Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня любому человеку, не являющемуся специалистом в области правоохранительной деятельности, очевидно, что криминогенная ситуация в стране представляет реальную угрозу внутренней безопасности государства.
Это касается не только роста числа совершенных и зарегистрированных преступлений, но и значительных качественных изменений, характерных для преступности. Преступность становится более жестокой и организованной, проникает во все сферы жизни и отрасли экономики, стремится к политической власти, использует государственные институты и сотрудников правоохранительных органов.
Глава 1.Теоретические основы оценки эффективности деятельности в правоохранительных органах
1.1.Понятие оценки деятельности сотрудников в правоохранительных органах
Говоря об оценке сотрудников правоохранительных органов, необходимо выделить следующие вопросы.
Во-первых, понятия "оценка" и "измерение" не идентичны, хотя и основаны на критериях эффективности.
Оценка - это скорее анализ качественных характеристик эффективности и соответствия системе стандартов, которая представляет собой набор социальных и технических норм. В большей степени измерение эффективности - это технический процесс, осуществляемый путем соотнесения эмпирических систем с их качественными и количественными показателями .
Во-вторых, теоретической основой оценки эффективности органов внутренних дел и преодоления внутренней противоречивости социальных норм, выступающих в качестве их критериев, является следующее:
-иерархия и взаимосвязь социальных норм. Среди них право является доминирующей категорией в силу правового характера правоохранительной деятельности. Право вбирает в себя наиболее важные социальные нормы и устанавливает легитимные пределы отклонения от некоторых из них при осуществлении трудовой и служебной деятельности;
-отражение и реализация стереотипов и стандартов поведения, закрепленных в социальных нормах, происходит не только на индивидуальном уровне, но и на уровне общественного сознания как массового явления.
В-третьих, теоретической основой измерения эффективности деятельности органов внутренних дел является то, что содержание социальных норм формирует общественные отношения и, следовательно, степень и меру соблюдения социальных норм в деятельности и поведении индивидов и социальных организаций в целом можно с достаточной точностью измерить с помощью количественных методов.
В-четвертых, оценка и измерение эффективности осуществляется с помощью системы качественных и количественных показателей, характеризующих содержание, форму, методы и личностный стиль осуществления деятельности. Источниками показателей являются данные специальных исследований, например, социологических и криминологических, отчеты и аналитические документы органов внутренних дел и других органов, а также статистические отчеты республиканских и министерских органов.
В-пятых, критерии отбора качественных и количественных показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, должны включать способность:
1.отражать фактически достигнутые результаты по основным направлениям деятельности органа внутренних дел
2.характеризовать состояние внутренней организационной деятельности как условия для эффективной реализации функций, направленных вовне; и
3.отражает причинно-следственные связи между деятельностью внутренних органов и явлениями, являющимися ее результатами; и
4.стимулирует творческую и деловую активность персонала;
5.характеризует вклад служб и отдельных сотрудников в достижение общесистемных целей
6.обеспечивает сопоставление соответствующих показателей как в пространственном, так и во временном разрезе;
7.отражает в измеримой форме качественные характеристики функционирования внутренней административной организации в целом, ее служб, подразделений и отдельных сотрудников.
1.2.Специфика оценки эффективности деятельности в правоохранительных органов
Анализ состояния преступности и правонарушений в обслуживаемой сфере занимает центральное место в процессе оценки деятельности правоохранительных органов по двум основным, но не равнозначным, с точки зрения данного исследования, причинам.
Первая причина связана с тем, что вся деятельность правоохранительных органов в конечном итоге прямо или косвенно направлена на обеспечение правопорядка и эффективного контроля над преступностью.
Вторая причина связана с тем, что сегодня криминогенная ситуация, по сути, является ведущей в оценке эффективности деятельности правоохранительных органов.
Если первая причина порождает естественную потребность в отслеживании состояния, динамики и структуры преступности как фактора оценки эффективности и адекватности организационных мер по контролю и реструктуризации преступности, то вторая причина приводит к своеобразному фетишизму показателей преступности.
Поэтому организуется логико-теоретический подход к оценке и измерению эффективности деятельности полиции, один из которых состоит в том, что "преступная деятельность и ее качественные и количественные показатели (состояние, уровень, динамика и структура) могут использоваться лишь постольку, поскольку возможен истинный контроль преступности как объективизация соответствия правоохранительных органов и сил объективной действительности.
Другими словами, такие социальные патологии, как преступность и правонарушения, являются объективной реальностью, в которой развивается деятельность правоохранительных органов, и анализ этой реальности с точки зрения оценки правоохранительной деятельности является не самоцелью, а лишь средством решения конкретных организационных и управленческих задач .
Из этой теоретической предпосылки можно сделать два вывода, имеющих практическое значение.
Глава 2. Особенности анализа оценки эффективности деятельности в правоохранительных органов
2.1.Критерии и показатели оценки эффективности деятельности в правоохранительных органов
Правоохранительная деятельность в целом, в том числе и деятельность органов внутренних дел, органично вплетена в социальную жизнь общества, определяется обществом и влияет на само общество.
Поэтому ни правоохранительная деятельность, ни ее эффективность, ни критерии и показатели, используемые для ее оценки, не могут быть поняты без их соотнесения с социальной действительностью, рассматриваемой в ретроспективном контексте истории человеческого общества .
Методология анализа эффективности правоохранительной деятельности должна основываться на деятельностном подходе, а понятие "эффективность" охватывать всю структуру деятельности, т.е. не только ее результаты, но и целевое назначение, процесс и индивидуальный стиль осуществления, а также используемые при этом средства.
Эффективность - это атрибутивное содержание социальной деятельности, которое объективно действительно в силу своей целесообразности.
Не будучи связанным с конкретными критериями, характеризующими правовые, социальные и организационные координаты содержания и осуществления социальной деятельности, понятие "эффективность" является абстрактной категорией, которая не может выполнять свою продуктивную функцию с точки зрения научного мышления и необходимости социальной практики.
Критерии эффективности по отношению к социальной деятельности выполняют оценочную, конструктивную и регулятивную функции.
Оценочная функция критериев служит средством выбора вариантов решений (управленческих и личных) с точки зрения правовой, моральной, этической, экономической и организационной целесообразности для данных условий и мест.
Конституирующая функция стандартов служит критерием оптимальной деятельности с точки зрения правовых, моральных, этических, экономических и организационных принципов, целей, содержания, средств, форм, методов и личного стиля для ее реализации.
Регулятивная функция стандартов служит средством контроля соответствия идеальной деятельности (критерий, построенный в терминах решений, правовых, моральных и этических норм) реальной деятельности (выполняемой исполнителем).
Эффективность - это специфическое системное состояние правоохранительных органов, характеризующееся:
-целями,
-общими принципами.
-содержанием,
- формирование,
-методы,
-средства,
-личный стиль и результаты его реализации,
-государства - соответствует потребностям общества в обеспечении правопорядка и законности.
Критерием оценки эффективности деятельности правоохранительных органов являются социальные нормы в обществе.
Социальные нормы - это каналы, по которым требования субъекта оценки передаются содержанию, форме и методу деятельности, а также мера выполнения системой своих функций по достижению объективных целей.
Оцениваемая с точки зрения социальных норм, эффективность правоохранительной деятельности в целом и деятельности органов внутренних дел в частности может быть "разнонаправленной", то есть одинаково эффективной в разрушении, создании, защите или наказании чего-либо (материального объекта, общественных отношений) .
Правоохранительная деятельность в условиях криминального государства правомерна с точки зрения поставленных перед ней целей и задач, форм и методов работы, разрешенных для ее осуществления, но ее содержание преступно.
2.2.Эффективность организации взаимодействия правоохранительных органов
Рассмотрим эффективность организации взаимодействия правоохранительных органов на примере досудебного следствия и дознания.
Деятельность следователя (и пути ее совершенствования) по взаимодействию со следственными органами при раскрытии и расследовании преступлений является одной из актуальных научных проблем современной криминалистики.
Теория взаимодействия в рамках конкретных методов дает рекомендации о том, какие из конкретных задач расследования преступлений следователям целесообразно решать совместно с органами расследования и как лучше распределить обязанности между взаимодействующими органами.
В криминологической литературе традиционно принято считать, что досудебное и дознавательное межведомственное взаимодействие рассматривается только как самостоятельная деятельность каждого взаимодействующего органа с единой целью выявления и расследования преступлений.
Однако, к сожалению, это несистемный подход к проблеме.
Поэтому, основываясь на анализе существующих исследований в этом направлении, мы попытались подойти к проблеме с системного подхода, рассматривая координирующие и взаимодействующие ведомства как структурированные организации, созданные для достижения общей цели.
Системный подход понимается Жбанковым В.А. как общенаучная методологическая ориентация, включающая набор специфических познавательных приемов, используемых для изучения сложных предметов.
Комплексный подход к проблеме позволяет, во-первых, рассматривать организацию взаимодействий как системный объект и, во-вторых, использовать при ее решении не только уголовно-процессуальные и криминологические рекомендации, но и результаты современной теории организации и методологии лежащей в основе системного подхода. Правильное рассмотрение эффективности взаимодействия невозможно без системного подхода - "это новый взгляд на уже известный объект исследования" .
Взаимодействие с философской точки зрения - это объективная и универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
Так, объективная необходимость взаимодействия следственных и коронерских органов является основой для создания структурно-организационной системы для достижения общей цели - быстрого и качественного раскрытия и расследования преступлений. Взаимодействие является одной из форм организации расследования уголовных дел.
В организационном плане под этой формой понимается последовательность (метод) организации работы следователей по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Таким образом, система является средством решения ранее названных задач для достижения наибольшей эффективности совместных операций и служит рациональным способом координации следственной и оперативно-розыскной деятельности.
Системный подход связан с операционализацией таких понятий, как "организация", "система", "структура", "управление", "элементы", "подсистемы" и "подцели", которые являются объектами организационной теории.
С точки зрения этой теории понятие организации трактуется как структурирование относительно независимых частей в систематический объект, достижение внутреннего порядка, согласованности и взаимодействия.
Чтобы понять концепцию организации, необходимо отметить, что существует два значения организации: как системы и как процесса:
-организация в целом, как система деятельности, прав, обязанностей и ролевых отношений, возникающих в процессе совместной работы (в этом смысле организация рассматривается как система с субъектной структурой);
-организация как процесс, посредством которого создаются и поддерживаются системные структуры (органайзинг).
С точки зрения системного подхода, рассмотрим два аспекта организации взаимодействий:
-организация как система со следующими атрибутами
-целостность.
Организация взаимодействия как система может быть понята как совокупность взаимосвязанных элементов действия, находящихся в определенных отношениях.
Система также является целым, созданным из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Элементы системы - следователь и криминалист - понимаются как простейшие неделимые части системы.
2.3.Сферы целенаправленного обмена определенной информацией в правоохранительных органов
Рассмотрим более подробно информационные возможности сетей, традиционно рассматриваемых как вневедомственные информационные системы, по отношению к существующим информационным системам обеспечения деятельности ОВД, в контексте данной темы.
К преимуществам использования вневедомственных информационных систем относятся следующие факторы
-отсутствие затрат на создание, обслуживание и техническую поддержку;
-свободный доступ ко многим ресурсам;
-недорогой доступ к интересующей информации;
-широкая, постоянная модернизация и динамичное развитие;
-интуитивно понятный интерфейс программного комплекса;
-передача и прием информации без ограничений;
-неограниченный доступ к информации.
-обработка огромных объемов данных;
-возможность осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации;
-наличие налаженных систем учета информации (баз данных);
-благоприятные условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Информационные системы ОВД требуют систематической поддержки и обслуживания, что влечет за собой значительные материальные затраты.
Обработка информации с ограниченным доступом требует установки дополнительных технических средств защиты. В отличие от этого, материальные затраты, связанные с использованием вневедомственных систем, ограничиваются необходимым количеством компьютеров, подключенных к Интернету, оплатой за доступ и трафиком (объемом получаемой информации).
Поскольку на рынке интернет-технологий существует жесткая конкуренция, провайдеры предлагают выгодные предложения, а плата за трафик постоянно снижается.
Ресурсы в сети обычно бесплатны, но некоторые ресурсы ограничены.
Например, на некоторых форумах может существовать дифференцированный доступ, когда администраторы и активные участники решают, разрешать ли доступ к ресурсам.
Операционная философия глобальной системы всегда была направлена на развитие, модернизацию и реализацию новых идей в больших масштабах. Поэтому все пользовательские программы имеют интуитивно понятные интерфейсы.
Большие объемы данных постоянно обрабатываются в режиме онлайн, отслеживаются изменения, в результате чего информация мгновенно обновляется.
Фактически, информация о событиях и фактах появляется быстрее на новостных сайтах, чем на телевидении, не говоря уже о печати.
Такой анализ позволяет разделить сетевые ресурсы на следующие типы
-информационные динамические массивы;
-области, где происходит целенаправленный обмен конкретной информацией;
-базы данных со статистическим поиском, предоставляющие справочную информацию по определенной тематике.
Хотя приведенная выше классификация условна, она имеет большое практическое значение, поскольку служит основой для классификации соответствующих направлений и методов использования возможностей сети.
Глобальная сеть Интернет представляет собой глобальный общественный ресурс, содержащий статистическую, административную, правовую, справочную, энциклопедическую, аналитическую, коммерческую, управленческую и социологическую информацию и является элементом современного информационного общества.
Таким образом, количество информации и степень ее обновления в сети в совокупности характеризуют Интернет как перспективный источник информации.
Таким образом, справочные данные из открытых источников информационных ресурсов могут быть дополнены поиском информации в различных учреждениях, в зависимости от запроса. Используя распространенные поисковые системы и вводя ключевые слова, можно получить достаточное количество ресурсов для дальнейшего исследования.
Заключение
Оценка эффективности деятельности в правоохранительных органах связана с их способностью умеренно и ненавязчиво организовывать деятельность организаций, служб, подразделений и отдельных сотрудников по обеспечению порядка, безопасности, надежности, защиты и воспроизводства общественных отношений, что отнесено законодателем к способности органов внутренних дел по мере увеличения их положительных результатов. Эффективность внешне направленной деятельности - это характеристика конкретных действий служб и подразделений правоохранительных органов по обеспечению пресечения преступности, включая выявление, предупреждение и раскрытие преступлений на объективно обусловленном уровне, направленных на реконструкцию преступности и ее сдерживание.