Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация - одна из сложнейших проблем и в то же время заслуживает особого внимания, поскольку ее изучение напрямую связано с поиском источников человеческой деятельности, движущих сил, с помощью которых осуществляется любая деятельность, определяется направление поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, поскольку именно в ней заложен механизм самодеятельности, заинтересованность человека в деятельности. Мотивация обычно определяется как процесс мотивации себя и других к действиям для достижения цели.
Именно с точки зрения мотивации можно говорить о направленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, формирование активности в деятельности, определение ее жизненной ориентации.
Существенной особенностью мотивации в спорте является одна из актуальных психологических проблем. Его решение предполагает изучение элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимосвязи, определение роли элемента определенного уровня в формировании содержания ориентации в контексте социальных отношений индивида.
Объектом исследования является процесс мотивации на уроках по физической культуре.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия формирования мотивации при занятиях физической культурой.
Цель исследования - изучить особенности формирования мотивации на занятиях физической культуры
Задачи исследования:
- раскрыть педагогические основы проблемы учебной мотивации
- рассмотреть особенности формирования спортивной мотивации
-изучить особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста
-раскрыть основы мотивации учебно-физкультурной и спортивной деятельности школьников средних и старших классов
- рассмотреть способы повышения мотивации на уроках физической культуры
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
1.1.Педагогические основы проблемы учебной мотивации
Психика детского и подросткового возраста характеризуется отсутствием четкой направленности мотивов деятельности. "Влияние улицы", а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотивов, неподвластных контролю родителей и учителей. Отсюда необходимость особого внимания к формированию мотивов обучения школьника.
Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и психологии образования. В этой области достигнут определенный прогресс, но проблема еще очень далека от решения: изменчивость, мобильность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими.
На протяжении первой половины двадцатого века в западной психологии доминировали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве и проявляются только позже, оставаясь в целом неизменными.
Сформировавшиеся в 50-е годы гуманистические направления педагогики ориентируют педагогов, прежде всего, на изучение ценностных ориентаций и жизненных планов учащихся. В своем исследовании современная западная педагогика опирается на концепцию мотивации и самоактуализации личности, разработанную американским профессором психологии Абрахамом Маслоу.
Основополагающим тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального и организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на личность как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей мотивацией является поиск личных целей, смысла жизни.
Педагогические рекомендации 80-х годов были направлены на то, чтобы учителя повышали академическую мотивацию, повышая осведомленность учащихся о социальной важности их обучения. Крупные социальные мотивы, которые когда-то занимали видное место, сейчас малоактивны, и это необходимо учитывать.
Без них отечественная педагогическая теория была как бы пуста, она с трудом находила новые основания в еще старых ценностях. Несомненно, их следует искать, прежде всего, в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы должны ориентироваться на вечные ценности, на которых долгое время основывалась западная гуманистическая педагогика.
По мнению А. К. Марковой, мотивация - это психологическая реальность, «которая лежит в основе положительного отношения школьника к обучению». Мотивация-это стартовая площадка для любой деятельности, и поэтому она занимает видное место в ее структуре. В то же время сама мотивационная сфера - это сложное образование.
Уровень развития мотивационной сферы зависит от формирования потребностей, мотивов, интересов, целей и других ее составляющих. Важными аспектами мотивационной сферы являются потребность и мотив. В одних случаях познавательная потребность может быть удовлетворена уже при получении хороших оценок, а в других - при правильно организованной учебной деятельности - организации школьника по внутреннему содержанию учебной деятельности, методам выполнения действий.
А. К. Маркова определяет мотив как «направленность деятельности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, непосредственно связанное с объективными характеристиками объекта, на который направлена деятельность ".
Изучая отношение школьников к обучению, Л. И. Божович установил, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников.
Она пришла к выводу, что проблема формирования устойчивости личности - это, прежде всего, проблема формирования социальных и моральных мотивов в содержании поведения. Работы Божовича и его сотрудников имели большое значение для разработки проблемы мотивации обучения.
Однако многообещающим для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с ее отношением к окружающей действительности, а также о структуре мотивации
Успех обучения, по мнению американских педагогов, определяется тремя глобальными факторами:
умственные способности (интеллект) учащегося;
его мотивация по отношению к цели обучения;
методика обучения и работы (методика обучения).
По мнению Д. Б. Эльконина, наиболее адекватным мотивом учебной деятельности является ориентация школьников на освоение новых способов действия, поскольку именно усвоение методов трансформации изучаемого объекта ведет к обогащению предмета учебной деятельности и, следовательно, является спецификой, отличием между образовательной деятельностью и всеми другими видами деятельности.
При организации учебной деятельности ничто так не интересует и не волнует опытного педагога, как педагогическая мотивация школьников, поскольку результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотиваций. И каждый учитель беспокоится: как сформировать у учеников положительную мотивацию к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых позитивных мотиваций у школьников актуальна в педагогике, психологии и школьной практике.
На протяжении всего обучения учащегося в школе учебная деятельность является основной, и поэтому предмет формирования мотивов, которые ее мотивируют, представляет интерес для изучения.
В 60-х годах Д. Б. Эльконин и В. В. Репкин разработали теорию учебной деятельности, основанную на концепции Л. С. Выготского об основной роли обучения в развитии ребенка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации и открывает новые пути для формирования
Чтобы человек начал действовать, он должен войти в особое психическое состояние активности, то есть быть чем-то воодушевленным. Мотивация - это двигательный импульс, эмоционально-волевое стремление человека к чему-либо, получившее в психологии название мотива.
Потребности лежат в основе всех поведенческих факторов. Потребность понимается как потребность, отраженная в форме опыта человека в том, что необходимо для поддержания его тела и развития его личности.
Потребность непосредственно побуждает человека к деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Следовательно, она является внутренним стимулом его поведения и деятельности.
Учебная деятельность школьников мотивируется целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы обучения можно разделить на две широкие категории: одна связана с самой учебной деятельностью, а другая - с более широкими отношениями ребенка с окружающей средой, то есть с социальными мотивами. В некоторых научных работах первые называются внутренними мотивами, а вторые - внешними.
Внутренний (связанный с учебной деятельностью) - познавательный интерес, расширение кругозора, желание овладеть методами действий, желание овладеть цзун и мотивами, связанными с процессом обучения-потребность в интеллектуальной деятельности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения проблем
Таким образом, важнейшей задачей школьного обучения является формирование образовательных и познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основано на трех факторах:
Способности, задатки ребенка.
Предмет (воля и эмоции ребенка, преодоление его неспособности).
Среда (которая подает пример, служит образцом для подражания, интересует, мотивирует или заставляет действовать).
В зависимости от уровня способностей, развития, обучаемости, мотивации учащихся можно разделить на следующие группы, характеризующиеся этими критериями:
высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
высокий уровень развития интеллекта и мотивации,
низкий уровень развития когнитивных процессов и + мотивация,
низкий уровень развития познавательных и-мотивационных процессов.
Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неудачников. Но, если у ребенка нет времени, то нужно работать над изменением, то есть коррекцией через мотивационную составляющую. Корректирующая работа может проводиться в зависимости от возрастных особенностей. У каждого возраста есть своя направленность и свой мотивационный компонент.
В самом раннем школьном возрасте коррекционная работа основана на изменении познавательной сферы. Познание зависит от мотивации.
Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера соотносится через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление страхов перед школой.
В подростковом возрасте коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича.тМ.: Гардарики, 2020. -- 448 с.
2. Беляничева В. В. «Формирование мотивации занятий физической культурой у учащихся». / Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Саратов, 2019г.
3. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. - Санкт-П.: 2022г.
4. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями - Владивосток, 2003г.
5. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2019. - 184 с.
6. Сафьянова Ю.С., Шестакова Г.В.. Формирование мотивации занятий физической культурой у школьников; ТГСПА им. Д,И. Менделеева.
7. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студентов; Белов Д.А., Цинис А.В., Кочнев А.В.
8. Физическая культура и спорт/ 1.Физическая культура и спорт: проблемы, исследования, предложения. Чайка Н.С., Дзюба З.Г.Николаевский государственный университет им. В.А. Сухомлинского. Особенности мотивации студентов к занятиям физической культурой.
9. Пономаренко А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов/ А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов // Молодой ученый. -- 2019. -- №1. -- С. 356-358.
10. Известия Сочинского государственного университета. 2020. № 1 (23) Мотивационно ценностные ориентиры, определяющие отношение учащихся к занятиям физической культурой