Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения проблем коммуникативного характера у подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости в современных условиях цифрового мира, приобретает жизненно важное значение для исследования. Поскольку с каждым годом увеличивается число детей подросткового возраста, которые целиком становятся зависимыми от виртуального в связи с широким распространением компьютеров и других цифровых устройств.
Стоит учитывать, что современные технологии, включая компьютеры и интернет, меняют способы коммуникации, что может повлиять на то, как подростки взаимодействуют с окружающим миром. Это может привести к нарушениям вербального компонента, включающего: отсутствие навыков общения в реальном мире, уменьшение эмоциональной связи с другими людьми и усугубление уже существующих проблем в отношениях с родителями, друзьями и учителями.
Подростки могут проводить много времени в интернете и виртуальном компьютерном мире, не получая достаточно возможностей для развития себя как личности, не имея способностей к адекватному самовыражению себя в социально значимой среде, выстраиванию дальнейшей образовательной траектории. Подростки становятся уязвимыми и замкнутыми в собственном пространстве. Через определенный период времени, у них наблюдается деструктивное фрустрационное поведение, вследствие которого истощается нервная система и появляются признаки дезадаптивного характера сопровождающиеся тревожностью, раздражением, напряженностью, эмоциональной опустошенностью.
В сегодняшней действительности, создаются условия и база для решения проблем подростков склонных к компьютерной зависимости через призму различных всевозможных технологий, демонстрационных обучающихся мероприятий, педагогических специальных средств, современных сбалансированных тренинговых форм.
Следует сделать акцент на социальную терапию, как основополагающую технологию социальной работы выполняющую роль адекватного способа и механизма организации помощи и эффективного комплексного подхода в решении насущных проблем интеллектуального, эмоционального характера. Но применение данной социальной технологии в профессиональной практике сегодняшней действительности не представлена в широком ключе, в силу недостаточной изученности в российской парадигме.
Социальная терапия в рамках решения проблем коммуникации у подростков склонных к компьютерной зависимости приобретает зону особого внимания, так как при помощи отработанного инструментария, у подростков можно вызвать интерес и заинтересованность в погружение комплексного действия в контексте прочного отношения к себе, к своему миросозерцанию, модели поведения, объективной оценки собственной значимости, взаимодействия с другими окружающими людьми, что в конечном итоге должно перерасти к широкому и в то же время глубинному анализу своего самосознания. Данный вид социальной технологии имеет свои особенности и универсален по своей сути.
Понимая важность применения социальной терапии с данной категорией, населения следует резюмировать, что данная социальная технология может помочь создать поддерживающую среду, где подростки смогут чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы говорить о своих проблемах и получать поддержку от других людей. Также поспособствует развитие социальных навыков: таких как коммуникация, эмпатия и управление конфликтами. И конечно, социальная терапия может послужить альтернативным замещающим источником их модели поведения, и даст мотивационный компонент подросткам в разноплановой концепции их жизненной траектории.
Изучение и исследование проблем компьютерной зависимости у подростков, проводились многими зарубежными и отечественными учеными, в том числе: Кимберли Янг, которая была погружена в научную область изучения компьютерной зависимости подростков и разработала многочисленные исследовательские методики с практической картой реабилитации. Также значительный вклад в изучение проблемы компьютерной зависимости, в том числе и у подростков сделал Марк Гриффитс. Из отечественных исследователей, которые содержательно и глубинно изучают данную социальную проблематику можно отметить в научных работах: В. Мухина, О. Овчинникова, Е. Змановской, К. Галкина.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить ключевую проблематику, заключающуюся в том, что подростки, которые достаточно большое количество своего свободного времени проводят за компьютером, у них как правило, сформировывается определенный ряд личностных нарушений. Одной из которых становится изоляция от внешнего мира, понижение коммуникативных способностей, устойчивая агрессивная модель поведения, нарушение мировоззренческой картины мира, отсутствие жизненной позиции, траектории и личностно-ценностных ориентаций.
Возможности социальной терапии в решении данной проблемы пока еще четко и конкретно не определены.
Таким образом, можно констатировать, что количество детей увеличивается, а конкретных средств реализации технологии социальной терапии в отношении данной группы лиц в настоящее время как таковой не существует.
Разработанных практических рекомендаций в отношении использования арт-терапии недостаточно, поэтому тема исследования стала: «Технология социальной терапии в решении проблем коммуникации подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости».
Объект исследования: технология социальной терапии в решении проблем подростков
Предмет исследования: условия реализации технологии социальной терапии в решении проблем коммуникации подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости.
Цель исследования: изучить возможности эффективного использования технологии социальной терапии в решении проблем коммуникации подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости.
Задачи исследования:
1. Изучить основные социальные проблемы подростков имеющих склонность к компьютерной зависимости в сфере коммуникаций.
2. Рассмотреть возможности социальной терапии в решении коммуникационных проблем подростков, имеющих компьютерную зависимость.
3. Выявить реальный спектр коммуникационных проблем у подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости в городе Нижний Тагил.
4. Разработать рекомендации специалисту по социальной работе по использованию технологии социальной терапии для решения коммуникационных проблем подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости.
Методы исследования:
1. Анализ современной специальной литературы по изучаемой проблеме
2. Анкетирование
3. Тестирование
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения игровой терапии в решении проблем коммуникации подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости.
1.1. Основные коммуникационные проблемы подростков, имеющих склонность к компьютерной зависимости
С развитием цифровизации общества, повсеместной компьютеризации и автоматизации не только систем, но и взаимодействия, проблема влияния компьютерной зависимости на коммуникацию и коммуникативные особенности современных людей приобрела актуальность и значимость.
В.Д. Менделевич [20], В.В. Шабалина [24] отмечают, что компьютер позволяет подростку удовлетворить многие потребности, ключевой среди которых выступает, естественно, потребность в общении.
Компьютерную зависимость можно определить как расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера и включающее в себя любой вид деятельности за компьютером [4].
На основе своего исследования В. О. Мельник выделяет ведущие разновидности компьютерной зависимости:
компьютерная игра разного уровня сложности и содержания (чаще ролевая, стратегическая), когда больной реализует собственные желания и особенности на пути к виртуальным достижениям, выступая под маской героя, стратега или любого другого персонажа;
пребывание в чатах, форумах, социальных сетях, где больной является собой, но корригирует собственные данные, стремясь демонстрировать исключительно собственные сильные стороны;
поиск разной информации, ограничивающейся одной тематикой или являющейся политематической, на многочисленных сайтах и серверах;
просмотр фильмов, рисунков, прослушивание музыки, чтение литературы по тем направлениям, которые интересуют больного;
удовлетворение собственной потребности в сексуальных переживаниях, часто патологического характера, например садомазохизм, фетишизм и другие перверсии;
поиск в Интернете разных программ, их инсталляция, бесконечное улучшение своего компьютера без насущной (рабочей) на то необходимости;
поиск и перекачивание на свой компьютер разных информационных материалов (фильмы, книги, аудиотреки и другое) для последующего предоставления доступа к созданной библиотеке другим пользователям, чтобы завоевать авторитет представленным информационным богатством [Приводится по 24].
В основе компьютерной зависимости лежит «стремление к доминированию над компьютером как незаурядным и высокоинтеллектуальным противником, имеющее цель компенсировать невозможность осуществления подобного контроля в других жизненных сферах, прежде всего – в социальных отношениях [8].
«Распространенной является точка зрения, рассматривающая компьютерную зависимость как форму иллюзорно- компенсаторного (аддиктивного) поведения» [Приводится по 6]. Сторонники этого направления K.Young и R.Rodgers, S.Caplan, S.Stieger, C.Burger.
В своем исследовании K. Young и R. Rodgers указывают на связь компьютерной зависимости с депрессией, а также говорит, что «вполне вероятно, что низкая самооценка, слабая мотивация, страх отвержения, и необходимости утверждения, связанные с депрессией, способствуют увеличению использования Интернета» [7].
В своих исследованиях Kiesler, S., Siegal, I., McGuire выяснили, что коммуникация, опосредованная компьютером, ослабляет социальное внимание на такое невербального поведения как речевой напор, громкость голоса, взгляд, прикосновение, и жесты [Приводится по 25]. S.Caplan, изучая личностные особенности Интернет-аддиктов, выделил следующее: фрустрирующее сочетание скромности, одиночества, эгоцентризма и депрессии [9]. Ю. В. Маслова, проанализировав исследования, делает вывод: «склонные к аддиктивному поведению и, в частности, к интернет-аддикции подростки воспитываются в семьях с дисгармоничными видами коммуникаций и воспитания (гипопротекция, потворствующая и доминирующая гиперпротекция), а также в неблагополучных семьях. Наиболее часто встречающимся компонентом воспитания является недостаточность требований, запретов к подростку. Большинство подростков имеют личностные проблемы и дефицитарную психику» [19].
Как показывают исследования, не всегда сам компьютер является причиной возникновения компьютерной и интернет-зависимости, а в силу ряда причин (дисгармоничные виды воспитания и коммуникаций в семье, дефицитарная психика) человек имеет предрасположенность к аддиктивному поведению. Причем, проявиться это может в формировании любого вида как химической, так и не химической аддикции» [24].
Формирование компьютерной зависимости происходит в четыре стадии:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Закон об образовании [Текст] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Йошкар-Ола : НИИ мониторинга качества образования, 2012. - 126 с
Литература
2. Азявчикова, Н. И. Киберкоммуникативная зависимость у учащихся подросткового возраста: особенности развития [Текст] / Н. И. Азявчикова // Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. С.310-312.
3. Айсина, Р. М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски [Текст] / Р. М. Айсина, А. А. Нестерова // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 42-57.
4. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. Г. Бобченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
5. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. – Том 5. - № 2. - С. 31–38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/07/26/1119083030/jmfp%20_2016_n2_Bochaver_Zhilinskaya_Khlomov.pdf.
6. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. – М.: Можайск-Терра, 2000. – 431 с.
7. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И .В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
8. Ван, Ш.Л. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр [Текст] / Ш.Л. Ван, А. Е. Войскунский, О.В. Митина, А.И. Карпухина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – T. 18. – № 4. – C. 73–101.
9. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете (Войскунский А. (ред.). – М., 2000. — 431 с. – С.100-134.
10. Войскунский, А. Е. Надежность методов измерения зависимости от интернета: пилотажное исследование[Текст] / А. Е. Войскунский // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2015 №2. М.: Ассоциация детских психиатров и психологов. Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 144 с. - С.90-100.
11. Войскунский, А. Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем [Текст] / А. Е. Войскунский // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С. 7-16.
12. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости : монография [Текст] / А. Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
13. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью [Текст] / А. Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т.5. - № 2.- С. 20-27
14. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.;
15. Куликова, Д.Р. Терапия игрой / Д.Р. Куликова, П.М. Бушуева // Вестник наук и образования. – 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/terapiya-igroy
16. Кочетков, Н. В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов [Текст] / Н.В. Кочетков // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54.
17. Макаров, Ю.В. Психологический тренинг как технология [Текст] / Ю. В. Макаров // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 5. – С. 61-66.
18. Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика» [Текст] / В.Л. Малыгин и др. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136 с..
19. Маслова, В. С. Проблема интернет – зависимости среди молодежи // Культура и образование. – Февраль 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
20. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов [Текст] / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
21. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в и изменяющемся мире [Текст] / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9. – № 3. – С. 71-80.
22. Фадеева, С. В. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Фадеева Светлана Владимировна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т]. - Владимир, 2013. – 184 с.
23. Худякова, Д. Ю. Психологический анализ кросс-культурных аспектов интернет-аддикции в поведении современных подростков [Текст] / Д.Ю. Худякова //Психология совладающего поведения : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова / Д.Ю.Худяков. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с. – С.180-183.
24. Шабалина, С. А. Педагогические условия минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением [Текст] / С.А.Шабалина. Дис. Канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2017. – 275 с.
25. Шипин, А. С. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте [Текст] / А. С. Шипин // Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей / А.С. Шипин. – Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с. – С.447-449.
26. Ширко, С. М. Склонность к любовной аддикции в романтических отношениях у девушек и юношей [Текст] / С. М. Ширко // София. 2018. № 1. С. 35–39.
27. Щелина, Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков/ Т. Т. Щелина, В. С. Маслова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 143-145. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/13809/
28. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К. Янг // Мир Интернета, 2000, №2. – С. 24–29.
29. Якиманская, И. С. Психология взаимодействия и принятия управленческих решений: рабочая тетрадь [Текст] / И.С. Якиманская, А.М. Молокостова. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 190 с.
30. Электронный журнал «Профилактика зависимостей» (при информационно- методической поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации): URL: http://профилактиказависимостей.рф/ (дата обращения: 16.05.2023). – Текст: электронный.
31. Портал Takzdorovo.ru, официальный интернетресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации, посвященный здоровому образу жизни. URL: https: //takzdorovo .ru/ (дата обращения: 16.05.2023). – Текст: электронный.