Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Это положение конкретизировано в статье 39 Конституции, которая гарантирует каждому социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, на воспитание детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Тема данного курса актуальна в связи с нарушением социальной справедливости, которое выражается в огромном неравенстве, созданном в 90 - е годы, в неспособности образованного и квалифицированного человека использовать свои способности и знания и, как следствие, получать достойную заработную плату.
Социальная защита населения - это система правовых, социально– экономических и организационных мер, гарантируемых и реализуемых государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Социальная защита должна охватывать следующие области:
обеспечивать членам общества прожиточный минимум и оказывать материальную помощь тем, кто по объективным причинам в ней нуждается, защиту от факторов, снижающих уровень жизни;
создавать условия, позволяющие гражданам свободно зарабатывать средства к существованию способами, не противоречащими закону;
обеспечивать работникам благоприятные условия труда, защищать их от негативных последствий промышленного производства;
Объект исследования – социальная защита населения
Предмет исследования – работа районных органов социальной защиты населения
Цель исследования – раскрыть сущность деятельности органов социальной защиты населения
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия социальной защиты населения
- изучить функции и задачи социальной защиты населения
- рассмотреть деятельность районных органов социальной защиты
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.Понятие социальной защиты населения
Социальная защита населения является одним из важнейших направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании социально необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Это система принципов, методов, социальных гарантий, видов деятельности и институтов, созданных государством для обеспечения оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержания средств к существованию и благосостояния. существование; индивид, из разных социальных категорий и групп.[3]
Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в статье 18 Конституции Российской Федерации.
К числу других правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; другие нормативные акты федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и организациями.
Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное обеспечение и социальную поддержку (помощь). Она осуществляется за счет средств федерального и местных бюджетов, специально созданных фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.[3]
Целью системы социальной защиты населения является оказание поддержки и помощи группам населения и отдельным лицам, которые в ней нуждаются, с помощью правовых, экономических, социально-психологических, организационных и технических средств.
Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, целенаправленность, интеграция, защита прав и свобод человека.[2]
Целями социальной защиты населения являются избавление от абсолютной бедности (когда средний совокупный доход семьи на душу населения ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к экономике страны.
Основными функциями органов социальной защиты федерального уровня являются: организация пенсионного обслуживания и предоставление пособий; социальные услуги; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; Социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства о социальной защите. социальная защита населения; Внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка нормативных актов об основах социальной политики, анализ и прогнозирование уровня жизни различных категорий населения, разработка рекомендаций по разработке региональных социальных программ, разработка социальных стандартов и т. д.[4]
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регулируются вышестоящими органами с определенной степенью автономии, к которым относятся: обеспечение и решение хозяйственно-производственных задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение социальных проблем.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социальная и медицинская помощь одиноким, пожилым и немощным людям; социальная реабилитация инвалидов; юридическая помощь социально незащищенным категориям населения и т.д.[1]
Основными требованиями для реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения являются следующие:
- первостепенная и преобладающая роль государства в осуществлении этой защиты;
- перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, в первую очередь за счет помощи семье;
- усиление роли социальных и национальных сообществ, религиозных общин и коллективов в организации социальной защиты;
- повышение вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, искоренение бедности, создание рабочих мест и т.д.;
- обеспечивать различные формы социальной защиты и разрабатывать соответствующие меры помощи определенному числу нуждающихся лиц;
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Он также включает меры в виде помощи и услуг, предоставляемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса и адаптации к обществу.[5]
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, образовательных, юридических услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, была выделена в отдельную отрасль социальной сферы - социальные услуги.[4]
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся во внешней помощи: пожилые люди, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, оказавшиеся в плохой компании, семьи в частности, речь идет о лицах, лишенных родительских прав, осужденных и осужденных, беженцах и вынужденных переселенцах и т. д.
Субъектами социальной работы являются организации и лица, проводящие эту работу. Социальная политика осуществляется государством в целом через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социального обслуживания, ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества помощи, такие как Красный Крест и Красный Полумесяц.
Основным субъектом социальной работы являются люди, которые занимаются ею профессионально или на добровольной основе. Профессиональных социальных работников (то есть людей с соответствующим образованием и дипломом) в мире насчитывается около полумиллиона (в России несколько десятков тысяч). Большая часть социальной работы выполняется непрофессионалами либо в силу обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
1.2. Правовое регулирование государственной системы социальной защиты населения
Определений категорий "социальное обеспечение» и" социальная защита " в национальной правовой системе пока не существует. Такая ситуация обусловлена, в частности, относительной молодостью правового института и отсутствием в национальной правовой системе кодифицированного акта о социальном обеспечении.
Поэтому в начале нашей работы необходимо выявить, какой комплекс социальных отношений понимается отечественными юристами под социальной защитой. [5]
Обобщая определение, данное в литературе, я считаю, что оно должно включать в себя совокупность различных мер, принимаемых государственными структурами и обществом для реализации обеспечения необходимыми и достаточными средствами физического существования наиболее слабых членов человеческого сообщества - как нетрудоспособные члены общества, так и полностью трудоспособные, но нуждающиеся в помощи граждане, объективно оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, из которой не могут выбраться своими силами, для поддержания нормального уровня жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 300 лет. История российских социальных служб. Хронограф / М.В. Фирсов и др. - М.: Первая образцовая типография, 2017. - 226 c.
2. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика.. - Москва: ИЛ, 2015. - 137 c.
3. Асхаков, С.И. Справочник социального работника / С.И. Асхаков. - М.: Феникс, 2021. - 131 c.
4. Батталья, Дж. Сила возраста. Уроки старости для семей и молодежи / Дж. Батталья. - М.: Алетейя, 2019. - 771 c.
5. Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. - Москва: РГГУ, 2018. - 166 c.
6. Бугай, Н. Ф. Проблемы репрессий и реабилитации граждан: история и историография (XX в.- начало XXI в.) / Н.Ф. Бугай. - М.: Гриф и Ко, 2018. - 480 c.
7. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика. - М.: Весь Мир, 2019. - 220 c.
8. Василенко, Л. А. Социальная динамика. Российский контекст. Преодоление социальной несправедливости / Л.А. Василенко, Н.И. Миронова, А.М. Севастьянов. - Москва: Огни, 2021. - 200 c.
9. Выхованец, О.Д. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России / О.Д. Выхованец. - Москва: РГГУ, 2020. - 924 c.
10. Вяхякуопус, Е. Искры, летящие вверх / Е. Вяхякуопус. - М.: Журнал "Звезда", 2019. - 624 c.
11. Григорьева, И.А. Пожилые в современной России. Между занятостью, образованием и здоровьем / И.А. Григорьева. - М.: Алетейя, 2016. - 323 c.