Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривая антисоциальное поведение подростков, можно отметить, что у них преобладают такие виды поведения как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм и физическое насилие. Асоциальное, или аморальное поведение, включает в себя уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых обществом. Здесь наблюдается агрессивное поведение и беспорядочные половые связи. Саморазрушительное поведение показывает, прежде всего, это угрожает ценностям и нормальному развитию личности субъекта [7].
Агрессивное поведение подростков может быть связано с психотравмой. Это может быть вызвано низким морально-этическим уровнем личности, связанным с наркотизмом, алкоголизмом, правонарушениями. Все эти нарушения, как правило, усугубляются в связи с неправильным воспитанием в семье и школе. Автор С.Л. Сибирякова считает, что агрессивное поведение подростков включает в себя табакокурение, употребление спиртных напитков, безнадзорность, насильственные формы поведения, игромания, бродяжничество, правонарушающее поведение, преступность, токсикомания, наркомания, беспризорность, проституция.
Учёные выделяют делинквентные и аддиктивные формы девиантного поведения, связанные с суицидальными рисками. Аддиктивные формы девиантного поведения выражаются в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приемы некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях. Аддиктивные формы девиантного поведения, к которым относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, предстают не только поведенческим феноменом, способствующим девиантному и агрессивному, саморазрушающему поведению, но и являются проявлением нарушенного поведения в социуме [25].
Большинство авторов единодушны в том, что всё это способы ухода от реальности и проблем, существующих в реальности. Это механизмы искусственного изменения настроения. Делинквентные формы девиантного поведения представляют собой разновидности преступного и криминального поведения подростков. К данным формам относят различные правонарушения, такие как уголовные преступления, проституция, терроризм, вандализм и экстремизм. Суицидальные риски как форма девиантного поведения в настоящее время тоже являются глобальной социально-психологической проблемой. Проблема суицидов давно стала одной из острых медико-социальных и психологических проблем современности. Автор Е.С. Ушакова отмечает, что суицидальное поведение как одна из форм девиантного поведения является сложнейшим социальным феноменом, требующим серьезного внимания общества. Суицидальные риски представляют собой прямые и косвенные показатели, свидетельствующие о снижении ценности собственной жизни. Происходит утрата смысла жизни и нежелание жить. В целом же характерно стремление подростков к уходу от окружающей действительности [14].
Исследователи не однозначны в своём мнении, каковы глубинные причины подобного агрессивного поведения. Оно имеет ряд существенных причин, обусловленных психофизиологическими, индивидуально-личностными и социокультурными факторами. Вообще конечно, подростковый возраст характерен не только агрессивного поведения. Это, в то же время возраст жадного стремления к познанию и возраст кипучей энергии. Это бурная активность и жажда деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера, такие как настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. У всех детей различные жизненные условия и личные ситуации. Если в жизни подростков присутствуют стрессы – это не может не сказаться на их состоянии. Стрессы тяжелее переносятся в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом [10].
Для педагогов, очевидно, что необходимо проводить с детьми как больше работы для стрессоустойчивости подростков, причём начинать это делать надо как можно раньше. Уже было отмечено то, что подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Подросток продолжает жить в семье и ходить в школу. Но изменяются мысли и чувства подростка. Внимательные родители иногда изменяют стиль взаимоотношений, чтобы избегать конфликтов и проблем. Но учёные отмечают, что для семьи эти периоды почти никогда не проходят гладко. Стрессовые ситуации часто возникают из-за неправильного поведения родителей. Они часто по отношению к ребёнку проявляют авторитарность и чрезмерные требования. Конфликтность в семье можно отнести к стрессовой ситуации. В период отрочества изменяется внутренняя позиция по отношению к учению [3].
В младших классах ребенок был поглощен самой учебной деятельностью. Но в подростковом возрасте для него гораздо больший интерес представляют взаимоотношения со сверстниками. Подросток ощущает свободу и спокойствие в кругу друзей. Только здесь он может высказывать свои мысли и идеи, выражать свои чувства. Его образцом поведения является активный, целеустремленный и успешный человек [6].
Подростки начинают игнорировать учебную деятельность, что впоследствии приводит к проблемам в школе и дома. Давление со стороны взрослых усиливается и это не может не сказаться на поведении подростка. В общении же со сверстниками, подростки расширяют границы своих познаний. Они также развиваются и в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя уже освоенные способы умственной и практической деятельности. Общаясь в кругу своих, они постигают разные формы межличностного взаимодействия. Если в детстве социальные отношения выражены в игре, то в подростковом возрасте это общение. В этот период подросток учится осмысливать свои негативные реакции, на какие либо конкретные ситуации. Он всегда будет отстаивать личное право на самостоятельный выбор возможного поведения, если только не подавлен к этому времени действиями взрослых. Социальная ситуация в этот период времени обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя [2].
Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться для него душевной травмой. И каким образом всё это отразится на его дальнейшем поведении, часто не могут знать даже его родители. Это одна из причин того, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. У девочек часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности. Подростки редко нравятся сами себе. Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе, у многих из них порождает массу проблем психического плана. Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии или поступлением в вуз. Поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил. Общие симптомы стрессового состояния:
-чувство нервного напряжения и волнение;
-чувство усталости;
-постоянное откладывание на потом или пренебрежение своими обязанностями;
-постоянные негативные мысли, идеи и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С. Л. Профилактика агрессивного поведения молодежи: психолого-правовой аспект [Текст] / С. Л. Алексеев // Казанский педагогический журнал. – 2012. – No3. – С. 94-102.
2. Ахвердова, О.А. К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения [Текст] / О. А. Ахвередова, И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. – 2011. – No73. – С. 128- 132.
3. Астахова, Ю.Г. Социология семьи [Текст] / Ю.Г. Астахова. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012. - 64 с.
4. Боровицкая, Ю.В. Семьеведение: современные технологии социальной работы с семьей [Текст] / Ю.В. Боровицкая, Е.Н. Васильева, М.В. Постнова. – Волгоград: Изд–во ВолГМУ, 2011. – 110 с.
5. Безрукова, О.Н. Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе [Текст] / О.Н. Безрукова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения.- 2007.- No 4.- C. 72–82.
6. Блохина, М.В. Проблемы внебрачной рождаемости [Текст] / М.В. Блохина //Социология. 2006. - No3/4. - С. 133–134.
7. Воронцова, М. В. Теория деструктивности [Текст] / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. – 360 с.
8. Гусева, Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России [Текст] / Т.С. Гусева // теоретические и практические проблемы: авторереф. доктора юрид. наук. - М., 2012.- 32 с.
9. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи [Текст] / М.Н. Гуслова // учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
10. Данилова, С.С. Социологический анализ проблем одиноких матерей в малом городе (На примере Ивановской области) [Текст] / С.С. Данилова // Женщина в российском обществе. - 2009. - No 1. - С. 49–57.
11. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми [Текст] / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 39 с.
12. Денисов, И. Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики агрессивного поведения подростков [Текст] / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – No4 (26). – С. 133-136.
13. Дикусар, Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] / Я. С. Дискусар // Вестник Южно- Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета/ – 2017/ – No4. – С. 28-33.
14. Захаров, С.В. Феномен одинокого материнства в России [Текст] / С.В. Захаров // Социальные реальности и социальные перспективы.2013.- No4.-С.114-120.
15. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работ по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] / Т.С. Зубкова // Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2006. - С.79-82.
16. Зыкова, Н.Н. Развитие государственной поддержки семьи, материнства и детства в современных условиях: социологический анализ: монография [Текст] / Н.Н. Зыкова. – М.: Спецкнига, 2012. – 155 с.
17. Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии [Текст] / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М.: ТЕИС, 2008. - С.172-176.
18. Караева, А.К. Социальная поддержка [Текст] / А.К. Караева. Пенза: Российская Академия Естествознания, 2014. - 144 с.
19. Киров, П. Какую семью можно признать малоимущей. Помощь малоимущим семьям [Текст] / П. Киров. Москва: Колос, 2014. - 161 с.
20. Кожина, А.Л. Социально-психологическая помощь неполной семье [Текст] / А.Л. Кожина //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2018. - No 8. - С. 55-63.
21. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст] / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М.: Академия, 2014. –253 с.
22. Костенко, М.А. Помогая неполной отцовской семье [Текст] / М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2007. - No1. - С. 50-54.
23. Макартычева, Г. И. Коррекция агрессивного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г. И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. –368 с.
24. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / ФГБУ «Национальный научный центрнаркологии» Минздрава России. – Москва, 2013. – URL: https://калейдоскоп.екатеринбург.рф/file/0429dab94604bfe464ae18aba9e84008
(дата обращения:05.04.2023).
25. Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) [Электронный ресурс] /URL: http://кппт.рф/psix_kabinet/diagnostika_suicidalnogo_riska.pdf (дата обращения:05.04.2023).
26. Паатова, М.Э. Теоретико-методологический анализ социально педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков [Текст] / М. Э. Паатова, С. Н. Бегидова, Н. Х. Хакунов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – No1. – С. 96-104.
27. Радюкин, Е.Е. Основные концепции агрессивного поведения подростков в зарубежных источниках [Текст] / Е. Е. Радюкин, О.А. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – No2. – С. 228-232.
28. Ральникова, Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления [Текст] / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – No3 (13). – С. 34-41.
29. Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи [Текст] / П. С Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 284 с.
30. Шемякина, О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. О. Шемякина //Психология и право. – 2012. – No4. – URL: https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf (дата обращения:05.04.2023).