Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждое событие в жизни человека сопровождается эмоциями (переживаниями). Словарь по психологии под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» . Эмоциональное развитие в период подросткового возраста наиболее подвержено существенным изменениям. Актуальность проблемы развития эмоционально-личностной сферы подростков обусловлена тем, что подростковый возраст является сложным переходным периодом, который играет важнейшую роль в становлении личности человека. Обсуждаемая проблема отражена в работах отечественных авторов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, В. Г. Казанская, В. С. Мухина.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Задачи:
- рассмотреть понятие эмоций в психолого-педагогической литературе;
- изучить возрастные особенности развития подростков;
- описать характеристики эмоциональной сферы подростков;
- рассмотреть причины нарушений эмоциональной сферы у подростков;
- выявить рекомендации по сопровождению подростков, имеющих проблемы эмоционального развития.
Объект исследования – эмоциональная сфера подростков. Предмет исследования – специфика развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Понятие эмоций в психолого-педагогической литературе
Эмоции есть состояния, которые напрямую связаны с признанием уровня значимости для человека действующих на него факторов и выражающиеся чаще всего в «форме непосредственных переживаний» от удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. При накоплении негативных эмоций происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности. У взрослых активно ухудшается работоспособность, появляется агрессия по отношению к близким людям, человек хуже идет на новые контакты.
Любая эмоция связана с актуальной ситуаций, решению которой она способствует. Базовые эмоции не имеют четких готовый определений в языке по причине того, что эмоциональная человеческая сфера создается в онтогенезе на их основе.
Рассмотрим различные концепции эмоций в психолого-психологической литературе.
А. Адлер выделял в человеке общественное чувство, «чувство общности». Исходя из этого Адлер выделял два вида эмоций:
- не связанные с обществом, относящиеся к достижению индивидуальных целей (гнев, страх, отвращение);
- связанные с обществом, способствующие социальному взаимодействию (радость, смех, симпатия).
Концепция бихевиоризма понимает человека как реагирующее, действующее обучающее существо, которое запрограммировано на определенные реакции, действия и поведение. Посредством изменения стимулов и подкрепления возможно смоделировать нужное поведение, в частности эмоциональные реакции. Так. Дж. Уотсон не различал выработку эмоциональных реакций у человека и физиологических рефлексов у животных, предполагая, что все эмоциональные проявляется представляются результатом выработки классических условных рефлексов.
Канадский психолог А. Бандура акцентировал внимание на роли учения посредством наблюдения в приобретении навыков поведения, при этом не умоляя важности самостоятельных воздействий человека на окружение как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека (мотивации, эмоций, действий). Бандура выделил основное понятие социально-когнитивной теории – самоэффективность, то есть убеждение человека относительно собственной способности управлять событиями, оказывающими влияние на его жизнь. Динамика самоэффективности при этом зависит от 4х факторов: непосредственного и косвенного опыта, общественного мнения, физического и эмоционального состояния. Бандура отмечал, что эмоции оказывают влияние на самоэффективность. Так, сильные эмоции мешают деятельности, когда человек находится в состоянии стресса, сильной тревоги и страха, его уверенность в своей эффективности снижается. А. Бандура отмечал, что влияние эмоционального напряжения зависит от ряда факторов:
1. от уровня напряжения – чем выше уровень волнения, тем ниже самоэффективность;
2. представления человека о соответствии его эмоций окружающей действительности;
3. сложность решаемой задачи: эмоциональное напряжение помогает сделать что-либо простое, но мешает выполнить сложное.
Также важно утверждение А. Бандуры о том, что человек испытывает положительные или отрицательные эмоции в зависимости от того, насколько его поведение соответствует личным стандартам. Так, если люди удовлетворены собой, то они испытывают положительные эмоции, если недовольны – отрицательные
Представители когнитивной психологии описывают человека как думающего, понимающего и анализирующего, так как всю жизненную информацию необходимо понимать, оценивать, использовать с помощью когнитивных процессов. Вследствие этого большая часть когнитивных теорий рассматривает эмоции в качестве реакции, что является обусловленной познавательными процессам. Так, А. Бек отмечал, что от того, как человек думает зависит то, что он чувствует и как действует.
Последователи когнитивной психологии считают, что разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Поэтому патологическое эмоциональное состояние и неадекватные формы поведения представляются результатом «неадаптивных» когнитивных процессов. Представитель когнитивизма С. Шехтер разработал когнитивную физиологическую теорию эмоций, предполагая, что эмоции рождаются на базе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, которая вызвала это возбуждение. При этом одно и то же физиологическое возбуждение может быть субъективно пережито и как радость, и как страх, и как гнев, и как любая другая эмоция в зависимости от трактовки ситуации .
Наиболее разработанной является концепция А. Арнольда и Р. Лазауруса, описавших познавательную теорию эмоций, согласно которой эмоции возникают в результате воздействия определенных последовательностей событий, которые описываются в терминах восприятия и оценок. Восприятие здесь трактуется как понимание независимо от того, как воспринятый объект действует на человека. Получается, что эмоция – это не оценка, но может быть ее составляющей.
Представители гуманистической психологии, в отличие от психоаналитиков, изучающих болезненную невротическую личность, изучает психически здоровую, гармоничную личность, которая достигает вершины своего развития, самоактуализации. В рамках этого направления внутренний мир человека, в частности его чувства и эмоции, не является прямым отражением действительности, а отражает особенности восприятия и интерпретации объективного мира. К. Роджерс исходил их предположения о том, что человеком с рождения движет потребность развиваться и улучшаться. Однако, Роджерс отмечал, что у людей могут возникать и злые, разрушительные чувства, когда они ведут себя вопреки своей природе.
Большой вклад в развитие изучения эмоций в рамках когнитивной сферы был внесен Маргарет Сингер. В своих трудах он уделял внимание таким феноменам, как фантазия и воображение. Его идеи были чем-то схожи с идеями Кэррола Изарда. Изард, Сингер и Дал предполагали, что эмоции являются основой мотивационной системы человеческого существования.
Исходя из теории Кэррола Изарда, эмоция состоит из трех элементов, связанных между собой. Элементы: нейронная активность головного мозга и соматической нервной системы; деятельность мускулатуры и экспрессии мимики и пантомимики; индивидуальное переживание .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеева, Л. С. Технология социальной работы с дезадаптированными подростками // Технологии социальной работы. – М., 2001. – С. 298–322.
2) Андреева Г. М Социальная психология [Текст]. – М.: Наука, 2019.
3) Андронова Н.В. Особенности эмоциональной сферы старших школьников с различными социометрическими статусами // Текст: электронный // Ученые записки Санкт- Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2017. – No 3 (59) - 57– 66 с.
4) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.
5) Великая сила искусства. Арт-терапия // Искусство в школе. — 2021. — № 2. — С. 15-20
6) Зинченко В. П. , Мещеряков Б. Г. , Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008 – 632 с.
7) Изард Е. Психология эмоций [Текст] / Е. Изард. СПб.: Питер, 2019.
8) Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-20
9) Ипполитова Е. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков//ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Материалы ХХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Иркутск, 2022. С. 356-359
10) Кузинина А. С., Фадеева М. В. Причины возникновения и особенности дезадаптивного поведения в подростковом возрасте//БУДУЩЕЕ НАУКИ-2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 121-123
11) Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-85
12) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012 – 352 с.
13) Наш проблемный подросток: понять и договориться / Е. В. Ангервакс [и др.] ; под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена ; Союз, 2001. – 190 с
14) Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] /Р.С. Немов Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. — Т. 1. С. 208
15) Пикалова И. В., Лунева Д. Ю. Профилактика эмоциональных нарушений у детей и подростков//КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2022. С. 292-296
16) Ракишева Е. А., Баринова Е. С. Развитие эмоциональной сферы полдростков//ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 236-241
17) Рогушина Е. В. Семейное неблагополучие как причина нарушений личностного развития в подростковом возрасте//МИРОВЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Ставрополь, 2022. С. 341-347
18) Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000
19) Фромм Э. Здоровое общество. – М.: АСТ, 2015. – 446 с.
20) Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-80
21) Чернявская А. В., Макарова А. Н. Эмоциональное развитие подростков в старшем школьном возрасте//МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ. Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 5-ти томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов . Курск, 2022. С. 313-316
22) Шашкенова А. Ж., Дахбай Б. Д. Арт-терапия// ДЕФЕКТОЛОГИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕЙРОНАУК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Сборник материалов I Международной научной конференции. Москва, 2021. С. 686-690
23) Шехтер С. The Psychology of Affiliation: Experimental Studies of the Sources of Gregariousness (Психология принадлежности: экспериментальные исследования источников стадности) [Текст] /С. Шехтер Пало-Альто, Калифорния, США.: Издательство Стэнфордского университета, 1959. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defense and emotions // Emotions in personality and psychopathology; Ed. by E. Izard., New York, 1979, pp. 229-257.