Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Общество создает власть, чтобы регулировать свою жизнь, наделяя власть конкретными полномочиями и в то же время пытаясь их ограничить. Правовое общество - это общество, в котором власть оформлена законом. Кроме того, общество наделяет властью государство, которое делит ее на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную.
Органы государственной власти взаимодействуют друг с другом при выполнении своих задач. Каждая ветвь власти сдерживает и ограничивает другие ветви. Такая система взаимоотношений известна как система сдержек и противовесов.
Представительная власть отвечает за то, насколько интересы общества представлены в соответствующих законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и классов. Создание правовых норм начинается с возникновения в обществе объективных закономерностей, требующих правового регулирования, которые реализуются исполнительной, судебной и законодательной властью в присущих им формах через институты государства и общества. Однако процесс создания правовых норм не может быть произвольным или субъективным, а основывается на нормативных, конституционно принятых и закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать. Государственная власть снижает степень общественного доверия и ослабляет свой авторитет, создавая законы, которые не могут прижиться в обществе, противоречат друг другу, социальной системе в целом или отступают от принципа законности. Реальность показывает, насколько огромны не урегулированные законом проблемы, без решения которых невозможно реализовать выдвигаемые жизнью социально-экономические программы.
Глава 1. Основы функционирования законодательной власти РФ
1.1.Характеристика законодательной власти как одной из ветвей власти
Разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную является одним из величайших достижений человечества .
Это было сделано для решения нескольких основных проблем:
-возможность на основе разделения властей диалектически объединить в единое целое самые несовместимые основные сферы жизни, такие как свобода и право, закон и власть, гражданское общество и государство;
-необходимость иметь наиболее четкое представление о полномочиях, сфере деятельности, основных функциях и ответственности каждого государственного органа, каждого сектора власти;
-необходимость предотвращения установления диктатуры, злоупотребления властью, тоталитаризма и авторитаризма.
Джон Локк считает, что исполнительная и законодательная власть независимы в своей деятельности, но у обеих этих властей есть верховный арбитр - народ, который имеет право призвать любую власть к ответу. Законодательная власть обладает исключительным правом издавать законы, обязательные для всех. Это объясняется тем, что в противном случае правители освободились бы от подчинения закону и получили бы возможность приспосабливать закон к своим частным интересам.
Концепция разделения властей вошла в классическое употребление в трудах Шарля-Луи Монтескье. Он пришел к выводу, что только разделение трех властей между различными государственными органами может обеспечить социальную гармонию, верховенство закона в жизни государства и индивидуальные свободы и права.
Сегодня законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая принимает и разрабатывает законы и другие правила, регулирующие общественную жизнь, контролирует и принимает государственный бюджет.
Законодательная власть выступает как возможность и право непосредственно народом и от его имени принимать важные государственные нормативные акты высшей юридической силы и общего характера. Такие нормативные акты регулируют основы социально значимой деятельности и действий государственных учреждений, юридических и физических лиц, государственных органов и государственных организаций.
1.2.Функции и система законодательной власти РФ
Рассмотрим основные функции парламента:
-контрольная функция;
-законотворческая функция;
-функция представительства.
В осуществлении этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания РФ, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательных органов РФ. Осуществление функций происходит за счет конкретных полномочий каждой палаты.
Хотя полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ закреплены в Конституции РФ в виде закрытого перечня, совершенствование конституционных правоотношений пошло по пути увеличения конституционно закрепленных полномочий каждой в отраслевом (специальном) законодательстве.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ " Совет Федерации РФ освобождает от должности и назначает на должность не только Генерального прокурора России, но и его заместителей. Совет Федерации РФ назначает председателей Верховного Суда РФ и их заместителей. В обоих случаях полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ нельзя считать неограниченными, полномочия каждого из них определены только законом, что не дает им права решать любой вопрос по своему усмотрению. Следует отметить, что Конституция РФ содержит не закрытый перечень всех полномочий каждой палаты Федерального Собрания РФ, а только те, которые являются исключительными.
Федеральное Собрание РФ предопределено Конституцией РФ в качестве не только представительного органа государственной власти, но и законодательного органа государственной власти.
Представительная функция Федерального Собрания РФ заключается в том, что каждая из его палат представляет:
-народа Федерации через депутатов Государственной Думы РФ (представляющих интересы различных политических сил и групп населения), которые избраны избирателями;
-народы России, проживающие в субъектах РФ, представлены через членов Совета Федерации, которые назначаются (избираются) региональными органами государственной власти.
Основная функция парламента заключается в предоставлении ему возможности контролировать деятельность других государственных должностных лиц и органов государственной власти .
Эта функция осуществляется в основном следующими полномочиями:
-Совет Федерации утверждает ряд указов Президента РФ;
-отзыв и назначение (или дача согласия на назначение) некоторых государственных должностных лиц: председателя Центрального банка РФ, судей Верховного суда РФ, председателя Правительства РФ, уполномоченного по правам человека в РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей и т.д.;
-случай выражения Государственной думой РФ недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии;
-отречение от должности Президента РФ и т.д.
Основной функцией парламента является законотворчество. Хотя в законодательном процессе участвуют многие субъекты, особую роль в законотворчестве играет Государственная дума РФ, нижняя палата парламента.
Основными этапами законодательного процесса являются:
-внесение законопроекта в Государственную Думу РФ;
-рассмотрение законопроекта Государственной Думой РФ, принятие или отклонение закона;
-рассмотрение закона Советом Федерации РФ, его одобрение или неодобрение;
-подписание и промульгация (обнародование) законов Президентом РФ.
Все законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ. Основную работу над текстом законопроекта проводит профильный комитет. Именно этот комитет предлагает законопроект для рассмотрения на пленарном заседании Государственной Думы РФ.
Глава 2. Система законодательной власти субъектов РФ
2.1. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ
Законодательный орган имеет статус постоянно действующего, единственного и высшего законодательного органа субъектов РФ. В его функции входит законотворчество по вопросам совместного и предметам ведения субъекта Федерации, самостоятельное решение вопросов правового, финансового, организационного, материально-технического и информационного обеспечения своей деятельности.
Представительные органы обладают юридическими правами и имеют гербовую печать. Наименование представительных органов государственных прав субъектов Союза и их структура определяются уставами (конституциями) субъектов Союза с учетом их национальных, исторических и иных традиций.
Депутаты в законодательные органы государственной власти субъектов РФ избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъектов Федерации и обладающими активным избирательным правом .
Депутатами могут быть избраны граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законодательством, уставами (конституциями) или законами субъектов РФ. Выборы проводятся на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Срок полномочий депутатов, их статус, порядок проведения и подготовки выборов регулируются Федеральным законом, уставом (конституцией) и законами субъектов РФ.
Большинство представительных органов субъектов РФ являются однопалатными, лишь некоторые республики - двухпалатными. Представительные органы субъектов РФ формируются на очередных выборах на основе пропорционально-мажоритарной избирательной системы.
Не менее 50 процентов делегатов представительных органов субъектов РФ должны быть избраны от единого избирательного округа пропорционально числу голосов, поданных за список кандидатов в делегаты, выдвинутый избирательными объединениями.
Число делегатов представительных органов государственной власти субъектов РФ определяется уставом (конституцией) субъекта РФ.
Срок полномочий делегатов представительных органов определяется уставом (конституцией) субъекта Федерации, но не должен превышать пяти лет. Количество делегатов, работающих на постоянной профессиональной основе, определяется законом субъекта Федерации.
2.2.Анализ пределов полномочий между органов государственной власти РФ и ее субъектами
Статья 44 ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ устанавливает четко регламентированную процедуру. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляются этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением субсидий из федерального бюджета) и включают решение следующих вопросов:
-материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов РФ и государственных органов субъектов РФ (включая вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъектов РФ и работников государственных органов субъектов РФ);
-регулирует проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и референдумов субъектов РФ.
-организация архивного дела в субъектах РФ;
-формирование и использование резервов субъектов РФ на случай непредвиденных обстоятельств;
-принятие мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и межрегионального характера, стихийных бедствий и эпидемий, спасению жизни и охране здоровья людей в чрезвычайных ситуациях;
-организация создания государственного архива субъекта РФ;
-предупреждение ситуаций, которые могут привести к разрушению системы жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
-передача имущества субъектов РФ в муниципальную собственность;
-организация и реализация региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми бытовыми отходами;
-участие в государственном экологическом мониторинге;
-нормативы образования отходов и ограничения на их размещение в связи с осуществлением хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
-организация деятельности по накоплению (включая раздельный сбор), сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
-утверждение планов размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории РФ, норм разрешенного использования охотничьих ресурсов, в отношении которых не установлены ограничения охоты, разработка и утверждение норм пропускной способности охотничьих угодий, выдача охотничьих билетов и их аннулирование, установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых разрешена коммерческая охота, требований к кандидатам на производство охотничьих инспекторов ;
-реализация региональных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и распространение информационной продукции;
-организация и осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха, участие в организации и осуществлении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
-ограничение выбросов парниковых газов на территории субъектов РФ, участие в мероприятиях по адаптации к изменению климата;
-создание условий для развития газификации и участие в организации газоснабжения граждан, утверждение программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и других отраслей и иные вопросы .
Часть 2 ст.44 ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ определяет межмуниципальные объекты, планы и проекты в значении закона. Она устанавливает норму о том, что под законом понимаются объекты, планы и проекты, планируемые для решения вопросов регионального значения на территории двух и более муниципальных районов, муниципальных образований или городских округов.
Заключение
Законодательная власть рассматривается как выражение национального суверенитета, воли народа и интересов народа. Поэтому законы обладают приоритетом и высшей юридической силой по сравнению с государственными актами судебной, исполнительной и других ветвей власти.
В современных обществах субъектом законодательной власти является парламент.
Парламент является высшим законодательным и представительным органом государства. Именно от работы парламента, его целенаправленной деятельности и эффективности во многом зависит, какие законодательные акты и политические решения принимаются в государстве, какие ценности, идеи, взгляды, идеалы, нормы, принципы, модели поведения и убеждения преобладают.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. - С.241.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
4. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. М: Проспект, 2021. 912 с.
5. Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2020. 464 с.
6. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
7. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 521 с.
8. Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. М: КноРус, 2020.
9. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
10. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
11. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
12. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
14. Семякин М.Н. Юридическая техника в методологии цивилистического правоведения // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С.101.
15. Теория государства и права : учебник / И.Л. Честнов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
16. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
17. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 582 с.
18. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
19. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.