Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение истории этнического вопроса особенно важно потому, что распад Российской империи и ухудшение межнациональных отношений на территории России априори показывают, что корни сегодняшних проблем уходят далеко в прошлое.
Образование и распад полиэтнических империй - закономерные этапы в ходе истории, независимо от того, была ли империя создана путем захвата чужих территорий или расширения береговых зависимостей. В 18 и 19 веках межэтническая напряженность уже была высока. Австрия потерпела поражение от армий немецкой и итальянской национальностей, а Бельгия отделилась от Нидерландов. Кроме того, Османская империя вела борьбу за независимость.
Распространение идей Просвещения и ослабление влияния церкви скрепили национальные идентичности и изменили отношение к личности и нации как коллективу людей.
Что касается государственной политики России конца XIX - начала XX веков, то ее целью было создание единого административного, правового и культурного пространства внутри империи.
По мнению М.Н. Каткова, в 1864-1865 годах Российская империя существовала только как единое государство, в котором гарантировалось верховенство суверенных народов. Другим «племенам» разрешалось сохранять свою языковую, религиозную и культурную самобытность, иными словами, до тех пор, пока они не угрожали целостности государства. В то же время законодательство, система управления и единство национального языка должны неуклонно поддерживаться. Главная опасность для России, по мнению Каткова, может заключаться в сепаратизме отдельных государств, пытающихся стать независимыми государствами» . Именно это представление легло в основу имперской национальной политики России в конце XIX века.
Вопросы, поставленные в данном исследовании, актуальны в современном контексте. Это видно из частого изучения затронутых проблем. Многие работы посвящены этой исследовательской повестке дня. В основном материал учебной литературы носит общий характер, а многие монографии по данной тематике рассматривают более узкую проблему «Государственная политика царизма в конце XIX - начале XX века».
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «государственная политика царизма в конце XIX - начале XX века» диктуют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом современной науки к теме, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Изучение данной темы имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Целью исследования является анализ условий «Государственной политики царизма в конце 19 - начале 20 веков».
Для достижения поставленной цели автор ставит и решает следующие вопросы
Изучить теоретические аспекты проблемы «Государственная политика царизма в конце XIX - начале XX века» и выяснить ее сущность.
Донести до читателя актуальность проблемы «Государственная политика царизма в конце XIX - начале XX века» в настоящее время.
Изложить возможные пути решения тематики «Государственная политика царизма в конце XIX - начале XX века».
Изложить тенденции развития тематики «Государственная политика царизма в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков».
Объектом исследования является рассмотрение политики в отдельных регионах России.
На основе полученных результатов выявляется ряд проблем, связанных с рассматриваемой темой, и делаются выводы о необходимости дальнейшего исследования и улучшения текущей ситуации.
Источниками информации для написания работы по теме являются базовая учебная литература, основные теоретические работы главных мыслителей в данной области, результаты практических исследований известных отечественных. Статьи и обзоры в профессиональных журналах и библиографии и другие соответствующие материалы.
В настоящее время поднимается вопрос об этнических отношениях через призму конфликтов, порождаемых современным обществом: в работе В.И. Котова, анализируются этнические отношения на Северном Кавказе в 20-30-е годы. Автор выделяет «проблему взаимоотношений между местными этносами, которую трудно назвать незаштрихованной». Проблема взаимоотношений между местными народами не всегда была мирной» . При этом учитывается сложная социальная и политическая ситуация, растет готовность исследовать возможности преодоления этих проблем, кризисов, где переплетаются социальные, экономические и национальные события и где сталкиваются позиции различных политических сил. Это отражено в работе Л.Г. Захаровой и Дегоева . В основе анализа российской политики на Северном Кавказе лежит попытка выявить корни сохранения исторической напряженности в межэтнических отношениях.
Попытки разобраться в исторических истоках сохранения напряженности в сфере межнациональных отношений на основе анализа российской политики на Северном Кавказе были предприняты Клычниковым Ю.Ю. , А.В. Казначеевым и Малаховой Г.Н. Несомненно, у каждого народа была своя мотивация для сохранения русской национальности, но тот факт, что в конечном итоге образовалось российское государство, не может не вызывать сомнений.
Российское государство сформировалось в начале 20-го века как многонациональная империя, свидетельствует Всероссийская перепись населения 1897 года . Поэтому вопрос об отношениях между государством и меньшинством следует обсуждать с точки зрения оценки международных стандартов колониальной политики великих держав. В этом смысле Россия отличалась от других государств в одном отношении, поскольку она ищет не источники сырья, а промышленное развитие и рынки сбыта. Кроме того, все эти территории непосредственно примыкают к ее государственным границам. Великобритания вела ожесточенные колониальные войны против Афганистана, Китая, Индии, Южной Африки и других странах, завоевывая огромные участки земли с населением более 80 миллионов человек и полностью поглощая местное население, как, например, в Африке туземцы были полностью истреблены. Россия же никогда не лишала эти народы их исторического будущего, включив их в состав своей страны .
В советский период много писали о колониальной политике западных стран, и в массовом сознании такие понятия, как «колониализм» получило негативную оценку в народном сознании. Это отношение распространялось и на политику царизма на новых национальных территориях. Дореволюционная Россия была совсем другой, и сам термин имел совсем другой оттенок. Колониальная политика России характеризовалась невмешательством или очень ограниченным вмешательством вмешательство в традиции и образ жизни местного населения. Это был набор верований и национальных ценностей, выработанных веками; В.И. Ленин, хотя и придерживался негативного подхода. Ленин очень осторожно относился к царизму, когда говорил о землях, присоединенных к Российской империи, которые были земли, присоединенные к Российской империи. В своей статье «Еще раз к вопросу о теории реализации» он писал, в частности, «южные и юго-восточные районы Европейской России, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь, где функционировали как своего рода колонии русского капитализма, обеспечивая его громадное развитие не только вглубь, но и вширь» .
1.Российская империя как многонациональная страна
1.1. Особый характер Российской империи как полиэтнического государства
Этнический состав России уникален в мире не только потому, что он формировался под влиянием сложных и противоречивых исторических процессов, но и потому, что это страна с высоко динамичной социальной и демографической структурой. Для нее характерны способность к само регуляции и традиционная тенденция к интеграции различных этнических и демографических групп.
Российская империя была образована путем присоединения новых земель и, как следствие, территорий, населенных этническими группами, большинство из которых располагалось внутри страны, за пределами границ государства.
Переходя к статистическим характеристикам, следует отметить, что в начале XX века в России говорили на 146 различных языках и диалектах. Фактически, в первой всероссийской переписи населения состав населения определялся по родному языку. В то время это был объективный показатель.
Этническая принадлежность и родной язык - одно и то же, что доказывает, что этническая принадлежность и родной язык в какой-то степени одно и то же. Российская диктатура никогда не имела законов, ограничивающих права своих граждан по национальному признаку, и официально не была националистическим государством. Национальность даже не была официально зафиксирована.
Продолжающиеся межэтнические отношения, основанные на соседстве, а позднее расширяющиеся экономические связи, в определенной степени обеспечивали условия для самоидентификации. Торговые и экономические связи обеспечили основу для этой идентификации. В ходе этих взаимодействий естественно, этот процесс взаимодействия породил необходимость выделения этнических идентичностей и характеристик. Однако, к сожалению, этот процесс не просто идет в направлении все большей интеграции.
Пытаясь похвастаться собственным превосходством, они стали критически, а в некоторых случаях даже враждебно относиться к другим этническим группам. Ученые предлагают различные объяснения этому явлению. Ученые предлагают различные объяснения этому явлению. Некоторые говорят, что это повышение самооценки, некоторые говорят, что это одни говорят, что это национальная гордость, другие - что это позитивное выражение национальной гордости.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102 ДП ОО 1912. Д. 20. Ч. 97. Л. 50; Ф. 102 ДП ОО 1915. Д. 175. Л. 122 об.
2. Ленин В. И. Еще к вопросу о теории реализации / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. — Москва: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 4. — С. 86.
3. Коробейникова Т. Ю. Национализм в системе этносоциальных отношений / Т. Ю. Коробейникова. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. — С. 7, 39
4.
Литература:
1. Аманжалова Д.А., Кулеев С.В. Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С. 77
2. Булдаков В. П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия / В. П. Булдаков. —Москва: РОССПЭН, 1997. — С. 140
3. Дегоев В. В. Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности (первая половина XIX века) / В. В. Дегоев // Кавказский сборник / под ред. Н. Ю. Силаева. — Т. 1 (33). — Москва: ИД Русская панорама, 2004. — С. 28—47.
4. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX в.). Иркутск, 1986. С. 134.
5. Новикова И.Н. Великое княжество Финляндское в имперской политике России // Имперский строй в региональном измерении. М., 1988—1998.
6. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) // Вопросы истории. 1996. № 11—12. С. 46
7. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX в.). Иркутск, 1986.
8. Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления. М., 1998. С. 50
9. Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления. М., 1998. С. 96.
10. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика / Л. М. Дробижева // Советская этнография. — 1991. — № 1. — С. 48—54.
11. Ерасов Б. С. Этническое — национальное — цивилизационное в пространстве Евразии / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. — Москва, 1995. — С. 87.
12. Захарова Л. Г. Россия и Кавказ: взгляд из XXI века / Л. Г. Захарова // Россия и Кавказ — сквозь два столетия: исторические чтения. — Санкт-Петербург: Звезда, 2001. —С. 30—36.
13. Казначеев А. В. Развитие северокавказской окраины России: 1864— 1904 гг.: диссертация ... доктора исторических наук / А. В. Казначеев. — Пятигорск, 2005. — С. 24—35
14. Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. — Москва: Прогресс-Традиция, 1997. — С. 198.
15. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. — Москва: Издательство политической литературы, 1989. — С. 397—398
16. Клычников Ю. Ю. Российская политика на Северном Кавказе: 1827— 1840 гг.: диссертация ... доктора исторических наук / Ю. Ю. Клычников. — Пятигорск, 2001. — С. 46—53
17. Котов В. И. Межнациональные отношения на Северном Кавказе в 20—30-е годы / В. И. Котов // Труды Института российской истории РАН 1999—2000. Вып. 3; отв. ред. А. Н. Сахаров. — Москва: ИРИ РАН, 2002. — С. 210—239.
18. Малахова Г. Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII—XIX вв. / Г. Н. Малахова. — Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2001. — С. 57—59.
19. Мунчаев Ш.М. История России / Под ред. Ш. М. Мунчаева. - М.: Инфра, 2003
20. Наумов Н.И. Национальная политика в России: история и современность / сост. Н. И. Наумова. — Москва: Русский мир, 1997. — С. 54—55
21. Орлов А.С. История России. / Под ред. Орлов А.С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.
22. Пыжиков А.В. Административно-территориальное устройство России. История и современность / под общ. ред. А.В. Пыжикова М.: Мысль. 2003. С.28
23. Тройницкий Н.А. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 6. Наличное население обоего пола по уездам и городам с указанием преобладающих вероисповеданий и сословий / под ред. Н. А. Тройницкого. — Санкт-Петербург: типография Общественная польза, 1905. — С. 1—60.
24. Шавлохова Е. С. Проблема независимости в контексте теоретического осмысления понятия «национальное государство» / Е. С. Шавлохова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 81. — С. 131—138.
25. Федоров. История России XIX - начала ХХ в. / Под ред. Федорова. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
26. Федько Р. А. Отечественная история. - Уфа: РИО БАГСУ, 2006.