Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия, в рамках проведения реформы МВД России, а также с целью повышения эффективности работы правоохра-нительных органов России, в частности борьбы с коррупцией и повышения имиджа правоохранительных органов, перед органами внутренних дел Рос-сийской Федерации поставлена задача об отборе сотрудников, соответству-ющих не только квалификационным требованиям, определенным частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , но и профессионально-грамотных, высококвалифицированных и компетентных специалистов, спо-собных принимать решения и выполнять поставленные задачи перед право-охранительными органами, через аттестацию. Это актуально и в настоящее время, так как реформа продолжается.
1. ПОНЯТИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование аттестации в орга-нах внутренних дел Российской Федерации
Законность — важнейший принцип деятельности органов исполнитель-ной власти. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности органов, так и в том, что эта деятельность осуществляет-ся на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов .
Полиция обеспечивает безопасность граждан, охраняет общественный порядок от посягательств со стороны злостных нарушителей, контролирует неукоснительное соблюдением правил общественного порядка и обществен-ной безопасности гражданами и должностными лицами, предупреждает и пресекает преступления и правонарушения. Выполняя вышеуказанные функ-ции и привлекая виновных к ответственности за совершённые правонаруше-ния полиция и федеральные органы исполнительной власти РФ способствуют укреплению законности и правопорядка. При исполнении своих обязанно-стей сотрудники органов внутренних дел должны действовать в соответствии с действующим законодательством, нормативно правовыми актами, и в стро-гих пределах своей компетенции в установленном законодательством поряд-ке. Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать принцип закон-ности, ведь на них возложена функция по предупреждению и пресечению правонарушений. Полиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от пре-ступных и иных противоправных посягательств. Полиция наделена широки-ми правами по применению мер принуждения, сотрудники в своей деятель-ности могут применить к делинквентам административное задержание, арест товаров и т. д.
Неправомерные действия сотрудников полиции подрывают их автори-тет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность полиции в целом. А это, в дальнейшем, является по-водом для недоверия граждан к органам исполнительной власти, и к законо-дательству в целом, что влечёт за собой создание субъективных склонностей к нарушению норм права.
Полиции запрещается унижать честь и достоинство человека и гражда-нина. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах полицией допу-стимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом.
Важным обстоятельством является обязательное разъяснение сотруд-ником ОВД основания и повода ограничения прав и свобод граждан, а также прав и свобод, возникающих у граждан в связи с имеющимися ограничения-ми.
К способам обеспечения законности в деятельности органов внутрен-них дел можно отнести право граждан на обжалование неправомерных дей-ствий и решений сотрудников полиции. Гражданин, в случае совершения в отношении него сотрудником полиции определенных действий, затрагиваю-щих или ограничивающих права и свободы либо бездействия сотрудника полиции, считающий, что его права и свободы нарушены, вправе обжало-вать эти действия и решения вышестоящему должностному лицу в ОВД, прокурору, или в суд.
В обязанности руководителей подразделений органов внутренних дел входит систематическая проверка деятельности по рассмотрению жалоб, предложений и заявлений граждан во вверенных подразделениях, а также своевременное устранение причин и условий, способствующих нарушению законности подчиненными сотрудниками, наказание виновных лиц.
Любое нарушение законности со стороны сотрудника полиции вызыва-ет осуждение общества и влечет за собой падение авторитета полиции среди граждан РФ.
К одному из факторов, способствующих качественному подбору со-трудников ОВД и недопущению ими нарушений законности можно отнести процедуру проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел.
При прохождении службы в органах внутренних дел аттестация явля-ется неотъемлемым ее элементом и проводится для определения соответствия сотрудника замещаемой должности.
Аттестация— один из способов определения уровня квалификации и знаний работника, а также оценка его способностей и деловых качествах, ко-торые необходимы для выполнения им своих должностных обязанностей.
Порядок и особенности проведения аттестационной комиссии сотруд-ника органов внутренних дел регламентируется достаточно небольшим ко-личеством нормативных правовых актов.
Данная процедура регламентирована Федеральным законом от 30 но-ября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Феде-рации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - За-кон о службе в ОВД) , Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внут-ренних дел Российской Федерации» ; Приказом МВД России от 4 декабря 2019 г. N 904 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников ор-ганизаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещаю-щих должности, назначение на которые производится Министром внутрен-них дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации», в котором МВД России определило порядок атте-стации работников подразделений центрального аппарата, а также работни-ков подведомственных организаций, замещающих должности, назначение на которые производится Министром и его заместителями ; Положениями об аттестационных комиссиях и их составах, которые утверждаются уполномо-ченными руководителями. Также проведение аттестации государственных служащих регламентировано Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции».
1.2 Принципы и функции аттестации сотрудников ОВД
К одному из принципов и основных направлений формирования кад-рового состава органов внутренних дел относится оценка результатов слу-жебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации.
Аттестация позволяет оценить состояние кадрового потенциала и фор-мированию кадрового резерва, а также определить перспективы его разви-тия, для надлежащего обеспечения выполнения органами внутренних дел своих основных задач и функций, стоящих перед обществом и государством.
Говоря о принципах аттестации, нельзя не согласится с мнением О.Е. Куликовой, утверждающей, что «к принципам аттестации относятся те, кото-рыми руководствуются в государственных органах, в которых она прово-дится» .
К базовым принципами проведения аттестации в органах внутренних дел относятся принципы: законности, гласности, объективности, всесторон-ности и гуманизма, а также защита прав и законных интересов аттестуемых .
Указанные принципы нашли свое отражение при детальном описании всех стадий аттестационного процесса в Законе о службе и приказе МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» .
Рассмотрим детально каждый из этих принципов.
Законность, характеризуется тем, что в указанных нормативных пра-вовых актах:
а) перечислен исчерпывающий перечень оснований и сроки прове-дения аттестации, которые не подлежат иному толкованию;
б) детально регламентирована процедура подготовки и проведения аттестационной комиссии и оформления ее результатов;
г) закреплены полномочия должностных лиц, членов аттестацион-ной комиссии и аттестуемых;
д) регламентированы юридические последствия аттестации.
Объективность проявляется в нормативным закреплении таких поло-жений, как:
а) коллегиальность принятия решения на аттестационной комиссии;
б) аттестация проводится как правило с участим аттестуемого, а также предусмотрена возможность привлечения к аттестации с правом голо-са члена общественного совета, общественных организаций ветеранов орга-нов внутренних дел и специалистов по вопросам деятельности органов внут-ренних дел;
в) структура и содержание отзыва о выполнении аттестуемым слу-жебных обязанностей;
г) рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием;
д) право аттестуемого на обжалование рекомендаций аттестацион-ной комиссии.
Принцип гуманизма отражается в:
а) в обеспечении при проведении аттестационной комиссии обста-новки доброжелательности и открытости;
б) ознакомление аттестуемого с мотивированным отзывом о выпол-нении сотрудником своих служебных обязанностей;
в) возможности по результатам аттестации принять рекомендацию о поощрении сотрудника, а также внести другие предложения.
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2.1 Стадии аттестационного производства в органах внутренних дел Рос-сийской Федерации, результаты аттестации
Проведение аттестационной комиссии можно разделить на несколько этапов, что позволит детально рассмотреть сущность и содержание аттеста-ции. Основой подобного деления выступает хронологическую последова-тельность проведения аттестационных процедур.
Этапы проведения аттестации:
1. Организация подготовки и проведения аттестации.
2. Подготовка мотивированных отзывов о выполнении сотрудником своих должностных обязанностей.
3. Проведение заседания и принятие рекомендаций аттестационной комиссией.
4. Оформление рекомендаций аттестационной комиссией .
Организация подготовки и проведения осуществляется кадровыми подразделениями и регламентируется локальными актами, где необходимо предусмотреть:
- утверждение состава аттестационной комиссии;
- порядок разработки планов аттестации и доведение их до со-трудников органов внутренних дел;
- порядок и особенности подготовки отзывов о выполнении со-трудником своих должностных обязанностей;
- материально-техническое и методическое обеспечение деятельно-сти аттестационной комиссии.
Планы проведения аттестации составляются в конце текущего года к 15 декабря сроком на один год. Для сотрудников, подлежащих аттестации, и их руководителей указанные планы доводятся персонально.
Изучение нормативных документов, регулирующих проведение атте-стации, осуществляется сотрудниками самостоятельно с последующей сдачей зачетов, либо на занятиях, проводимых в системе профессиональной подго-товки.
Основополагающим критериями при проведении аттестационной ко-миссии являются квалификация сотрудника и результаты, которых он достиг за аттестуемый период. Учитывая, что критерии оценки квалификации атте-стуемого устанавливаются с учетом специфики деятельности подразделения, в котором проходит службу сотрудник.
К основным характеристикам в ходе оценки личностных, деловых ка-честв и квалификации аттестуемого являются:
- наличие образования, соответствующего профилю деятельности;
- наличие достаточного стаж службы (работы) по специальности;
- профессиональная подготовленность и компетентность, к реше-нию поставленных служебных задач;
- умение качественно и в срок решать поставленные оперативно-служебные задачи;
- знание и умение применять в служебной деятельности, необходи-мых нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок про-хождения службы;
- способность адаптироваться в нетипичных ситуациях и использо-вать новые методы к решению возникающих проблем;
- нести ответственность за результаты работы;
- способность выполнять большой объем служебных обязанностей;
- навык работы со служебными документами;
- способность анализировать, прогнозировать и планировать, ор-ганизовывать, координировать, а также контролировать работу личного со-става;
- способность использовать современные технические средства, для повышения качества выполнения служебных обязанностей;
- соблюдение профессиональная этики и служебного поведения;
- достаточный уровень интеллектуального и культурного развития;
- высокий уровень самообладания в экстремальных ситуациях, вы-держанность .
2.2 Актуальные проблемы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и пути их решения
Несмотря на то, что организационно-правовые аспекты правового ре-гулирования аттестации сотрудников органов внутренних дел сформирова-ны, в нормативно-правовых актах отсутствует точная процедура проведения аттестации. Так, например, нет четкого понимания периода времени прове-дения самой аттестации и перечня вопросов, которые могли бы в полном объеме раскрыть индивидуальные и профессиональные качества, оценить уровень знаний, умения принимать решения и выполнять поставленные за-дачи. И в случае недостаточной компетентности членов аттестационной ко-миссии по определенному направлению деятельности может привести к не-правильной оценке профессиональной пригодности и соответствие замещае-мой должности сотрудника. Не отрегулирован порядок проведения аттеста-ции сотрудников, имеющих действующие дисциплинарные взыскания, и пла-нирующие на назначение на вышестоящую должность.
Немало важное значение имеет то, что мотивированный отзыв готовит-ся непосредственным руководителем по результатам отчетов. Это может привести к искаженной оценке по выполнению обязанностей сотрудника, за-крепленных в должностных регламентах (должностных инструкциях). Фор-мально составленный мотивированный отзыв может привести к ошибочному субъективному решению .
Предоставление руководителем в аттестационную комиссию мотивиро-ванного отзыва не менее чем за один рабочий день до даты проведения атте-стации приводит к тому, что сотрудник может предоставить дополнительные сведения о выполнении своих служебных обязанностей в день проведения ат-тестации, что также может привести к ошибочному субъективному принятию решения.
Таким образом, определение соответствия замещаемой должности со-трудников органов внутренних дел должно приводить к эффективности ра-боты правоохранительных органов, в частности борьбы с коррупцией, и по-вышению имиджа правоохранительных органов, успешному решению под-чиненными сотрудниками профессиональных задач, увеличения потенциала сотрудников и коллектива в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Службе в органах внутренних дел, как разновидности государственной службы присущи наиболее существенные и значимые ее элементы, и, в част-ности такой самостоятельный и многофункциональный элемент, как аттеста-ция.
Прохождение сотрудниками ОВД аттестации является неотъемлемым фактором, влияющим на соблюдение ими законности.
На основе изученных трактовок понятия аттестации под аттестацией следует понимать поэтапный процесс определения уровня квалификации со-трудника полиции, имеющий своей конечной целью проверку соответствия его занимаемой должности.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197—Ф3 [ред. от 19.12.2022] // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 3.
3. О системе государственной службы Российской Федерации : фе-дер. закон от 27 мая 2003 г. № 58—ФЗ: [ред. от 05.12.2022] // Собрание за-конодательства Российской Федерации. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79—ФЗ [ред. от 28.12.2022] // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
5. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 № З—ФЗ [ред. от 29.12.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и вне-сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 № 342–ФЗ (в ред. от 05.12.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7020.
7. О проведении аттестации государственных гражданских служа-щих Российской Федерации : указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 [ред. от (ред. от 31.12.2020)] // Собрание законодательства Российской Федера-ции. – 2005. – № 6. – Ст. 437.
8. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутрен-них дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 48. – Ст. 6668.
9. Об утверждении единой методики проведения аттестации госу-дарственных гражданских служащих Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 09.09.2020 г. № 1387 // Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 11.09.2020. Дата обращения: 07.02.2022.
10. Об утверждении Положения о Центральной аттестационной ко-миссии МВД России : Приказ МВД России от 02.07.2013 № 500 // Офици-альный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2013 г.
11. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 (в ред. от 14.11.2020 г.) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2018 г.
12. Об утверждении Порядка проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников ор-ганизаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещаю-щих должности, назначение на которые производится Министром внутрен-них дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 4 декабря 2019 г. N 904 / /Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2019 г.
Материалы судебной практики
13. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2020 г. N 5-КГ20-55-К2 . [Электронный ресурс]. — Документ опуб-ликован не был. — Доступ из справ.—правовой системы «Консультант-Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин—та управления РАНХиГС (дата обращения: 24.04.2023).
14. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2014 г. N 26-КГ14-54. [Электронный ресурс]. — Документ опуб-ликован не был. — Доступ из справ.—правовой системы «Консультант-Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из локальной сети Сиб. ин—та управления РАНХиГС (дата обращения: 24.04.2023).
15. Апелляционное определение Верховного суда Республики Кал-мыкия от 21.08.2019 N 33-603/2019. [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.—правовой системы «Консуль-тантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из ло-кальной сети Сиб. ин—та управления РАНХиГС (дата обращения: 24.04.2023).
16. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 марта 2017 г. по делу № 33–2014/2017. [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.—правовой системы «Консуль-тантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный из ло-кальной сети Сиб. ин—та управления РАНХиГС (дата обращения: 24.04.2022).
Литература
17. Алексеев, А.А. Аттестация кадров в органах внутренних дел: ме-тодическое пособие / А.А. Алексеев, В.В. Гибов, В.А. Смородина. – Санкт-Петербург.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. – 52 с.
18. Антипова, Е. С. Оценка персонала, как один из факторов профес-сионального развития / Е.С. Антипова. – Москва: Мир книги, 2012. – 284 с.
19. Арутюнов, К.Г. Административно–правовое регулирование атте-стации сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук / К.Г. Арутюнов. – Москва, 2005. – 236 с.
20. Байгельдинова, Н.Р. Организационно–правовые аспекты право-вого регулирования аттестации сотрудников органов внутренних дел Рос-сийской Федерации / Н.Р. Байгельдинова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – С. 2011–2017.
21. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах В.Г. Татарян – Москва: Эксмо, 2009. –608 с.
22. Бахрах, Д. Н. Государственная служба России: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – Москва: Проспект, 2007. – 149 с.
23. Заварихина С.А. Правовые последствия аттестации государствен-ных гражданских служащих / С.А. Заварихина // Юстиция. – 2019. – № 6. – С. 22–29.
24. Занина, Т.М. Проблемы правового регулирования проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Т.М. Занина, В.В. Набиев // Адм. право и процесс. – 2016. – № 9. – С. 30–32.
25. Корыткова, А.В. Отличия квалификационного экзамена от атте-стации государственных гражданских служащих Российской Федерации / А.В. Корыткова // Молодежь и наука. – 2019. - № 4. – С.99.
26. Куликова, О.Е. Основные принципы аттестации государственных служащих органа государственной власти / О.Е. Куликова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 3 (39). – С. 39–41.
27. Матвеев, Д.А. Особенности правового регулирования аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Д.А. Матвеев //Международный журнал гражданского и торгового права. – 2019.– № 4. – С. 30–35.
28. Набиев, В.В. Аттестация сотрудников полиции как один из фак-торов, способствующих укреплению законности в ОВД / В.В. Набиев // Ак-туальные проблемы административного и административно–процессуального права. Сборник статей по материалам ежегодной всерос-сийской научно–практической конференции. Под общей редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. – 2018. – С. 596–599.
29. Охотский, Е.В. Государственная и муниципальная служба: учеб-ник для бакалавров / Е. В. Охотский [и др.] ; отв. ред. Е. В. Охотский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 556 с.
30. Черипко, Д.П. Правовые и организационные аспекты процедуры аттестации сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации / Д.П. Черипко // Эпоха науки. – 2021.– № 25. – С. 156–159.