Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире существует большое разнообразие государств с заметно отличающимися друг от друга формами правления, государственными структурами и политическими системами. Однако в любом случае государствами управляют специально созданные государственные структуры, состоящие из системы соответствующих институтов. Анализ этих институтов дает полное и целостное представление о природе данного государства и его функциях (основных направлениях деятельности). Сегодня уместно говорить не просто о статусе, а о конституционно-правовом статусе, поскольку функционирование государственных органов основывается на статьях Основного закона, а права и интересы человека и гражданина являются высшей ценностью деятельности этих органов. После принятия Конституции РФ в 1993 году система органов государственной власти претерпела значительные изменения, и впоследствии их конституционно-правовой статус также более или менее неоднократно изменялся, был проведен ряд административных реформ.
Подробное рассмотрение природы правового статуса государственной власти в рамках настоящего исследования позволяет сделать вывод о том, что здесь существует неопределенность и не все полномочия государственной власти в настоящее время урегулированы должным образом. Корни существующих проблем зачастую лежат в истории развития государственных институтов в нашей стране - как в советскую эпоху, так и в специфический период начала XX века, 1990-е годы. Поэтому актуальность рассмотрения истории становления государственных институтов в РФ не вызывает сомнений.
Также необходимо уточнить понятие органов государственной власти и государственных институтов, классифицировать органы государственной власти и указать принципы, в соответствии с которыми осуществляются их функции. Более глубокое понимание правового статуса государственной власти также важно для формирования определения этого статуса и уточнения его содержания.
Одним из наиболее важных вопросов в настоящее время является разделение полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъекта Федерации. Ясность и четкость распределения этих полномочий необходима для эффективного функционирования государственных органов и напрямую связана с качеством реализации и защиты прав человека и гражданина. Особое значение имеет регулирование этого разделения полномочий посредством соглашений, заключаемых органами государственной власти. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Российская Федерация является правовым государством, власть осуществляется через государственные органы, а конституционно-правовой статус государственных органов раскрывает основные характеристики и направленность деятельности вышеуказанных органов.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании аппарата государственной власти и его структуры.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы аппарата государственной власти и его структуры.
Целью исследования является исследовать аппарата государственной власти Российской Федерации и его структуру.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю развития аппарата органов государственной власти в России;
2.дать понятие аппарата органа государственной власти и определить его признаки;
3.исследовать виды органов государственной власти РФ;
4.проанализировать структурные элементы государственного аппарата РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем развития аппарата государственной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании аппарата государственной власти и его структуры.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Основные этапы становления и развития аппарата органов государственной власти России
1.1.История развития аппарата органов государственной власти в России
В ходе своего исторического развития административная система в нашей стране неоднократно претерпевала значительные изменения. Последний век истории не стал в этом отношении исключением. Россия вступила в XX век как абсолютная монархия.
6 августа 1905 года был составлен манифест, учреждавший в России выборный законодательный орган - Государственную палату. В выборах могло участвовать не все население страны: женщины, солдаты, студенты и рабочие не могли голосовать. Также предусматривалось, что избиратели будут обладать высокими имущественными правами .
Государственные парламенты в этот период были лишены права законодательной инициативы, а министры являлись представительными органами, подотчетными монарху и не несущими ответственности перед парламентом. Такая форма организации не пользовалась поддержкой широкой общественности, и в результате забастовок 17 октября 1905 года правительство приняло Декларацию об улучшении общественного порядка.
В 1906 году состоялись выборы в первую Государственную Думу, состоявшую из 478 членов, но действующее правительство не поддержало Думу по принципиальному вопросу об эвакуации земель, и первая Государственная Дума была распущена 9 июля 1906 года.
Выборы во вторую Государственную Думу состоялись в 1907 году, было избрано 518 депутатов. Деятельность Думы была антиправительственной, и Дума также была распущена 3 июня 1907 года.
Третья Государственная палата просуществовала пять лет, с 1907 по 1912 год, и сосредоточилась на своей главной задаче - законотворчестве. Законопроекты, обсуждаемые в Думе, охватывали все сферы жизни: за пять лет было рассмотрено 2432 законопроекта. В 1917 году в России было сформировано новое правительство, которое все больше напоминало республиканскую форму правления .
В октябре 1917 года к власти пришли большевики и создали новое Временное правительство (сейчас оно называется Съезд народных комиссий).
В 1918 году была принята первая советская конституция - Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов. Россия провозглашается Советской Республикой рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".
Высшим органом власти становится Всероссийский съезд Советов. Центральный исполнительный комитет Всероссийского Совета осуществляет верховную власть в период между съездами, а также избирает Народный комиссариат (национальное правительство).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 307 с.
3. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
4. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 608 с.
5. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
6. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
7. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
8. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
9. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
10. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
11. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
12. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
13. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.