Фрагмент для ознакомления
2
В 2021 г. Министерство культуры РФ в целях улучшения деятельности краеведческих музеев разработало «Модельные стандарты». Актуальность их внедрения обуславливалась значимостью роли краеведческого знания в общероссийском и общемировом контекстах. Согласно документам, муниципальные краеведческие музеи должны стать центрами по актуализации и комплексному освоению культурного и природного наследия, интерпретации материальных и нематериальных объектов наследия, исторической памяти и формирования на этой основе локальной идентичности. Модернизация деятельности музеев связывалась с технологическим развитием, материально-техническим обеспечением, внедрением информационных технологий и систем в работу с коллекциями и посетителями, приспособлением пространств к современным потребностям пользователей, созданием условий доступа к культурным ценностям и социальной коммуникации. В рамках национального проекта «Культура» на это были выделены значительные средства. Целью модернизации музеев объявлено привлечение посетителей, в т. ч. молодежи, увеличение количества посещений, в частности туристами.
За страницами великой российской истории легко потерять крупицу региональной истории. Для решения проблемы сохранения богатства региональной истории и культуры могут помочь музейные уроки. Их важно проводить на любой ступени образования. Ведь музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения многих уроков и воспитательных мероприятий. Именно региональная история позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям.
Важно отметить, что, анализируя значение исторического краеведения в учебно-воспитательном процессе, следует понимать, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для различных форм и способов работы с учениками, а также для самостоятельной научно-поисковой деятельности учеников. Внедрение таких функциональных способов обучения содействует осуществлению духовно-нравственного становления и воспитания учащихся в согласовании с требованиями ФГОС.
Объектом исследования: Свердловский областной краеведческий музей.
Предмет исследования - деятельность Свердловского областного краеведческого музея как источника региональной истории Екатеринбурга.
Цель исследования: выявить способность краеведческого музея г.Екатеринбурга как источника информации о региональной истории.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и роль краеведческих музеев в региональной истории;
• Определить роль краеведческих музеев в обществе и культуре;
• Изучить деятельность краеведческого музея Екатеринбурга.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и роль краеведческих музеев в региональной истории
1.1. Краеведение и краеведческие знания
Термин «краеведение» получил в ХХ в. широкое трактование как отрасли знания и как общественного движения. С. О. Шмидт считал его преимуществами массовую доступность, отражение любви к своему краю .
В современной научной литературе наиболее распространенным для обозначения практики изучения исторических объектов, не тождественных государству, можно назвать понятие «историческое краеведение», которое соотносится с понятием «местная история», более характерным для ХIХ в. Практика местного историописания заключается в формировании исторической памяти локального сообщества и строительстве идентичности . Историческое краеведение является комплексным научным знанием, основная функция которого – просветительство.
Через познание особенностей развития малой родины, ее роли в судьбе всей страны формируются основы гражданского самосознания, национальной и культурной идентичности . Оно опирается на научные исследовательские принципы с применением научных методов.
В 70–80-е гг. ХХ в. в зарубежной историографии появились работы, нацеленные на всестороннее изучение той или иной локальной общности как развивающегося социального организма, на создание ее полноценной коллективной биографии. Новое направление получило название «новой локальной истории». Она стала методом изучения местного сообщества посредством «истории снизу». В ней сложилось 2 подхода к изучению человеческих обществ. Первый – исследование жизненного пути человека, описываемый через смену социальных ролей и стереотипов поведения в контексте данного жизненного пространства. Второй подход направлен на раскрытие внутренней организации социальной среды – исторического ландшафта, социальной экологии человека, микрокосма общины, многообразия человеческих общностей – сетей общения. При этом используется вся совокупность местных источников, в т. ч. вещественных. Локально-исторические исследования этого типа значительно расширили возможности комплексного подхода в историческом исследовании.
На этой волне сложилась Лестерская школа локальной истории, основанная У. Хогкинсом и Г. Финбергом. Особое внимание было уделено городской истории.
В связи с этим Г. Дайсом был основан Центр городской истории Лестерского университета. Для исследований использовались 2 подхода. Один рассматривал городское общество как совокупность переплетения индивидуальных социальных позиций в различных группах – домохозяйствах, профессиональных корпорациях, религиозных общинах, институтах городского управления, в семье, соседстве, имущественных стратах и т. д. Другой подход ориентировался на динамику индивидуальных жизненных циклов горожан сквозь призму смены поколений, повседневной жизни, социально-культурного контекста, включая фольклор, традиционные ритуалы и т. д.
В отличие от старой локальной истории (ХIХ – начало ХХ вв.), которая, в основном, поставляла иллюстративный материал для подтверждения отдельных, нередко противоположных мнений, новый тип локальной истории неразрывно связан с новой социальной историей и «историей снизу». Последняя изучает условия труда, отношения между людьми, образ жизни, историю медицинского обслуживания, образования, гендерные отношения, классовые различия, воздействия решений местной и государственной власти на жизнь населения, влияние людей на политику.
Новая локальная история предоставила социальным историкам богатые возможности для практического осуществления их стремления к целостному подходу в изучении общественной жизни прошлого на достаточно ограниченном объекте, таком как деревня, город, село и др. Историческая реконструкция локальных общин использует комбинацию методов исторической географии, исторической демографии, экономической истории, истории права, микросоциологии и социальной антропологии. Теперь анализ местной истории производится с новых методологических позиций.
Таким образом, локальная история под воздействием исследований социальной истории перестала быть монополией историков-любителей, в чем подчас обвиняли краеведов. Прогресс заключался в том, что новая локальная история объединила микроисторию, историю индивида, семьи и национальную историю. В связи с новыми подходами особый интерес был проявлен к методам исторической и культурной антропологии .
В результате в современной исторической науке идет процесс изменения исследовательского пространства местной истории, переориентация ее на «историю снизу».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большая детская энциклопедия. Культура и традиции России: пособие для школьников. – М.: ИДДК, 2012.
2. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
3. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 21 – 40.
4. Данилевский И. Н., Добровольский Д. А., Казаков Р. В. и др. Источниковедение: Учеб. пособие / Отв. ред. М. Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 685 с.
5. Жердева, А. В. Основные направления образовательной деятельности историко-краеведческого музея (на примере МКУК "Лискинский историко-краеведческий музей") / А. В. Жердева // Человек и общество: история и современность : Межвузовский сборник научных трудов / Научный редактор М.В. Шакурова. Том Выпуск 19. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 84-88.
6. Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории. URL: http//abuss.narod.ru/Bublio/Malovichko.htm
7. Маловичко С. И., Румянцева М. Ф. Теория, методология, источниковедение. Региональная история глазами ее создателей: материалы экспресс-опроса // Былые годы. Черноморский исторический журнал. – Сочи, 2010 – № 3(17). – С. 61–70.
8. Милованов, К. Ю. Инновационный потенциал музейной педагогики (теоретико-методический аспект) / К. Ю. Милованов // Инновационная деятельность в образовании. Часть I. - Ярославль-Москва: Издательство "Канцлер", 2015. - С. 336-350
9. Никитина, Е. Е. Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности / Е. Е. Никитина // Ценности и смыслы. - 2013. - № 4(26). -С. 16-18.
10. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. URL: http //magazines.russ.ru./n2/2005/2/nora 22
11. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже ХХ–ХХI вв.: социальные теории и историографические практики. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.
12. Репина Л. П. Память и наследие в «крестовом походе» против истории, или рождение «мемориальной парадигмы» // Уральский исторический вестник. – Екатеринбург, 2021. – № 2(71). – С. 6–16.
13. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: Пособие для вузов / Под общ. ред. Л. П. Репиной. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
14. Столяров, Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов и музейных педагогов / Б. А. Столяров. - Санкт-Петербург: ГРМ, 2013. - 316 с.
15. Троянская, C. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности / С. Л. Троянская. - Ижевск: Ассоциация "Научная книга", 2016. - 139 с.
16. Филимонов С. Б. Материалы к истории исторического краеведения на Урале в годы Великой Отечественной войны // Археографический ежегодник за 1975 год. Москва: Наука, 1976. С. 317-322.
17. Шмидт С. О. Краеведение и региональная история в современной России // Методология региональных исторических исследований: Мат-лы междунар. семинара (Санкт-Петербург, 19-20 июня 2000 г.) / Сост.: А. Кобак, С. Коткин и др. – СПб.: Нотабене, 2000. – С. 11–15.