Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки стратегии развития энергетического бизнеса
Стратегическое управление энергетической компанией – это деятельность, направленная на достижение запланированных долгосрочных целей, в том числе рост надежности и безопасности, рост конкурентоспособности, завоевание определенной позиции компании на рынке, повышение стоимость рынка, ваша прибыль. Концептуальная модель стратегического управления энергетической компании представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных процессов управления, следующих друг за другом с учетом существующей устойчивой обратной связи и, следовательно, с обратной связью каждого процесса на другие и на свою совокупность.
Рассмотрим условия разработки стратегических направлений развития энергетики.
Значительно возросли требования к энергетике как к клиентоориентированному инфраструктурному комплексу отраслей энергетики. Новая парадигма энергоснабжения направлена на обеспечение качественного соответствия потребительских услуг в сфере энергоснабжения растущим и трансформирующимся потребностям потребителей (уровень комфорта, технологические инновации в производственной сфере и в быту, увеличение разнообразия и мощность электроприемников, радикальное изменение их свойств).
Эта новая парадигма принципиально отличается от предыдущих целей, которые в значительной степени были ориентированы на соблюдение баланса спроса и предложения. Роль государства в управлении развитием энергетики кардинально изменилась по сравнению с периодом плановой экономики. Вместо всестороннего жесткого планирования за счет государственного финансирования функция государства теперь заключается в разработке и реализации единой энергетической политики, направленной на: обеспечение энергетической безопасности; поддержка приоритетных направлений научно-технического прогресса, энергосбережения, экспортной политики, структурных преобразований в энергетике, ценовой политики, опережающего развития отдельных регионов; решение социальных, региональных и экологических проблем, связанных с энергетикой. Неотъемлемой частью такой общей энергетической политики являются экономические, правовые и институциональные механизмы, стимулирующие ее реализацию. Увеличилось число лиц, принимающих решения, с расходящимися, часто конфликтующими интересами.
Важную роль стали играть региональные органы власти и большой класс собственников, владеющих энергетическими объектами и влияющих на их функционирование и развитие.
В связи с этим возникли проблемы, обусловленные необходимостью формирования устойчивых энергетических рынков, конкуренции между производителями и отношений между потребителями и производителями.
Изменился набор критериев оценки эффективности решений. В рыночных условиях, помимо критериев эффективности народного хозяйства, важную роль играют критерии коммерческой эффективности и риска разрабатываемых мероприятий, а также ряд других новых критериев. При этом состав критериев для разных групп субъектов отношений (энергетические компании, потребители, органы власти) различен и зачастую противоречив.
Неопределенность будущих условий развития энергетического сектора значительно возросла из-за неопределенности конъюнктуры рынка, особенно в отношении прогнозов развития экономики и связанных с ними прогнозов спроса и цен на энергоресурсы. Нередки ситуации, когда стратегические документы развития энергетики приходится разрабатывать при отсутствии достоверных прогнозов развития экономики и социальной сферы страны и регионов.
Существенные изменения были внесены в финансовую политику и ценообразование в энергетическом секторе. Это касается не только текущей деятельности субъектов хозяйствования в различных отраслях энергетики, но и инвестиционно-инновационной деятельности по развитию объектов (разработка новых технологий, строительство новых объектов энергетики). Эти изменения обусловлены перестройкой всей системы накопления и расходования финансовых ресурсов, переходом на самофинансирование и усилением экономической ответственности инвесторов за принимаемые решения.
В то же время сознательное участие государства как в прямом финансировании развития крупных инновационных проектов, так и посредством бережливой налоговой политики может сыграть важную регулирующую роль в реализации наиболее приоритетных направлений развития экономики. энергетика страны и регионов. Среди вопросов, связанных с развитием финансовых отношений в России, особое внимание следует уделить изучению механизмов ценообразования в энергетике и влияния изменения цен на развитие энергетического сектора энергетики и экономики страны и ее отдельные регионы.
Усиление влияния ценового фактора на функционирование и развитие энергетического сектора в условиях рыночной экономики при необоснованной ценовой политике может привести либо к нарушению баланса между спросом и предложением на энергетическом рынке, снижению инвестиционной активности.
Положение российской энергетики на мировых энергетических рынках существенно изменилось. Усиливающаяся интеграция российской энергетики в мировые энергетические рынки привела к возрастающей зависимости функционирования и развития российского энергетического комплекса и его энергетических отраслей от развития конъюнктуры на этих рынках. Соответственно значительно возросло влияние внешнеторговых, внешнеэкономических и внешнеполитических угроз на энергетическую безопасность России.
Рассмотренные условия стратегического планирования энергетики и ее составляющих принципиально определяют содержательную конкретизацию решаемых задач при разработке соответствующих стратегических программ и планов развития энергетики и энергетических компаний.
Следует различать содержание задач стратегического планирования энергетики как государственной задачи и стратегических планов развития энергетических компаний. В первом случае при разработке энергетических стратегий и программ развития страны и ее регионов приоритеты государства формулируются в структуре и размещении энергетических объектов, в использовании инновационных энергетических технологий и технологических платформ для энергетики будущего, а также, что принципиально, разрабатываются экономические, правовые и институциональные механизмы стимулирования этих приоритетов.
Во втором случае, когда составляются стратегические планы и инвестиционные программы развития энергетических компаний, составляются прогнозы развития компаний с использованием, в том числе, упомянутых механизмов государственного стимулирования. В обоих случаях, как правило, различаются как состав задач, так и их содержание, цели и критерии их решения.
При разработке государственных стратегий и программ развития энергетики, в соответствии со сложившейся системой стратегического планирования в Российской Федерации, могут рассматриваться иерархические группы задач, касающиеся, например:
• исследования развития мировой энергетики – обоснования развития энергетического комплекса России;
• исследования сценариев развития экономики страны с учетом конъюнктуры на мировых энергетических рынках – обоснования развития энергетического комплекса страны;
• обоснования развития: энергетического комплекса страны – энергетического комплекса федеральных округов – энергетического комплекса регионов;
• обоснования развития энергетического комплекса страны и регионов – оценка стратегических угроз и обоснования направлений обеспечения энергетической безопасности страны и регионов;
• обоснования развития энергетического комплекса – обоснования развития энергетических отраслей;
• разработки схем и программ развития систем энергетики: страна – федеральные округа – регионы РФ;
• изолированных территорий: формирования балансов мощности и энергии – обоснования развития систем энергоснабжения.
При разработке планов стратегического развития и крупных инвестиционных программ энергетических компаний иерархические группы задач могут быть, например, следующими:
• в обосновании инновационных и инвестиционных программ развития ОЭС России: прогноз развития ОЭС России и изолированных энергосистем как основа инновационного развития ОЭС России – исследование особенностей функционирования ЕЭС России. ЕЭС России и изолированные энергосистемы с использованием инновационных технологий и устройств;
• при формировании инвестиционной программы развития ПАО «Газпром»: прогноз потребности в газе и обоснование перспектив освоения новых газодобывающих бассейнов – изучение необходимости реконструкции и развития газотранспортной сети.
Перечисленные иерархические группы задач подчеркивают сложность решения актуальных задач стратегического планирования развития энергетики и необходимость использования разработанных средств решения этих задач в составе сложных программных комплексов, поддерживающих свои базы данных. При этом в зависимости от рассматриваемой заинтересованности должен меняться состав используемых моделей и степень их агрегации.
В экономической литературе большое внимание уделяется стратегическому управлению крупными промышленными холдингами. Первые работы в области планировочных слоев в России (в период российской государственности) появились в начале 1990-х годов, через несколько лет после распада СССР. Поэтому из этих событий в российской науке были заложены теоретико-методологические основы разработки стратегии, в том числе на корпоративном уровне.
Исследования, проводимые на данном этапе, охватывают широкий круг теоретических и прикладных направлений, связанных с современным состоянием стратегического планирования сложных корпоративных хозяйствующих субъектов, к которым относятся электроэнергетические компании.
При этом в настоящее время актуальна задача формирования единой и логически взаимосвязанной системы стратегирования и программирования на уровне компаний электроэнергетики.
Исследование основано на обзоре законодательства и методических рекомендаций, подготовленных федеральными органами государственной власти в области разработки стратегий и долгосрочных программ развития, размещенных в базах данных нормативных правовых актов, в том числе стратегических документов российских электроэнергетических компаний.
Основными методами анализа были контент-анализ, индуктивный и дедуктивный методы.
Ключевыми оцениваемыми признаками стратегического планирования энергокомпаний были: наличие документов стратегического планирования, полнота содержания, период планирования, специфика и особенности участников стратегического управления, перечень документов стратегического планирования, нормативный порядок стратегического планирования, постановка целей, характеристики. отдельных элементов.
В развитии стратегического планирования в предпринимательском секторе России можно выделить несколько этапов. На первом этапе с 1993 по 2003 г. существовали планы и программы развития хозяйствующих субъектов, в которых определялись задачи и основные направления развития энергетических предприятий и общий путь их развития. Этот период связан с принятием и реализацией многочисленных федеральных программ развития страны.
Второй этап, с 2003 по 2008 г., условно берет начало с момента утверждения советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 29 мая 2003 г. Концепция стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» «5+5». Стратегия была нацелена на реформирование РАО «ЕЭС России», выделение к 2006 г. всех узловых субъектов отрасли и последующее завершение необходимых корпоративных процессов.
Стали появляться первые обобщения научных основ разработки документов перспективного развития энергетических компаний в рыночных условиях. Процесс стратегического управления стал предметом постоянных дискуссий на форумах и конференциях.
Следующий период, с 2009 по 2013 г., ознаменовался завершением деятельности РАО «ЕЭС России» в 2008 г., соответствующим изменением состава участников электроэнергетики и активной разработкой стратегий энергокомпаний, стремившихся, как часть процесса стратегического планирования для определения своей идентичности и видения, которым компания должна быть в стратегической перспективе.
Разработка стратегии и определение долгосрочных направлений развития стала общепризнанной ключевой задачей. Наиболее важные и принципиальные изменения произошли в 2014 году, когда был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
Несмотря на то, что данный закон определяет регулирующие нормы и обязательные элементы применительно к процессу стратегического планирования страны в целом и уровня субъектов Федерации в частности, после его принятия началась активная работа по корректировке и актуализации корпоративных стратегических плановые документы с учетом нового содержания и организационных требований. Этому также способствовала разработка Минэкономразвития России совместно с Росимуществом основных направлений разработки долгосрочных программ развития стратегических публичных акционерных обществ и федеральных компаний государственных унитарных предприятий, а также публичных акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставном капитале которых превышает в общей сложности пятьдесят процентов, впоследствии утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 1. ИШ-П13-2583.
Компании с госучастием, в том числе в электроэнергетике, должны были разработать новые «документы, производные от стратегии государственной компании и являющиеся программным документом, содержащим перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей. цели развития организации, определенные Стратегией ее развития, в сроки с указанием объемов и источников их финансирования, в том числе значений показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых обществ, филиалов сроком на 5 лет. Данные требования не коснулись частных компаний, но фактически, с учетом высокого государственного участия в отрасли, в большинстве крупных электроэнергетических компаний (ПАО «Интер РАО», ПАО «Россети», ПАО «ФСК», ПАО «РусГидро», АО «СО ЕЭС») в 2014 г. запущен процесс разработки и утверждения долгосрочных программ развития.
Разработка долгосрочных программ развития стала новым инструментом в системе стратегического планирования. Программы стали частью процесса внедрения программно-целевых методов в деятельность энергокомпаний, с помощью которых федеральные органы власти реализуют и контролируют поручения Президента страны, а также обеспечивают реализацию промышленной политики в целом. В настоящее время именно долгосрочные программы развития составляют основу мониторинга инвестиционных, производственных и инновационных программ предприятий с государственным участием и достижения ими ключевых показателей эффективности. При этом государство выступает и как регулятор их деятельности, и как основной акционер (собственник).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание. – М.: Юрайт, 2021. – 270 с.
2. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии. – М.: Юрайт, 2021. – 246 с.
3. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 276 с.
4. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент. – М.: Русайнс, 2020. – 256 с.
5. Антипатров, Ю.А. Обзор научных взглядов на разработку стратегии развития фирмы в рамках исследования экономической категории / Ю.А. Антипатров // Вопросы науки и образования. – 2018. – №19 (31). – С. 26-29.
6. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков: [рус.]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 336 с.
7. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России. – М.: Юнити, 2018. – 247 c.
8. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития предприятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – №12-2 (66). – С. 17-20.
9. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2020. – 290 с.
10. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2018. – №4. – С. 3-9.
11. Джуха, В.М. Стратегический менеджмент. – М.: КноРус, 2019. – 282 с.
12. Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 290 с.
13. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2021. – 375 с.
14. Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия / И.А. Калашникова // ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 11-16.
15. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 176 с.
16. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2019. – 507 с.