Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач, которая решается в процессе физического воспитания школьников 16-18 лет, является обеспечение оптимального развития заложенных в человеке физических качеств. Физические признаки принято называть врожденными (наследственными) признаками, благодаря которым возможна физическая активность человека, которая в полной мере проявляется в двигательной активности.
Основными физическими характеристиками являются мышечная сила, скорость, выносливость, гибкость и ловкость [27]. Термины «развитие» и «воспитание» используются в смысле динамики изменения физических характеристик. Термин «развитие» характеризует естественный ход изменения физических качеств, тогда как термин «воспитание» активно и целенаправленно влияет на рост показателей физического качества [27].
Одним из методов, применяемых на уроках физической культуры является повышение интенсивности нагрузки. Старший школьник должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать работоспособность в короткие периоды отдыха во время занятий и игр. Выносливость нужна не только во время соревнований, но и для того, чтобы много тренироваться, чтобы не уставать от длительной разминки и для более быстрого восстановления. А также высокая общая выносливость является одним из основных показателей отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития этого физического качества.
В условиях урока физической культуры старшие школьники также должны развивать силовую выносливость, воспитывая при этом терпение и решительность, умение сконцентрировать свою волю, мобилизовать скрытые функциональные резервы организма в решающие моменты. Такие черты должны быть даны природой, а раскрыть их помогают тренировки и соревновательная деятельность на уроках физической культуры [22].
Актуальность исследования заключается в том, что тренировочная и соревновательная деятельность на уроках физической культуры зависят от уровня развития силовой выносливости, который в конечном итоге определяют эффективность всей деятельности. Чем выше уровень развития силовой выносливости старшего школьника, тем эффективнее урок физической культуры, где крайне важна способность спортсмена противостоять утомлению. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Методические особенности развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры»
Цель исследования – рассмотреть и выявить особенности развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс развития силовой выносливости у старших школьников на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методы развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1) Изучить литературные источники;
2) Выявить методику развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры;
3) Определить эффективность выявленной методики развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза – предполагается, что в результате воздействия упражнений, направленных на развитие силовой выносливости на уроках физической культуры, позволяет улучшить уровень силовой выносливости школьников в возрасте 16-18 лет.
В исследовании используются методы исследования:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метода педагогического проектирования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
- выявлены особенности развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры;
- разработанный инструментарий может быть использован для дальнейшего изучения особенностей развития силовой выносливости у школьников 16-18 лет на уроках физической культуры.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы начинающими учителями физической культуры, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Структура курсовой работы включает в себя вступление, три главы, состоящие в свою очередь из трех и двух параграфов соответственно, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-18 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие «выносливость» в специальной литературе: виды и факторы, определяющие его проявление
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. указывают в своих исследованиях, что общая выносливость считается основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности; играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важной составляющей физического здоровья, более того, общая выносливость является основой развития специальной выносливости, а значит, нужна каждому спортсмену как прочный фундамент, фундамент, на который можно опереться при переходе к любой другой более узконаправленной деятельности [27].
Специальная выносливость – многокомпонентное понятие: степень его развития зависит от многих факторов и определяется особенностями требований к организму спортсмена при занятиях избранным видом спорта, определяется специфической подготовкой всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологической активности и психических параметров, находящихся в зависимости от вида двигательной активности.
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время существует более 20 типов специальной выносливости [27]. Остановимся на некоторых из них применительно к рассматриваемому нами в данном исследовании урокам физической культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Букатин, А. Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста [Текст] / А. Ю. Букатин. – М.: Лабиринт Пресс, 2014. – 352 с.
2. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В. А. Быстров. – М.: Терра – Спорт, 2016. – 64 с.
3. Волейбол: учеб. для вузов физической культуры [Текст] / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 368с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
5. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
6. Жариков, Е. С. Психология управления в хоккее [Текст] / Е. С. Жариков, А. С. Шигаев. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 183 с.
7. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ю. Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
9. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
10. Кузнецов B.C. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦЭНАС, 2002г. 200с.
11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
12. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
13. Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом [Текст]
//Левинов И. Я. Физкультура в школе - 2006. №2, С.7 – 12.
14. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
15. Многолетняя тренировка юных спортсменов: Учебное пособие/ В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. Харьков: 2000. – 176 с.
16. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов [Текст] / Ю. В. Никонов. – Минск: Асар, 2015. – 352 с.
17. Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П - М;
«Физкультура и спорт» 2007. - 302 с.
18. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель, 2004. – 863 с.
19. Павлов, С. Е. «Секреты» подготовки хоккеистов [Текст] / С. Е. Павлов. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 220с.
20. Погодаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г. И. Погодаев. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
21. Решетников, Н. В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с.
22. Савин, В. П. Теория и методика хоккея [Текст] / В. П.Савин. – М.: Академия, 2003. – 400 с.
23. Селуянов, В. П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов физ.культуры / В. П. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 184с.
24. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владос, 2002. – 608 с.
25. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с.
26. ФКШ 2000 №8 14с.
27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – 480 с.