Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе отсутст¬вует единый подход к определению термина «светское государство», но чаще всего именно данное понятие ис-пользуется в дискуссиях относительно взаимоотношений государства и рели-гиоз¬ных объединений. Это объясняется тем, что все государства по-своему выстраива¬ют взаимоотношения с церковью или с ре¬лигией, опираясь на соб-ственный истори¬ческий опыт и опыт существующего в стране гражданского общества. Отсутствие универсальной «модели светскости» а также характер-ных для него признаков, отличающих такое государство от иного государ-ства, позволяет судить о том, что принцип светскости представляет собой не-кую политическую декларацию особой приверженности государства идее религи¬озной и идеологической нейтральности.
В условиях нарастания секуляризации общественной жизни проблема реализации принципа симфонии традиционных конфессий (или националь-ной организованной религией) со светской властью становится все более ак-туальным. Завершающееся десятилетие XXI века продемонстрировало на практике два варианта развития отношений государства и религиозных ин-ститутов. Во-первых, это самопровозглашенные автокефалии в Украине и Черногории, созданные благодаря активному вмешательству органов госу-дарственной власти и отдельных высших должностных лиц соответствующих стран. В данных случаях самопровозглашенная церковная автокефалия яв-ляется ничем иным, как борьбой за суверенитет поместной церкви. Государ-ство, являющееся основным правовым регулятором внешнерелигиозной (внешнецерковной) деятельности имеет естественное желание иметь нацио-нальную контролируемую и централизованную в его границах конфессию.
Вторым вариантом развития государственно-конфессиональных отно-шений является отсутствие или недостаточное правовое регулирование кон-фессиональных объединений, обусловленные историческими и социально - экономическими факторами. В данном случае речь идет о государствах, в которых ислам является официальной религией, а также о ряде государств с преобладающим мусульманским населением. Думается, что столь организо-ванная экстремистская деятельность радикальных исламских террористиче-ских групп и сообществ стала возможной, в том числе, благодаря сильному воздействию радикальных течений ислама в условиях недостаточной, преж-девременной или, наоборот, запоздалой секуляризации общественной жизни. В то же время, навязывание светскости в мусульманских государствах может привести к необратимой реакции (пример иранской революции 70-х гг. XX в.).
Все же, центральным объектом исследования в данном тезисе являются государственно-церковные отношения в странах, населения которых, в большинстве своем, исповедует христианство.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового ре-гулирования светского государства.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие светский характер рос-сийского государства.
Цель исследования – анализ моделей взаимоотношений современного государства и церкви.
Задачи исследования:
- проанализировать формы государственно-церковных отношений в светских государствах;
- рассмотреть зарубежный опыт выстраивания отношений между госу-дарством и церковью;
- осуществить сравнительно-правовой анализ конституционного за-крепления принципа светского государства в Российской Федерации;
- раскрыть реализацию принципа светского государства в свете консти-туционной реформы;
- исследовать проблемы реализации принципа светского государства в России в контексте внесения поправок в Конституцию РФ.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, срав-нительно-правовой, нормативный, формально-логический.
1. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Формы государственно-церковных отношений в светских государ-ствах
На протяжении сотен лет религия оказывала огромное влияние на фор-мирование культуры и истории мира — от музыки к архитектуре, от фило-софии к закону, от войны к миру. В XXI веке, в эпоху высоких технологий, религия, как и тысячелетия назад, всё ещё продолжает занимать одно из са-мых важных мест в жизни общества.
Проблема поиска идеальной модели отношений духовной и светской властей в истории христианской Церкви поднялась в период правления ви-зантийского императора Юстиниана I Великого в 30-40-х гг. VI в. н.э. Именно в этот период учение о симфонии властей окончательно оформляется в 6-й новелле Кодификации, в которой закрепляется принцип и одновремен-но разделение полномочий через согласие «Царства и Священства». Царство управляет делами мирскими, человеческими, а Священство - внутрицерков-ными, божественными .
Генезис церковно-государственных отношений по прошествии столетий иллюстрирует разные модели регулированиях данных общественных отно-шений. Симфония ни в католической и реформационной Европе не была так реализована, такая же ситуация постигла и восточно-православный мир. Так в период высокого Средневековья противостояние Папского Престола и кай-зерами Священной Римской империей вылилась в конкордатную систему взаимоотношения католической церкви и светской власти с явными преиму-ществами Рима , получивший свое выражение в т.н. «папоцезаризме». Ре-формация и популяризация протестантских течений в ряде государств север-ной и центральной Европы явила на свет абсолютно противоположный принцип или модель государственно-церковных отношений - «цезаропа-пизм», развившийся и в государстве Российском, де-юре с учреждения Пет-ром I Святейшего Синода.
XIX - XX вв. вошли в историю отношений светской и церковной вла-стей как период отделения церкви от государства и от образовательных учреждений. Секуляризация собственности церкви перешла в секуляризацию самого человека в той степени, в какой это было необходимо главенствую-щей политической системе. Встает проблема устойчивости и жизнеспособно-сти религии перед организованной антирелигиозной, атеистической деятель-ности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов орга-низации и функционирования публичной власти : Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 – ФКЗ // Российская газеты. – 16.03.2020. – № 55 (8109).
3. О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание за-конодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
Литература
4. Агафонова, А.А. Реализация принципа светского государства в России: современное состояние и перспективы развития / А.А. Агафонова // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2012. – №2 (4). – C. 5 – 11.
5. Баранов, Н.А. Церковь и государство: формы взаимодействия / Н.А. Баранов // Человек. Сообщество. Управление. Научно – информацион-ный журнал. Краснодар: Кубанского гос. ун – та, 2009. – №4. – С. 97 – 108.
6. Безбородов, М. И. Международная деятельность русской право-славной церкви: внешнеполитические позиции и сотрудничество с государ-ством / М.И. Безбородов // Социум и власть. – 2010. – №3 (27). C.84 – 89.
7. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принци-пы и историческая действительность [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik (дата обращения: 30.03.2021).
8. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision459904.pdf.
9. Законопроект № 992354 – 7 «О внесении изменений в Федераль-ный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части со-вершенствования правового регулирования деятельности религиозных объ-единений». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/992354 – 7 (дата обращения: 30.02.2021).
10. Конституция Греции 1975 года [сайт] URL:https://rua.gr/law/others/3176 – кош1:йис71уа – §гес7П...(дата обраще-ния 30.03.2021 года).
11. Косач, Г. Г. Саудовская Аравия: власть и религия / Г.Г. Косач // Религия и политика. – 2013. – № 2. С. 100 – 125.
12. Лагода, Е.А. Конкордатная система как модель правового регу-лирования государственно – церковных отношений / Е.А. Лагода // Обще-ство: политика, экономика, право. – 2020. – №2. – С. 31 – 38.
13. Матвейчев, О. А. Происхождение антропоморфизма греческой религии / О.А. Матвейчев // Научный ежегодник института философии и пра-ва уральского отделения российской академии наук. – 2013. – №4. C.32 – 41.
14. Медведева, К.С. О социологии религии в Великобритании. Замет-ки с конференции / К.С. Медведева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены – 2015. – №5 (129). C.177 – 182.
15. Носкова, К.А. Поправка в Конституцию об указании, о вере в Бо-га как косвенный отказ от светского государства / К.А. Носкова // «Наука и просвещение». – 2020. – № 4. – С. 106 – 108.
16. Осавелюк, А.М. Размышления о светском государстве (в свете из-менений 2020 г. в Конституции России) / А.М. Осавелюк // Актуальные про-блемы российского права. – 2020. – Т. 15. №8(117). – С. 40 – 41.
17. Погасий, А.К. Религиозное правоведение. Юридические аспекты религиоведения: учебник / А.К. Погасий. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – С.28. 286 с.
18. Подопригора, Р.А. Государство право и религия / Р.А. Подопри-гора // Юрист. – 2016. – №10. – 87 с.
19. Понкин, И.В. Спор с вульгарно-атеистическим радикалом о свет-скости государства (ответ на статью О.В. Мартышина): Концепт и онтология светского государства и светскости государства, многообразие моделей, де-фектность идеологизированных подходов / И.В. Понкин. – Москва : Буки Веди, 2019. – С.87.
20. Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конститу-цию РФ упоминание о Боге. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5586258.html (дата обращения: 20.09.2020).
21. Сейранян, Б. Ислам и духовенство в Саудовской Аравии / Б. Сей-ранян // Россия и мусульманский мир. – 2006. – №5. C.123 – 142.
22. Соглашение между Духовным Управлением мусульман Респуб-лики Татарстан и УФМС России по Республики Татарстан от 20.03.2014.: Оф.сайт ДУМ РТ. [Электронный ресурс] // http://dumrt.ru/ru/news/news 1964.html (дата обращения: 30.03.2021).
23. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здраво-охранения РФ и РПЦ (Московский патриархат). [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/4124569.html (Дата обращения: 30.03.2021).
24. Специфика взаимодействия общественных организаций и системы государственного и муниципального управления Т 19 / С.В. Фатеева, О.С. Иванченко, С.А. Тихоновскова. – Гуманитарий Юга России, 2016. – 128 с.
25. Цыпин, В. Каноническое право / В. Цыпин. – Москва : Изд – во Сретенского монастыря, 2019. – С.109. 864 с.
26. Шаляпин, С.О. Сравнительно – правовая классификация совре-менных моделей государственно – конфессиональных отношений / С.О. Ша-ляпин // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2014. – №2. – С. 23 – 28.
27. Яровой, А. Грузинский конкордат и система конкордатног права / А. Яровой, И.М. Яровая // Труды Белгородской духовной семинарии. – 2016. – №4. – C. 15 – 21.