Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная мировая ситуация характеризуется педагогами как кризис нравственности. Как никогда в сейчас актуальна тема гражданственности, патриотичности, любви к Родине. Тем не менее в вопросах исследования гражданского воспитания ещё недостаточно теоретических разработок для детей дошкольного возраста.
Гражданское воспитание подрастающего поколения – это основа современного общественного порядка, норма гражданских основ личности ребёнка. Именно с дошкольного возраста нужно начинать гражданское воспитание поскольку это период социализации личности, усвоения ценностных ориентаций.
В системе дошкольного образовательного учреждения гражданское воспитание, это форма организации жизнедеятельности детей в ДОУ, в ходе которой происходит формирование знаний жизнедеятельности детского сада и общества.
Патриотическое воспитание является объектом исследований большого количества отечественных и зарубежных учёных: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.М. Виноградова, М.В. Воробьёва, Р.И. Жуковская, К.Д. Ушинский, К.А. Гельвеций, Л.И. Лепелетье и др.
Однако данная проблема до сих пор не нашла должного отражения в исследованиях по дошкольной педагогике. Воспитание гражданственности это очень долгий, кропотливый и трудоёмкий процесс, который длится всю жизнь человека.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения и семьёй – это воспитать достойного гражданина своей Родины. Ребенок дошкольного возраста больше всего подвержен влиянию окружающей его среды. Именно в этот период, как утверждают известные психологи Б.Г. Ананьев, В.В. Венгер, Л.С. Выготский начинает формироваться самосознание ребёнка, он впитывает в себя как всё хорошее так и плохое из своего окружения. И поэтому основы будущего гражданина закладываются в период дошкольного детства.
Актуальность данной темы на сегодняшний день состоит в том, чтобы воспитать достойного гражданина России, это одна из главных и изучаемых педагогической наукой и практикой тем.
Объект исследования –процесс гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия проектирования и реализации системы гражданского воспитания дошкольников.
Гипотеза: формирование активной гражданской позиции дошкольников будет эффективным при условии:
- заинтересованности всех участников процесса гражданского воспитания;
- будет создана интегрированная образовательная среда;
- разработан и внедрён в работу проект системы гражданского воспитания дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из актуальности темы, выделены цели и задачи работы.
Цель: разработка системы педагогической деятельности по формированию гражданских позиций дошкольников.
Задачи:
изучить как психолого-педагогическую проблему реализацию гражданского воспитания в дошкольном образовании;
определить цели, задачи и принципы гражданского воспитания детей дошкольного возраста;
выявить особенности гражданского воспитания дошкольников;
проанализировать программы гражданского воспитания детей дошкольного возраста;
проанализировать технологии гражданского воспитания дошкольников;
подобрать диагностики уровня гражданского развития у детей дошкольного возраста;
создать проект работы по реализации гражданского развития у дошкольников.
Методы исследования: теоретические методы – изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ изученной литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Реализация гражданского воспитания как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования
Важной психолого-педагогической проблемой на сегодняшний день является патриотическое гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей.
Гражданское воспитание – это очень широкое направление педагогики, которое охватывает много направленностей, объединяя их. Само понятие гражданственности берёт своё начало в далёком прошлом, и в своём труде «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль расшифровывает его как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования необходимые для составления гражданского общества» [15].
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова первое значение – присущий, свойственный гражданину, второе – гражданственное самосознание [27].
Воспитание гражданина - одна из главных задач как дошкольных, так и школьных образовательных учреждений. Основная его цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Тема гражданственности рассматривалась многими русскими учёными на протяжении ни одного века, но особую актуальность приобрела во второй половине XIX века, во время становления на то время новой науки – социологии. Такие социологи как П.Л. Лавров, А.И. Стронин, Н.К. Михайловский работали над проблемой гражданственности и опираясь на историю можно сделать вывод, что на разных этапах развития российского общества смысл этого понятия трактовался по разному:
как общественно-государственный патриотизм;
как классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность и сознательность в отстаивании коммунизма;
качество, позволяющее человеку быть дееспособным политически, юридически, социально и нравственно.
В советский период нашей страны гражданственность была связана с государственной идеологией, выражалась такими понятиями как «гражданский долг», «В гражданская обязанность». Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, полноценное участие в производственной и общественной жизни государства всех членов общества, независимо от пола. Вторая задача заключалась во всестороннем развитии коммунистического воспитания детей с дошкольного возраста, и подчёркивала, что все советские дети, независимо от пола, национальности и статуса родителей имеют право на образование и воспитание, равные права на педагогическое обеспечение.
В педагогических работах А.Ф. Никитин понятие гражданственности формулирует как «высший уровень развития политической осознанности» [27].
Выдающийся педагог А.С. Макаренко, первый в мировой истории осуществил эксперимент по гражданскому воспитанию личности [26]. Целью данного эксперимента было создать систему воспитания, которая из сирот и беспризорников нарушающих закон сформировать граждан нужных обществу. Эксперимент имел положительный результат, используемые методы помогли несовершеннолетним нарушителям найти своё место в жизни, стали достойными гражданами свое страны, проявили настоящий героизм во времена Великой Отечественной Войны.
А.Ф. Никитин отмечает, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс направлен на единую цель – воспитание достойного гражданина»; особое внимание педагог уделял тому, как сам человека чувствует себя в коллективе, характеру его коллективных связей. Качества личности, которые нужно развивать в человеке, это дисциплинированность, готовность к действию, принципиальность и др. Педагог считал, что трудолюбие и непосредственно трудовые способности в ребёнке нужно воспитывать, так как они не даны ему от природы, а само трудовое воспитание является важнейшим элементом воспитания личности [27].
Трактование гражданственности в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой выражается как нравственное качество личности, определяющее активную позицию выполнения гражданских обязанностей и долга перед Родиной, своим народом, целесообразное использование своих гражданских прав, уважение и соблюдение законов страны [22].
В то же время, гражданственность определяется как сложное образование психики, включающее в себя знания, переживания и поступки.
Чувство гражданственности исходит из самосознания человека как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определёнными правами и обязанностями перед ним, закреплёнными законодательством.
Таким образом, чтобы воспитать у обучающихся гражданственность, в любом образовательном учреждении должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, труда, нравственности, дисциплинированности и героизма. Все это ставит на высокий уровень вопросы гражданского воспитания в детском саду. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: обучающиеся, педагоги, социум, окружающий данное образовательное учреждение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева Т.И. Истоки: Примерная образовательная программа ДО / Т.И. Алиева. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Атемаскина Ю.В. Организация правового просвещения в ДОУ: методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - Барнаул, 2016. - 68с.
3. Бабаева Т.И., Гегоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Детство Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 200г. - 192 с.
5. Бобылева Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2016. - С. 36-42.
6. Богданова О.В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм / О.В. Богданова. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. - С. 44-51.
7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2016. – 297 с.
8. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения. Методика ОРО / А.Я. Варга, В.В. Столин. //[Электронный ресурс] Детская психология. Тесты по психологии с ответами. URL:https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik- roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro (дата обращения: 14.04.2023).
9. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васиьева. – М.: Мозаика-Синтез Москва. 2014. – 36 с.
10. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учеб. пособие/ Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
11. Всеобщая декларация прав человека //Права ребенка. Основные международные документы. — М., 1992. - 24с.
12. Волобуевa Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / М.Л. Волобуева Управление ДОУ. 2006. №6. с.70–78.
13. Гусева Н.Г. Дидактическая игра как средство формирования основ правовых знаний детей старшего дошкольного возраста /Н.Г. Гусева. - Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2017.- 139 с.
14. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» / Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 218 с.
15. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». / О.И. Давыдова, С.М. Вялкова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 115 с.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Москва, 1963. – 629 с.
17. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада» / Т.Н.Дронова, Е.А. Жичкина. – М.: Просвещение, 2001. – 228 с.
18. Дунайкина Ю. С. Проект дополнительного образования старших дошкольников по развитию законопослушного поведения участников образовательного процесса. Кашин: д/с № 18, 2014. 21 с.
19. Заяц Н.М. Авторская модель правового воспитания старших дошкольников. СПб: ГАОУ ЛОИРО, 2018 URL http://www.loiro.ru/files/pages/page_134_0073.docx. (дата обращения: 12.04.2023).
20. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
21. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Ответственный редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
22. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я имею право!» / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 94 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: ученик / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2013.— 740 с.
24. Козлова С.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников / С.А. Козлова. — М.: Просвещение, 2010. — С. 45-74
25. Корнилова Л.М. Формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с достопримечательностями малой Родины / Л.М. Корнилова. – М.: Наука и современность, 2012. – 120с.
26. Макаренко А.С. Педагогическая поема. / А.С. Макаренко. - ООО «Издательство АСТ», 2018. – 154 с.
27. Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней / Б. П. Никитин − Л., 2019. – 191 с.
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азь, 1992. – 736 с.
29. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.
30. Постановление от 04 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
31. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76 с.
32. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / отв. ред. В.М. Сапогов. - Псков: ПОИПКРО. 2008. 159 с.
33. Психологические тесты и упражнения для детей: книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор; пер. с англ. Е. Рыбиной; 2-е изд. М.:Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 208 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002791986 (дата обращения: 08.04.2023).
34. Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №1 (134). С. 32-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoy- printsip-upravleniya-obrazovaniem (дата обращения:10.04.2023).
35. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. М.: Академия, 2008. - 158 с.
36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: Просвещение, 2010. - 291 с.
37. Усачева А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых / А. Усачева. М., 1992. - 60с.
38. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция)
39. Шепилова Н.А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27-31.
40. Филиппова Т. Дошкольное воспитание / Т. Филиппова. – М.: Просвещение 1996. – 168 с.