Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Латинское слово «рецепция» означает "принятие": прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность); элементы современных правовых систем.
Практическое значение этого разграничения состоит в том, что рецепция в форме заимствования параллельных правовых систем, т.е. элементов правовых систем других современных государств, предоставляет много возможностей для механического заимствования разнородных (исторически, социально, религиозно и этнически неоднородных) правовых ценностей. В случае рецепции права принятия в форме преемственности такие ценности проходят через "фильтр" общечеловеческой культуры, как бы проверяются временем. Наиболее известным примером рецепции права является принятие римского частного права (гражданского права) на европейском континенте в результате развития товарно-денежных отношений. Другим успешным примером правовой рецепции является включение Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 года.
Глава 1.Понятие и значение рецепции в теории права
1.1.Рецепция права как необходимый инструмент развития правовой системы
Российские правовые реформы 90-х годов ХХ века основаны на полномасштабной рецепции западного права в российскую правовую систему. Рецепция права является необходимым инструментом для развития правовых систем. Применение рецепции можно найти в государствах с разными правовыми системами и разными формациями. Даже такие печально известные "закрытые" правовые системы, как древнее спартанское право, не могли существовать без взаимных "чужих" правовых систем .
История доказывает, что многие спартанские институты, включая систему образования и общественный стол, были критского происхождения.
Не существует также государства с идеологией, которое по каким-либо причинам полностью отвергает принятие иностранного права. Например, социалистические и фашистские правовые системы, декларативно выступая против принятия "буржуазного", "царского" и "рабовладельческого" римского права и ратуя за построение нового "пролетарского" (РСФРСФ, СССР) или возврат к немецкому национальному праву (Германия), на самом деле активно использовали этот механизм правового развития. И сегодня, в силу разных причин, государство не всегда информирует общественность о состоявшихся приемах или, наоборот, предает их огласке.
Следует признать, что ни один другой правовой инструмент или институт (за исключением, пожалуй, вещного права) не привлекал столько внимания и не вызывал столь бурных дискуссий как в науке, так и в обществе.
Рецепция была связана с надеждой на построение правового государства, обретение государственной власти и легитимацию привилегированного положения среди государств.
Имперские амбиции, преодоление кризисов, упрощение подчинения колоний и оккупационных держав, грабеж природных ресурсов и других богатств, уничтожение вражеских государств и стратегических противников, установление превосходства над рецепцией.
Рецепцию также обвиняли в разрушении национальных законов, их радикальном упрощении, потере социальной автономии и самобытности, разрушении и деградации морального и правового менталитета.
Как правовой феномен, рецепция является наиболее востребованным инструментом правовой модернизации (особенно в наше время). Это объясняется, прежде всего, тем, что не все национальные правовые системы когда-либо существовали и существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом в бесконечном культурном диалоге .
Правовая культура одной страны постоянно подвергается метеоритному воздействию осколков других правовых культур, правовых текстов, процедур и правовых структур. В России, Беларуси и Кыргызстане французская модель сверхмощного президента-арбитра над властью принимается на концептуальном уровне. Другими словами, принятие функционирует как "развитие цивилизаций", с помощью которой развиваются современные общества. Хорошо известен феномен культурной "многослойности", которая возникает в результате принятия культурных ценностей. Эта "многослойность" - особенность, которую можно обнаружить даже в человеческих обществах, находящихся в крайней изоляции.
Полномасштабное принятие почти всегда ухудшает правовой климат принимающего общества и перерастает в серьезнейшее кризисное явление. Это объясняется тем, что каждая сложная правовая традиция прилагает огромные усилия для упорядочения человеческой жизни, причем делает это на протяжении очень длительного периода времени. Сложившиеся правовые традиции дают людям так много и в такой степени, как ни одна другая социальная система. Более того, реальные устремления правящей элиты по модернизации права часто в корне расходятся с ожиданиями народа.
1.2.Идеологический компонент рецепции права
Игнорирование идеологического компонента рецепции, сведение содержания рецепции лишь к «улучшению правовой системы» не позволяет разобраться не только с причинами рецепции как прошлого, так и настоящего, но и с действительным ее содержанием. В истории известно много случаев, когда идеологические факторы приводили к отказу от действительно передовых иностранных правовых методов и принятию архаичных правовых систем .
Рецепция, как юридический акт, может происходить полностью или частично. Когда заимствуются только некоторые элементы, это косвенная рецепция, которая в принципе направлена на улучшение функционирования правовой системы в стране пребывания.
В случае полномасштабной рецепции имеют место декларативные акты подчинения государству-донору с целью получения определенных благ, либо утрата независимости (в рамках колонизационно-оккупационной модели), либо реальные попытки выхода из кризиса путем полной модернизации общественной и всех форм национальной жизни (осуществляемые, как правило, под угрозой внешней агрессии (которая осуществляется под угрозой внешней агрессии) можно увидеть.
Часто полноценное принятие влечет за собой декларативный отказ от своего правового прошлого. Иногда оно принимает форму формального разрешения со стороны государственных органов. Например, подготовка судебной реформы 1864 года в Российской империи требовала отказа от официальной идеологии исключительности российской системы, и в январе 1862 года было дано официальное разрешение на использование западных принципов и моделей чиновниками Государственной канцелярии.
Не стала исключением и полноценная рецепция западного права в 1990-е годы. Совместная идеология реципиента, донора, а зачастую донора и реципиента сформировала идеологическую составляющую рецепции, представленную научным обоснованием и целесообразностью отрицания правового прошлого и заимствования "передовых" правовых технологий иностранного происхождения .
Это обоснование может выражаться в попытках модернизации права и государства, различных формах декоративного принятия со скрытыми внутриполитическими "переворотами", скрытой или открытой экспансией доноров, демонстрацией преемственности с прошлыми могущественными империями (Древний Рим) или близости к современным "цивилизованным" государствам (США, европейские страны).
Глава 2. Проблемы рецепции доктрины права в российскую правовую систему
2.1.Преемственность в праве и рецепции
Преемственность, которая когда-то существовала и продолжает существовать в праве, имеет неоднородную природу. Его характер определяется множеством факторов, включая культурные, политические, территориальные и экономические. Эти факторы обуславливают существование в мировой наследственной практике различных видов наследования. Наиболее распространенными являются наследование по закону и наследство по завещанию. В то же время в юридической литературе эти категории еще не получили однозначного толковани я.
Анализируя правовую доктрину, можно сделать вывод, что до сегодняшнего дня существовало несколько концепций понимания преемственности и рецепции в праве. Наиболее распространенной является выяснение содержания рассматриваемой системы и ее правовой сущности.
В этом случае изучение различных доктринальных позиций по затронутым вопросам можно свести к двум направлениям: "пропреемственному" и "прорецептивному". Обе группы, понимающие взаимосвязь преемственности и рецепции, объединяет то, что их представители рассматривают данные институты как соотношение общего и особенного.
Представители "пропреемственного" группы подчеркивают преемственность права как основополагающий принцип и понимают рецепцию как разновидность преемственности.
Н. Неновски описывает сущность рецепции как "особое проявление преемственности, основанное прежде всего на экономических и фундаментальных факторах" и "в принципе предполагает признание системы институтов, системы правовых норм, целой отрасли права (гражданского права, уголовного права и т.д.), а не отдельных изолированных элементов отдельных правовых норм, правовых форм". Автор утверждает, что
Преемственность же, по мнению автора, есть не что иное, как "связь между различными этапами (стадиями) в развитии права как социального явления", суть которой заключается в "сохранении определенных элементов или аспектов права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функции и т.д.) с соответствующими изменениями".
В этом отношении Г.М. Азнагулова согласна с автором, отмечая, что принятие - это "глобальный процесс", который "меняет всю правовую систему принимающего общества" и "меняет все или многие важнейшие культурно-семантические парадигмы общественного сознания и практики социальной жизни с более широкими культурными заимствованиями". последствиями". В юридической литературе выделяется еще одна группа пониманий системы "правовой преемственности" и "принятия", характеризуемая как "негативная". При такой общей ориентации представляется возможным объединить позиции ученых, которые не рассматривают обозначенные институты как общее и особенное, а сводят их воедино. В принципе, такие институты являются рецепцией.
Проанализировав концепции преемственности понимания и рецепции, можно сделать следующие выводы .
Во-первых, авторы во многом сходятся в понимании преемственности как вертикальной связи в рамках единой правовой системы.
Во-вторых, общность, объединяющая эти подходы к рецепции, заключается в том, что ученые рассматривают рецепцию как процесс взаимосвязи между различными национальными правовыми системами и государствами.
2.2.Проблемы и противоречия рецепции в праве
Приведенные общетеоретические соображения, будучи непосредственно связанными с проблематикой правовой рецепции, показывают ее в новом свете, тем самым способствуя лучшему пониманию данного феномена . Правовая рецепция происходит потому, что по разным причинам люди считают, что иностранные законы намного лучше, и рассматривают их как хорошие по сравнению с плохими или, другими словами, неполноценными местными законами. Однако неуместно навязывать законом определенное понятое благо, будь то заимствованный или творческий закон. Люди, естественно, хотят найти свое собственное благо и тем самым создать свои собственные законы.
Правильное правовое принятие означает внедрение очевидных правовых достижений других стран в правовое развитие принимающей страны, не путем бездумного переписывания иностранных законов или самодовольного отвержения иностранного правового опыта, а путем открытости и оригинальности правового мышления, основанного на правовых ценностях справедливости, равенства и свободы. Ниже перечислены некоторые ключевые элементы правовой системы.
В стремлении к качественному и адекватному правовому принятию целесообразно выделить четыре метода реализации, два из которых сегодня практикуются редко, поэтому достаточно кратко упомянуть о них.
Во время наполеоновских войн французский Гражданский кодекс был навязан многим европейским странам того времени, в том числе и Польше, и "наполеоновский кодекс переведен со слезами и служит гражданским уставом", по словам Н.М. Карамзина.
Правовая рецепция через миграцию происходит, когда большое количество людей мигрирует на новую территорию или в другое государство, и законы, принесенные этими людьми, становятся общим правом. Хорошим примером этого являются законы колоний (например, британских территорий в Северной Америке), где поселенцы брали за образец законы больших городов.
Два других способа правовой рецепции более актуальны. Доктринальное правовое принятие - это лучший способ, при котором заимствование иностранных законов действительно может помочь укоренить правовые ценности и правовое развитие в стране-бенефициаре.
Политическая правовая рецепция осуществляется в рамках правового инструментализма, для реализации политического порядка и достижения внеправовых целей, поставленных руководством другой страны, которые не имеют прямого отношения к правовому развитию.
Доктринальная правовая рецепция - это принятие через изучение и понимание иностранных правовых норм профессиональными юристами, в основном правоведами. Ярким примером этого представляется принятие римского частного права в средневековой Западной Европе, которое в значительной степени продолжалось и в современную эпоху вплоть до появления французского Гражданского кодекса.
При доктринальной правовой рецепции местное право создается на основе приобретенных знаний, но поскольку знание, как правило, направлено на раскрытие сущности явления, а юридическая истина - это право как особый инструмент социального приспособления, то доктринальная рецепция означает не переписывание иностранного права, а усвоение правовых методов приспособления общественных отношений, выраженных в иностранном праве и творческое воспроизводство.
2.3.Факторы успешной рецепции идей доктрины права в российскую правовую систему
При рассмотрении объектов рецепции, исследователи подчеркивают возможность заимствования и внедрения в правовую систему правовых доктрин, роль которых представляется глобальной.
По существу, юриспруденция признается огромной творческой силой, способной не только формулировать законодательные нормы, но и сознательно развивать правовую систему целой нации. Она также рассматривается как стержневое, решающее звено, влияющее на все стороны правовой жизни переходного периода и источник формирования правовой политики - одного из обязательных элементов правовой жизни российского общества.
Другие ученые предупреждают об опасности такой рецепции.
Потому что "в современных условиях нашему государству необходима "жесткая диктатура права", поддерживаемая судебной властью и зависящая не от юридической доктрины, а от народа и общества" .
Однако, несмотря на такую значимость правовой доктрины в российских научных кругах нет единого понимания природы рассматриваемых правовых явлений, что негативно сказывается на развитии правовой теории и правоприменительной практики.
Поэтому в рамках философской трактовки термина "доктрина" как учения в юридической науке интенсивно изучаются доктрина правового государства, доктрина прав и свобод человека и гражданина, доктрина правового запрета, неолиберальная политика и право, правовая доктрина конституционных судов, административная доктрина и др. интенсивно изучаются в следующих областях.
В то же время эти научные взгляды в юриспруденции изучаются и с других позиций, в том числе с позиции правовых идей. Так, широко исследуются идеи о правовом государстве, идеи правового либерализма, идеи прав и свобод, идея верховенства права, идея разделения властей и т.д., что демонстрирует отсутствие единого понимания содержания доктрины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная российская наука обычно рассматривает правовую рецепцию как добровольный процесс заимствования и внедрения правовых ценностей иностранного происхождения. Однако данное определение не отражает действительного характера рецепции в ее идеологической составляющей, в силу ее "обезличенного" и рационального характера.
Игнорирование идеологической составляющей рецепции и сведение содержания рецепции исключительно к "совершенствованию правовой системы" не позволяет понять причины, реальное содержание, цели и задачи рецепции, как в прошлом, так и в настоящем. Совместная идеология реципиента, донора, а зачастую донора и реципиента образует идеологический элемент рецепции, выражающийся в научном обосновании и целесообразности отрицания прошлых правовых систем и заимствования "передовой" юридической техники иностранного происхождения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
2. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
3. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
4. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
5. Малько А.В. Теория государства и права : учебник / Малько А.В., Липинский Д.А., Мусаткина А.А., Хачатуров Р.Л. - Москва : КноРус, 2020. - 400 с.
6. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
7. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
8. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
9. Оксамытный В.В. Теория государства и права в схемах и таблицах. (Бакалавриат). Монография. - Москва : КноРус, 2022. – 448 с.
10. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021 - 591 с.
11. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
12. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
13. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
14. Рыбаков О.Ю. Теория государства и права : учебник / Рыбаков О.Ю., Бабенко В.С., Нагих С.И., Никитин П.В., Федорченко А.А. — Москва : Юстиция, 2019. – 471 с.
15. Слыщенков В.А. Движение "право и развитие" (law and development) в свете противоречий правовой рецепции // Вестник гражданского права. 2021. № 5. С.256.
16. Ткаченко С.В. Возможность рецепции доктрины права в российскую правовую систему // Российская юстиция. 2018. № 11. С.38.
17. Чистяков Н.М. Теория государства и права : учебное пособие / Чистяков Н.М. - Москва : КноРус, 2020. - 296 с.
18. Шилохвост О.Ю. Опись подготовительных материалов к проекту части первой Гражданского кодекса РФ // Вестник гражданского права. 2019. № 6. С. 181 - 207.
Судебная практика:
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1995. - № 5
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 15. - Ст. 2301