Фрагмент для ознакомления
2
Южный федеральный округ, находясь по большей части в более благоприятных природно-климатических условиях по сравнению с другими регионами страны, играет решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации [3].
Основными особенностями Южного федерального округа являются:
1) выдающееся транспортно-географическое положение в масштабах Евразии, обусловленное наличием Волго-Каспийского маршрута из Северной и Центральной Европы в страны Центральной, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского маршрута, соединяющего страны Азиатского региона. Тихоокеанский регион (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития этого макрорегиона;
2) наиболее благоприятные климатические условия и природно-ресурсный потенциал для проживания, отдыха и ведения сельского хозяйства. По плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития Российской Федерации. санаторно-курортная и туристическая сферы - 1-е место;
3) достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране.
Округ характеризуется высокой миграционной динамикой населения, и существуют серьезные региональные различия в характере миграции. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, который за последние 5 лет увеличился почти вдвое, что компенсируется высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область в региональном масштабе [16].
Топливно-энергетические и минеральные ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процента общероссийских запасов), угля (3,4 процента), нефти, включая газовый конденсат (0,24 процента), сернистого газа (около 90 процентов запасов Российской Федерации), поваренной соли (15 процентов), ртуть (7 процентов), стекольное сырье (7 процентов), значительные запасы сырья для производства местных строительных материалов. Воды Каспийского, Черного и Азовского морей, омывающие территорию района, являются средой обитания многих видов водных биологических ресурсов.
Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает недостаточный уровень использования его социально-экономического потенциала. Доля Южного федерального округа в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году (Приложение А).
Валовой региональный продукт ЮФО по данным за последние годы представляет собой следующие показатели (таблица 4).
Таблица 4 - Валовой региональный продукт ЮФО, 2009-2103 гг. [15]
2011 2012 2013
РФ 38350,6 40153,1 42687,5
Южный федеральный округ 2293,6 3359,7 4063,3
Продолжение таблицы 4 - Валовой региональный продукт ЮФО, 2009-2103 гг.
Краснодарский край 1008,2 1850,8 2354,0
Республика Адыгея 46,1 57,1 63,9
Республика Калмыкия 24,3 30,8 35,8
Астраханская область 145,4 227,5 284,2
Волгоградская область 437,4 516,7 538,3
Ростовская область 632,2 676,8
787,1
Лидером по этому показателю является Краснодарский край, доля ВРП в общем объеме ВРП Южного федерального округа по итогам 2012 и 2013 годов составила более 50% [2].
Республика Калмыкия имеет самый низкий показатель ВРП. В целом ГРУППА Южного федерального округа достигает 10% от общего объема ВВП Российской Федерации.
Среднесрочные перспективы устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа, стабильный рост уровня жизни его населения в значительной степени определяются уровнем конкурентоспособности региональной экономики.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, Краснодарский край заметно выделяется по общему уровню текущей конкурентоспособности (интегральный показатель равен 0,410) [6].
Значение указанного интегрального показателя в Волгоградской области также выше, чем в среднем по стране (0,379).
Более низкий уровень экономической конкурентоспособности (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).
К ключевым конкурентным преимуществам Южного федерального округа относятся: [9].
– наиболее благоприятные природно-климатические условия для жизнедеятельности человека по сравнению с другими территориями Российской Федерации;
– относительно высокая миграционная привлекательность территории округа (в первую очередь Краснодарского края) для экономически активного населения других регионов страны, в том числе высококвалифицированных кадров;
– чрезвычайно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение территории округа, определяемое ее пограничным характером по отношению к стратегически важным государствам Кавказского макрорегиона, Украине и Казахстану, а также прямым доступом к морским транспортным коммуникациям, соединяющим Российскую Федерацию со странами Средиземноморья, Азовского моря- Бассейны Черного и Каспийского морей;
– относительно развитая и продолжающая интенсивно развиваться транспортная инфраструктура, включая широко разветвленную сеть дорог с твердым покрытием, портовую инфраструктуру (морской и речной транспорт), железные дороги, аэропорты, трубопроводную сеть;
– наличие на территории округа ряда развитых и развивающихся кластеров с высоким потенциалом роста в различных отраслях и секторах экономики;
– значительный размер внутреннего (регионального) рынка, определяемый относительно высокой численностью и концентрацией населения;
– относительно низкие затраты на рабочую силу;
– высокий уровень обеспеченности района местными строительными материалами.
2.2 Инструменты и механизмы государственного управления в Южном макрорегионе
Формирование механизма ресурсной поддержки стратегии развития масштабного макрорегиона, каким является Юг России, на основе новой модели экономического роста - модернизации региональной экономики на основе инноваций - предполагает наличие институционального ресурса, наиболее полно соответствующего общим концепциям о модернизации в современных условиях. В соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года ориентирами экономического роста должны стать новые формы пространственной организации экономики, имеющие устойчивые рыночные позиции, обладающие конкурентоспособными ресурсами (инвестиционными, кадровыми, финансовыми, информационными и т.д.) и способные генерирования и концентрации потоков инновационных товаров и услуг в границах территорий [13].
Как показывают результаты исследования институциональной основы формирования и реализации региональных стратегий субъектов Юга России, к общим и в то же время наиболее актуальным и приоритетным направлениям стратегического социально-экономического развития регионов, связанным с реализацией инновационная модель развития: [5].
1. основным приоритетом стратегии социально-экономического развития южной российских регионов является развитие промышленной инфраструктуры (транспорт, телекоммуникации, связь и т.д.)
2. преодоление институциональных недостатков в части формулирования правил и условий рационального распределения модернизационных ресурсов в региональном пространстве и ориентация на реализацию проектов, обеспечивающих максимальный синергетический эффект и синергию
3. применение кластерной политики как основного инструмента модернизационных преобразований в реальных секторах южной российской экономики.
4. сбалансированное внутри региональное развитие, ориентация региона на вовлечение экономического потенциала периферии в реализацию модернизационных проектов.
5. ориентация региональной стратегии на сбалансированное модернизационное развитие на основе инноваций. Результаты анализа институциональных основ подготовки стратегических документов в Южно-Российском регионе можно резюмировать следующим образом (таблица 5).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонов А.Д. Особенности российского федерализма в системе государственного управления // Российское предпринимательство. - 2021. - № 8. - С. 110-113.
2. Гайзатуллин Р. Р. Региональное развитие и модель позиционирования территорий / Гайзатуллин Р. Р. //Российское предпринимательство. - 2019. - № 2 (200). - С. 156-164.
3. Гафуров И. Р. Промышленные регионы: развитие под действием инноваций: изменение конфигурации экономического пространства региона на основе реализации потенциала промышленных районов / И. Р. Гафуров , Н. Г. Багаутдинова // Российское предпринимательство. - 2018. - № 2 (200). - С. 166-171.
4. Голышев М. А. Методика измерения уровня регионального социально-экономического развития / М. А. Голышев // Власть. - 2020. - № 5. - С. 92-95.
5. Дружинин А.Г. География (экономическая, социальная и политическая) / А.Г. Дружинин. - М.; Ростов-на-Дону: МАРТ, 2018.
6. Довбий И. П. Трансформация ресурсного обеспечения развития региона при смене технологических укладов / И. П. Довбий, О. А. Амирова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 8 (230). - С. 68-72.
7. Еделев Д. А. Противоречивые тенденции развития российского регионального экономического пространства / Д. А. Еделев, М. А. Керефов //Экономические науки. - 2019. - № 5. - С. 178-181.
8. Козьева И.А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. – М.: КНОРУС, 2019.
9. Кузьминов А. Н. Управление устойчивостью региона: ценологическая модель // Экономика региона. 2019. № 2. С. 142-152. 2
10. Кохужева С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития /С. Н. Кохужева // Российское предпринимательство. - 2021. - N 8, вып. 1. - С. 156-161.
11. Манджиева Д. Регион и предприятие в стратегическом процессе / Д. Манджиева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 3, Ч. 2. - С. 334-340.
12. Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник для вузов / А.Ю. Скопин. – М.: Проспект, 2016.
13. Сухарев О. С. Текущее состояние и перспектива институтов регионального развития / О. С. Сухарев // Федерализм. - 2019. - № 1. - С. 61-72.
14. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. - 2019. - № 13 (235). - С. 30-37.
15. Шерин В. А. Совершенствование бюджетной поддержки инвестиционных проектов регионального развития / В. А. Шерин // Финансы и кредит. - 2018. - № 37. - С. 47-50.
16. Чепалыга А.Л. Регионы России: справочник / А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К◦, 2017.