Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследования типов темперамента, характера и способов реагирования на жизненные трудности очень актуальны в наши дни, поскольку многие ученые и исследователи рассматривают эту проблему по-разному, и каждый выдвигает свои собственные предположения.
Прежде чем рассматривать различные типы темперамента и характера, подчеркнем, что не бывает темпераментов и характеров лучше или хуже - у каждого есть свои положительные стороны, поэтому основные усилия не должны быть направлены на изменение темперамента (что невозможно в силу врожденного темперамента), но в первую очередь на максимизацию его пре-имущества и компенсацию его отрицательных сторон.
Человечество издавна пыталось выявить типичные черты психического склада разных людей, свести их к небольшому числу общих портретов - ти-пов темперамента. Такие типологии были практически полезны, поскольку позволяли прогнозировать поведение людей с определенным темпераментом в определенных жизненных ситуациях.
Изучая типы темперамента, характер и то, как мы реагируем на жизнен-ные трудности, было обнаружено, что представители разных типов темпера-мента по-разному ведут себя при решении жизненных трудностей. Это иссле-дование может быть интересно преподавателям колледжей и институтов, они могут использовать его для поиска индивидуальных подходов к детям с раз-ным темпераментом и для того, чтобы помочь им быстрее адаптироваться к различным условиям.
Как отечественные, так и зарубежные психологические школы занима-лись изучением темперамента и характера. Ее представителями являются Г. Врисберг, Гален, немецкий философ И. Кант.Эмпедокл, У. Мак-Дауголл, японский психолог Т. Фурукова, Гипократ, А. Галлер, немецкий психиатр Э. Кречмер, итальянский исследователь А. Ди Джиованни, французский ис-следователь Л.Л. Ростан, немецкий исследователь Г.Г. Карус, И.П. Павлов, французский врач Клод Сиг.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия психологической диагно-стики темперамента и характера.
Объектом исследования является процесс психологической диагности-ки темперамента и характера.
Предметом исследования являются основы и принципы психологиче-ской диагностики темперамента и характера.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для психологической диагностики темпе-рамента и характера.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и виды темперамента;
- изучить характер: понятие и типологию;
- детально проанализировать методы диагностики темперамента и ха-рактера;
- проанализировать личностный опросник Г. Айзенка, тест на темпера-мент EPI.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
1.1 Понятие темперамента и его виды
Темперамент - это совокупность психических качеств личности, связан-ных со скоростью возникновения чувств и их силой.
Автором учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппо-крат. Он утверждал, что люди различаются по соотношению четырех " соков организма ": желтой желчи, флегмы, крови и черной желчи. Основываясь на учении Гиппократа, римский врач Клавдий Гален разработал первую типоло-гию темпераментов, основанную на преобладающих "соках" в организме:
* Сангвиник (от лат. sanguis - кровь);
* флегматик (от греческого phlegma - слизь);
* холерик (от греч. с hole — желчь);
* меланхоличный (от греческого melas chole — черная желчь).
В последующие столетия возникло множество концепций и типологий темпераментов. У многих из них особенности темперамента были связаны со свойствами телосложения. Среди таких конституционных типологий в Европе наиболее распространенной была типология Э. Кречмера.
Э. Кречмер выделил три основных конституциональных типа и три со-ответствующих типа темперамента:
1. Шизотимический тип темперамента соответствует лептосоматиче-скому (человек хрупкого телосложения, высокого роста, с плоской грудью, узкими плечами, длинными и тонкими конечностями). Шизотимик замкнут, упрям, не склонен менять отношения и взгляды [12].
2. Пикник (человек с избыточным весом, небольшого или среднего ро-ста, с большим животом и круглой головой на короткой шее) соответствует циклотимическому типу темперамента. Циклотимик реалистичен в своих взглядах, он легко вступает в контакт с людьми; его эмоции колеблются меж-ду радостью и грустью.
3. Атлетик (человек крепкого телосложения, высокого или среднего ро-ста, широких плеч и узких бедер) соответствует иксотимному типу темпера-мента. Иксотимик - спокойный, невзрачный человек со сдержанными жестами и мимикой, с низкой гибкостью мышления.
В США концепция темперамента У. Шелдона стала очень популярной. Они также определили три типа телосложения и три соответствующих типа темперамента:
1. Тип телосложения эктоморфа (хрупкое тело, плоская грудная клетка, длинные тонкие конечности) соответствует типу церебротонического темпе-рамента. Для церебротоников характерны заторможенность, боязнь социаль-ных контактов и склонность к одиночеству.
2. Эндоморфный тип телосложения (слабое тело с избытком жировой ткани) соответствует висцеротоническому типу темперамента. Висцеротоник эмоционально уравновешен, общителен, дружелюбен.
3. Мезоморфный тип телосложения (стройное и сильное тело, большая физическая сила) соответствует соматоническому типу темперамента. Сома-тотоник энергичен, агрессивен, уверен в себе.
Больше внимания следует уделять понятиям темперамента, основанным на особенностях функционирования нервной системы. Исследования И.П. Павлова считаются наиболее важными для понимания физиологических основ темперамента. Он описал четыре свойства нервной системы: • сила воз-буждения; • сила торможения; • баланс процессов возбуждения и торможе-ния; • подвижность (скорость перехода от возбуждения к торможению и наоборот).
В зависимости от соотношения этих качеств И.П. Павлов выделил че-тыре типа нервной системы, соответствующие четырем классическим типам темперамента:
1) сильные, уравновешенные, подвижные - сангвиники;
2) сильный, уравновешенный, вялый тип - флегматик;
3) сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения) - холе-рик;
4) слабый тип - меланхолик.
Исследования И.П. Павлова продолжили Б. М. Теплов (он выделил наиболее важные свойства темперамента), В. Д. Небылицын (он ввел понятие лабильности нервной системы), В. М. Русалов (он выделил такие свойства темперамента, как вспыльчивость, пластичность, быстрота, эмоциональность) [8].
Среди методов, диагностирующих темперамент, они приобрели доста-точную известность за рубежом:
* Опросник по темпераменту ребенка В. Карея и С. Мак-Девит (для де-тей 4-8 месяцев);
* Оценочная батарея темперамента Р. Мартина (3-7 лет);
* Анкета по темпераменту для детей среднего возраста, составленная В. Кареем и С. Мак-Девитт (8-12 лет);
* Анкета по темпераменту Р. Крузе, У. Бауманна и Й. Ангст (18-35 лет);
* Шкала темперамента Марке-Нимана У. Бауманна и Й. Ангст (20-80 лет).
Среди отечественных методов диагностики наиболее известна разработ-ка В.М. Русалова. Чтобы разделить темперамент на 4 типа, им было выделено несколько характеристик этого понятия:
- Эмоциональная возбудимость. Указывает на минимальную степень воздействия стимула, действие которого вызывает эмоциональную реакцию.
- Активность и бездействие. Активность указывает на количество внут-ренних энергетических ресурсов, которые человек использует для достиже-ния цели. Бездействие указывает на то, насколько человек невосприимчив к таким раздражителям, как оскорбления.
- Пластичность и жесткость. Обе концепции отражают то, насколько человек может адаптироваться к меняющимся внешним условиям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ана-ньев.- М., 1996. - С. 456-460.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов.- М., 1990. - С. 125-130.
3. Батаршев, А.В. Темперамента и характер: психологическая диа-гностика / А.В. Батаршев.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
4. Белоус, В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности / В.В. Белоус.- М., 1989. - С. 65-71.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: Наука, 1984.
6. Гончарова, С.С. Опросник «Способы преодоления негативных си-туаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юно-шеском возрасте / С.С. Гончарова // Журнал практического психолога.-2006.-№6. - С.132-147.
7. Грановская, Р.М. Темперамент / Р.М. Грановская. - СПб., 1997. - С.375-396.
8. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М., 1970. - 342с.
9. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер.- М., 1993. - С. 534-540.
10. Лейтес, Н.С. Опыт психологической характеристики темперамента / Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов. - СПб., 1956. - С. 267-303.
11. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - М., 1964.
12. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М., 2000. - С. 47-53.
13. Норакидзе,В.Г. Темперамент личности и фиксированное «Я» / В.Г. Норакидзе. - Тбилиси., 1970. - С. 23-31.
14. Обозов,Н.Н. Типы личности, темперамент и характер / Н.Н. Обо-зов. - СПб., 1995. - С. 14-16.
15. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М., 1996. - 436с.
16. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский. - М., 1998. - С. 78-85.
17. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС,1995.
18. Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - №11. - С. 19-33.
19. Симонов, П.В. Темперамент, характер, личность / П.В. Симонов, П. М. Ершов.- М., 1984. - С. 20-23.
20. Смирнов, Б.Н. Психологическая характеристика темперамента / Б.Н. Смирнов, Д.Я. Богданова, И.Л. Волкова. - М., 1989. - С. 31-34.
21. Столяренко, Д.Л. Основы психологии / Д.Л. Столяренко. - Ростов н/Д., 1997. - С. 57-58.
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 1997. - С. 444-446.
23. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стре-ляу, И.В. Равич-Щербо. - М., 1982. - С. 63-64.
24. Тутушкина, М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина. - СПб., 1998. - 40с.
25. Филатова, Е.С. Темпераментные особенности соционических ти-пов / Е.С. Филатова // Психология и соционика межличностных отношений.-2009.-№5. -С. 43-49.
26. Цуканов, Б.И. Фактор времени и природа темперамента / Б.И. Цу-канов // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С.129-136.