического региона. Несмотря на авторитет М. В. Ломоносова, его идея не была поддержана на государственном уровне. В царской России не было единого плана научных исследований в Арктике и исследовательская деятельность в этом регионе осуществлялась в инициативном порядке отдельными учеными или группами энтузиастов. В этот период исследования Арктики в основном включали изучение акватории и сухопутных районов от Восточной Сибири до полуострова Камчатка (первая половина XVIII в.), исследование островов Новая Земля (первая половина XIX в.), гидрографическое и географическое картографирование устьев сибирских рек в Северном Ледовитом океане (вторая половина XIX в.), изучение арктических высоких широт (начало ХХ в.). Благодаря усилиям многих морских путешественников, мореплавателей, исследователей Арктики, к началу 1920-х годов сформировалось более обширное научное понимание сухопутных территорий российской Арктики и окружающих вод Северного Ледовитого океана, была заложена прочная основа для более крупных и глубоких исследований в будущем.
После установления Советской власти в октябре 1917 года народное хозяйство России оказалось на грани краха. Гражданская война и иностранная военная интервенция еще более усугубили экономическое положение советского режима. Поскольку северный регион богат природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми, которые важны для восстановления национальной экономики, для советского правительства важной задачей стало проведение научных исследований в арктическом регионе.
В 1920–1930-е гг. началось масштабное освоение Арктики (пополнение знаний о Севере, строительство полярных станций, изучение Северного морского пути, закрепление за СССР его островных арктических территорий). В этом процессе активное участие приняли мореходы, полярники, ученые. По итогам ледовых походов написаны не только отчеты и научные труды, но и личные дневники, воспоминания.
Указанная тема обзорно отражена в научной литературе. Здесь можно выделить комплексные работы посвященные исследованию Арктики (труды М.И. Белова и В.Ю. Визе); труды, об экспедиции “Челюскина” или посвященные ее отдельным участникам (Е.С. Юнга, В.С. Корякин). Существенную помощь нам окажет богатая база источников, включающая в себя делопроизводственные документы, письма начальника экспедиции - Шмидта, а также воспоминания самого капитана корабля В.И. Воронина и других участников эпопеи.
В 1932 году при Совнаркоме было создано Главное управление Северного морского пути, на которое возлагалось освоение Арктики, обеспечение судоходства вдоль северного побережья, организация исследований и прочес. Главой нового управления стал выдающийся ученый и исследователь Отто Шмидт.
В этом же году Шмидт и полярный исследователь Владимир Воронин во исполнение поручений Сталина на пароходе «Сибиряков» прошли СМП за 1 навигацию (65 дней). Через год они попытались повторить свой путь на более крупном судне - пароходе «Челюскин».
Цель исследования: изучение истории экспедиции Челюскинцев в свете освоения Арктики в СССР.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы освоения Арктики в истории России и СССР;
• Рассмотреть подготовку и отправление экспедиции Челюскинцев;
• Проанализировать ход экспедиции, а также дрейф и спасение экспедиции.
Объект – Освоение Арктики в СССР в 1930-е годы
Предмет – Экспедиция Челюскинцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ИСТОРИИ РОССИИ И СССР
Следует отметить, что первые сведения об Арктике, которыми мы располагаем, относятся к X веку .
Лишь после воцарения Петра столь полезные открытия получили распространение и благодаря этому ими заинтересовались. Но почему до этого путешествия русских поморов оставались в тени, а в IIX веке неожиданно на них было обращено внимание? А ответ очень простой – ничто не уйдёт далеко от политики и государственных интересов какой-либо страны. И именно в Петровскую эпоху возникла необходимость обеспечения безопасности военно-морского флота России, который в то время начал активно строиться.
Чтобы обеспечить эту безопасность, требовалось изучить близко расположенные моря и океаны, составить карты. И эту обязанность Пётр I поручил непосредственно военно-морскому ведомству, а именно – Адмиралтейской коллегии. Это в том числе поспособствовало систематическим гидрографическим съёмкам, изданию морских карт, специализированной подготовке штурманов и гидрографов уже впоследствии .
Здесь хочется обратить внимание на то, что все указы, поступавшие в сформированную, коллегию шли через самого императора (сначала Петра I, а потом и иных монархов). А членами Адмиралтейской коллегии были лишь морские офицеры, прошедшие обучение в Школе математических и навигацких наук и в Академии морской гвардии в Санкт-Петербурге.
В IIX веке в основном работы по изучению моря велись в 2 направлениях: съёмка берегов и промеры глубин. А чуть позже были уже составлены атласы, описания побережий морей. Другие же области также были подвержены исследованию, но не такому глобальному как вышеупомянутые. То есть то, чему положили основу русские поморы, та наука, о которой говорили первые русские мореплаватели, всё больше и больше распространялась. И благодаря более широким (в контексте оснащения судоходных средств) возможностям были сделаны более точные выводы, проведены новые исследования.
После изучения близлежащего пространства наши соотечественники сначала взяли курс на берега Каспийского моря (сказались внешнеполитические события), а потом он вообще повернулся в сторону Дальнего Востока.
Параллельно с освоением морей Тихого океана проходило изучение северного побережья страны, а также окраинных морей (Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря, Чукотского моря) и внутреннего Белого моря Северного Ледовитого океана [2, c. 81]. Также в этом контексте нельзя не упомянуть Великую Северную экспедицию 1733–1745 гг., так как именно исследования отрядов, составляющих данную экспедиции, обладали наибольшей точностью по сравнению с иными подобными. Также тут стоит выделить Двинско-Обский отряд (впервые упоминается Карское море), Обско-Енисейский отряд (первая гидрографическая опись побережья Сибири между устьями рек Оби и Енисея, открыты Гыданьский залив и Гыданьский полуостров), Ленско-Енисейский отряд (были обнаружены острова, названные в честь Святого Петра, был открыт остров Преображения, была составлена точная карта реки Лена с Якутска до устья), Ленско-Колымский отряд (отряд вел работы в бассейне реки Анадырь и, описав ее берега, вышел к Тихому океану). В итоге, можно сказать, что основным результатом деятельности отрядов Великой Северной экспедиции являлось то, что благодаря выводам из предоставленных сведений, а также самим исследованиям, можно было приступить уже непосредственно к прокладке и освоению маршрута из Европы к Тихому океану через Северный Ледовитый океан.
Таким образом, в навигационном отношении русские исследователи внесли просто неимоверный вклад. Ценой их огромных усилий, а порой и жизни, были открыты новые острова, на картах появлялось всё больше географических названий, а монархи могли понимать, как правильно выстраивать внешнюю политику.
Арктическая политика СССР стала отражением как достоинств, так и пороков советской системы, рассматривать которые следует как единое целое: достижения страны в высоких широтах на каждом новом этапе освоения Арктики показывали растущие возможности советской экономики, демонстрируя, одновременно, присущие ей ограничения. И те и другие вытекали из сути советской мобилизационной модели: всемерное использование преимуществ государственной монополии и комбинация экономических средств с политическими.
Задаваемая идеологическими императивами установка на форсированные темпы экономического роста пренебрегала интересами человека, поэтому большую часть ХХ века государство отождествляло развитие страны и ее регионов с индустриализацией, а территорию освоения – с технологической площадкой. Реализация масштабных народнохозяйственных программ была обеспечена чрезвычайными средствами и чрезвычайными организационными формами. В этом смысле все известные мегапроекты советского периода, начиная с Урало-Кузнецкого комбината и заканчивая Западно-Сибирским нефтегазовым комплексом (ЗСНГК), можно рассматривать как достижения мобилизационной экономики. Отличие последнего проекта (ЗСНГК) от предыдущих заключалось, по сути, лишь в ненасильственном привлечении работников на ударные стройки нефтегазового Севера.
Акцент в экономической политике СССР был сделан не на план, целесообразность которого очевидна, а на мобилизационную роль государства. Поэтому в течение всего советского периода на государственном уровне решался, но так и не был решен (и до сих пор
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.И. Русская гидрографическая наука в XVIII в.// Тр. Института истории естествознания и техники АН СССР. М., 1961.Т. 37, вып. 2. С. 81–96
2. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути: Т. 4. Ленинград: Гидрометеорологическое изд-во., 1969. 615 с.
3. Бочек А.П. Всю жизнь с морем. М.: Транспорт, 1969.
4. Буйко П. Записки челюскинца. Ленинград: Молодая гвардия, 1934. 124 с.
5. Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. М.: Изд-во Главсевморпути, 1948
6. Воронин В. И. Пароход не подходил для ледового плаванья: версия капитана «Челюскина» В. И. Воронина // Источник. — 1996, № 1. С. 16-40
7. Воронин В. И. Пароход не подходил для ледового плаванья: версия капитана «Челюскина» В. И. Воронина // Источник. — 1996, № 1. С. 19
8. Гайдаржи Е.И. Анализ грузооборота портов Северного морского пути с 2017 по 2018 год // Системный анализ и логистика, 2019. № 2 (20). С. 30–34
9. Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина» // Спецвыпуск газеты "Правда", 1934. – 52 с. Электронная версия печ. публ. Режим доступа: https://archive.org/details/geroicheskiy_pokhod_pravda_o_polyarnoi_ekspeditsii_chelyuskina
10. Гумелёв В.Ю., Елистратов В.В., Рагозин А.Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты // Концепт. 2018. №8. – С. 139-158. Электронная версия печ. публ. Заглавие с тит. экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/severnyy-morskoy-put-harakteristika-istoriya-osvoeniya-perspektivy-razvitiya-i-neobhodimost-zaschity
11. Дьяконов М.А. Дневники челюскинцев. Ленинград: Гослитиздат, 1935. 567 с.
12. Ермолаев М. М. Воспоминания. СПб.: Гидрометеоиздат, 2001.
13. Каманин Н. П. «Лётчики и космонавты». М.: Политиздат, 1971. – 215 с. Электронная версия печ. публ. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/letchiki-i-kosmonavty.html?ysclid=lamm45bt8k760921463
14. Каневский З. М. Зачем человеку льды? М.: Политиздат, 1989
15. Карпов В.П. Анатомия подвига. Человек в советской модели индустриализации Тюменского Севера. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 184 с.
16. Карпов В.П. Освоение российской Арктики: в плену ситуационных решений // Горные ведомости. 2018. № 2. С. 90-100.
17. Карпов В.П. Север и Арктика в «Генеральной перспективе» СССР: проблемы комплексного освоения // Уральский исторический вестник. 2016. № 1. С. 91-99.
18. Комарова Н.Г. История Северного мореплавания как ресурс развития территории // Жизнь Земли. 2016. №1. – С. 103-117. Электронная версия печ. публ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-severnogo-moreplavaniya-kak-resurs-razvitiya-territorii
19. Корякин В.С. Челюскинская эпопея. М.: Вече, 2011. 304 с.
20. Красавцев Л. Б. Морской транспорт в истории Европейского Севера России в 1929-1940 гг // Вестник тамбовского университета. 2008. №4 – С. 45-51. Электронная версия печ. публ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/morskoy-transport-v-istorii-evropeyskogo-severa-rossii-v-1929-1940-gg?ysclid=lboyynf8h4909797740
21. Кренкель Э. Т. RAEM – мои позывные. М.: Советская Россия, 1973
22. Кузнецов Н. Пароход «Челюскин». Катастрофа и спасение. Непознанный мир. 16.09.2019 [Электронный ресурс] URL: https://shtorm777.ru/paroxod-chelyuskin-katastrofa-i-spasenie.html
23. Летопись Арктического института: от Севэкспедиции до ГНЦ РФ ААНИИ, 1920-2020 гг.: история полярных исследований / М.А. Емелина, М.А. Савинов, П.А. Филин; под ред. И.Г. Фролова; Т. 1. 2020. 822 с.
24. Миронов А.Е. Ледовая Одиссея, документальная повесть. М.: «Молодая гвардия», 1966. 232 с.
25. Научные результаты работ экспедиции на "Челюскине" и в лагере Шмидта. Ленинград: Изд-во Главсевморпути; под ред. О.Ю. Шмидта и Я.Я. Гаккеля. Т. 2. 1938. 244 с.
26. Низовский А. Ю. 500 великих путешествий. М.: Вече, 2013.
27. Погосов А. Комсомол лагеря Шмидта. М.: «Молодая гвардия», 1935. 145 с.
28. Россия в Арктике: государственная политика и проблемы освоения / Е.В. Комлева и др. Новосибирск: Изд-во «Параллель», Институт Истории СО РАН, 2017. 494 с.
29. Славин С. Н. Сто великих тайн Арктики. М. Вече, 2017.
30. Ташлыков С. Л. Деятельность гидрографической службы российского Императорского флота по освоению Арктики // Вестник МГТУ. 2014. № 3. С. 588–597
31. Тимошенко А. И. Российская региональная политика в Арктике в ХХ−ХХI вв. : проблемы стратегической преемственности // Арктика и Север. 2011. №4 – С. 15-27. Электронная версия печ. публ. Заглавие с тит. экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-regionalnaya-politika-v-arktike-v-hh-hhi-vv-problemy-strategicheskoy-preemstvennosti?ysclid=lboyfapwi4481249201
32. Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930 – 1950-е гг // Арктика и Север. 2013. №13 – С. 150-168. Электронная версия печ. публ. Заглавие с тит. экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-opyt-mobilizatsionnyh-resheniy-v-osvoenii-arktiki-i-severnogo-morskogo-puti-v-1930-1950-e-gg?ysclid=lboyml8r1a179512610
33. Тимошенко А.И. Государственная организация геологоразведочной службы – важное условие модернизации экономики Сибири и Дальнего Востока: взгляд историка // Горные ведомости. 2014. № 5. С. 74-82.
34. Турков А. А. Общественное мнение США об успехах СССР в освоении Арктики в 1930-х годах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №3 – С. 49-53. Электронная версия печ. публ. Заглавие с тит. экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-ssha-ob-uspehah-sssr-v-osvoenii-arktiki-v-1930-h-godah?ysclid=lamnk5i0c9715378612
35. Турков А. А. Челюскинская эпопея 1934 года как ключевой элемент советской пропаганды освоения Арктики // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2017. №55. – С. 37-44. Электронная версия печ. публ. Заглавие с тит. экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chelyuskinskaya-epopeya-1934-goda-kak-klyuchevoy-element-sovetskoy-propagandy-osvoeniya-arktiki?ysclid=lamn1qeeb3609476378
36. Хмызников П.К., Ширшов П. П. На «Челюскине». Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1936. 152 с.
37. Шмидт О. Ю. Исследование Арктики в Советском Союзе, 1934 г. (часть III, IV). // Вестник РУДН, серия Государственное и муниципальное управление, 2016, № 1. С. 102-105
38. Юнг Е. С. Капитан Воронин. М.: Морской транспорт , 1957.