Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В мире на современном этапе развития каждое государство имеет свое право, а происходит так, что в одной стране могут действовать несколько правовых систем, которые вступают в конкуренцию друг с другом. Негосударственное общности также имеют право: каноническое, мусульманское, индусское, иудейское.
Также существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными системами, нравами, верованиями.
Глава 1.Общая характеристика правовой системы и правовой семьи
1.1.Понятие правовой системы. Соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья»
На данный период времени в мире имеется больше 250 государств. Все они используют право как средство регулирования жизни общества. Так, формируется вопрос, имеется ли что-либо общее между всеми этими правовыми системами.
На этот вопрос ответ дает сравнительный анализ правовых систем разных государств. Право государств подлежит классификации по группам, по семьям.
Правовыми системами признаются группы национальных правовых систем, имеющие схожие технико-юридические признаки, главным из которых является форма права.
Помимо этого, во время выделения правовых систем необходимо учитывать:
- глобальные идеи права;
- система права;
-правовая культура;
- традиции права;
- особенности возникновения и эволюции разных правовых систем.
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных взаимодействующих между собой правовых средств, регламентирующих общественные отношения, а также структурных компонентов, характеризующих уровень развития права того или иного государства.
Правовой системой признается вся «правовая реальность» данного государства. В этом широком понятии выделяют активные компоненты, тесно связанные между собой. Это право как система общеобязательных норм, урегулированных в законодательстве, иных признанных государством источниках; активная сторона правосознания, правовая идеология, правоприменительная деятельность.
Понятие «правовая система» имеет колоссальное значение для того, чтобы охарактеризовать право того или иного государства. Обычно, в таком случае приходится говорить о «национальной правовой системе», например, в Великобритании, Германии и т.д.
1.2.Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
Социальное предназначение правовой системы зависит, главным образом, от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. Общество, которое смогло создать благоприятные условия для последующего успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы при утверждении общих ценностей и идеалов человека. Принимая во внимание тот факт, что право выступает в качестве средства для разрешения общественных противоречий, существует основание свидетельствовать о том, что юридические явления в совокупности признаются если не источником, то определенным мощным катализатором формирования гражданского общества.
Важным значением для стабильного функционирования общества с позиции демократии, практической реализации идеалов и принципов гуманизма, свободного личностного развития обладает система специализированных правовых гарантий, установленных в Конституции РФ и иных актах нормативно-правового характера. Это придает гражданам и общественным организациям качество юридической защиты, уверенности в полном и беспрепятственном осуществлении собственных прав и свобод, а также несении обязанностей.
Глава 2.Классификация правовых систем на современном этапе развития
2.1. Романо-германская правовая система
Романо-германская система включает в свой состав государства, где юридическая наука сложилась на основании римского права. Более чем тысячелетнее развитие значительно отдалило не только процессуальные и материальные нормы этого права, но также и самую юридическую концепцию и положения древнеримского права. Начиная с 19 века, в романо-германской правовой системе преобладающую роль отводится закону, и в странах, которые принадлежат этой правовой системе, существовали кодифицированные акты.
Вследствие исторических предпосылок право здесь признается, главным образом, средством регулирования правоотношений между гражданами, так как другие отрасли права были сформированы существенно позже и менее совершенны по сравнению с гражданским правом.
Романо-германская правовая система сложилась в Европе. Она была образована по итогам усилий европейских университетов, выработавших и развивших, начиная с 12 века на основании императорской кодификации Юстиниана общую для всех юридическую науку. Термин «романо-германская» использовали для того, чтобы отдать должное взаимным усилиям, приложенным представителями латинских и германских университетов.
Формирование романо-германской правовой системы можно подразделить на три основных этапа. Первым этапом можно считать этап, предшествовавший 13 веку, когда был произведен сбор материалов, но еще отсутствовали попытки по их систематизации. Второй этап начался с возвращения изучения римского права в университетах. Доминирующая доктрина вместе со школой естественного права на протяжении пяти веков подготовила третий этап, который приходится и на наше время.
Рене Давид придерживался позиции, романо-германская правовая система в своем историческом развитии не была результатом деятельности феодальной государственной власти, а была в исключительной форме культурным продуктом, независимым от политики. Это в некоторой степени правильно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции.
2.2.Англо-саксонская правовая система
В собственном формировании англосаксонская правовая система прошла четыре основных этапа:
1)до 1066 года, т.е. до нормандского завоевания Англии, отсутствие общего для всех права; базовым источником права выступают местные обычаи, которые различны для каждого конкретного региона;
2)1066 – 1485 годы, т.е. начиная с нормандского завоевания Англии и до момента формирования власти династией Тюдоров, централизация государства, образование в противовес местным обычаям общего права для всего государства, которое осуществляли суды королевства;
3)1485 – 1832 годы – период расцвета общего права и период его упадка; положения общего права начали отставать от реальности: в первую очередь, общее право было очень громоздким и формальным, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было тяжело или невозможно решать, основываясь на нормы общего права, начали решаться при помощи сформировавшегося «права справедливости», которое независимо творил лорд-канцлер Англии, принимая во внимание принципы справедливости;
4)1832 год – по настоящее время. Судебная реформа в Англии в 1832 году, по итогам которой судьи получили возможность по собственному усмотрению решать правовые дела, основываясь как на нормы общего права, так и на личное убеждение справедливости (то есть при исследовании дел суды учитывали в качестве образцов решения схожих дел в прошлом – прецеденты суда, так и мнение судей, которое было основано на их личном понимании справедливости, - «судьи творят право, право – это то, что говорят о нем судьи»); распространение этой системы на английские колонии, где они были внедрены, при согласовании с местной спецификой.
Следовательно, под английской доктриной в качестве правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.
Структура англосаксонского права характеризуется отсутствием классического разделения на частное и публично. Вместо этого в истории сформировалось его деление на общее право и право справедливости, которое до настоящего времени регламентирует всю юридическую архитектонику. Подобное отличие в структурном делении двух базовых правовых семей (англосаксонской и романо-германской) обладает не исторически случайным, а истинно закономерным характером, определяемый тем, что одна формируется рациональным путем, а другая – при помощи эволюции, при помощи исторического генезиса, постепенного оформления сформировавшихся отношений. Отсюда отличия в структуре англосаксонского и романо-германского права состоит в различных основаниях их построения, соответственно, в различной логике их развития .
2.3.Религиозная правовая система
К религиозным правовым системам следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства. Для правовых систем на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных системах шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.
Исламским правом признается система норм, выраженных в религиозной форме и основании на мусульманской религии – Исламе. Ислам базируется на том, что право напрямую исходит от Аллаха, который в определенный период истории открыл его для человека с помощью пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подвергаются нормативному регламентированию.
Право Аллаха предоставляется человеку один раз и навсегда, между тем, божественные открытия подлежат толкованию и разъяснению. Ислам считается наиболее молодой религией из трех главных религий мира, но имеет довольно обширное распространение. Эта религия включает в себя, главным образом, теологию, устанавливающую догмы и уточняет, во что именно должен верить мусульманин; во-вторых, шар или шариат, т.е. предписания для верующих, что они именно обязаны делать и чего не должны. Шариат в переводе значит «путь следования», - это по собственной сущности религиозный закон, диктуемый верующим, т.е. система предписаний. В основании шариата, так же, как и других религиозно-нормативных систем, заложен принцип религиозных обязанностей человека, а не его прав.
2.4.Система традиционного (обычного) права
Под системой традиционного (обычного) права понимается действующая в странах южной Африки и Мадагаскаре форма регулирования общественных отношений, основанная на признании государством сложившихся естественным путем и вошедших в привычку граждан социальных норм (обычаев).
Как правило, обычай считается наиболее древним источником права, который известен всем правовым семьям, но если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет исключительно второстепенную роль, то в Африке он всегда был и продолжает оставаться наиболее важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
Система обычного (традиционного) права основана на старой и неписаной традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые вследствие стечения определенных обстоятельств повторяются с определенными периодами, и в отношении которых по сложившимся устоям было принято то или иное поведение и отношение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного оружия; прохождение специальных ритуалов для мужского пола, чтобы получить статус совершеннолетнего, соответственно, быть воином; проведение определенных ритуальных мероприятий, праздников по случаю того или иного события и др.).
Традиционное право обширно распространено в странах Океании, Дальнего Востока, Африки. При всем различиях в исторических признаках возникновения и развития их сближает отрицание западной идеи права, изучение права в качестве вспомогательного элемента регулирования общественных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире на современном этапе развития имеются различные правовые системы, отражающие признаки эпох, цивилизаций, государств, народов, континентов.
Выделяют межнациональные и национальные правовые системы. Национальной правовой системой является структурный компонент определенного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.
Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для системного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой реальностью, следовательно, иная плоскость ее изучения.