Фрагмент для ознакомления
2
Библиографический список 29
Введение
Актуальность темы обусловлена принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Сам факт принятия данного Кодекса послужил поводом для ревизии теоретических представлений и основанием для подведения итогов многолетнего диспута.
Однако, как показали последние годы, несмотря на появление на законодательном горизонте КАС Российской Федерации, споры о содержании административной юстиции не утихли. Многообразие формулировок и подходов к трактовке любого явления, в т.ч. и правового, объективно свидетельствует об отсутствии его аутентичного понимания.
Тем не менее сегодня попытка сказать на тему административной юстиции, административного судопроизводства, административного процесса, административно-процессуальной формы что-то действительно новое и эксклюзивно оригинальное (не повторив хоть в какой-то части ранее сказанного другими), пожалуй, вряд ли увенчается успехом.
Дискутируется вопрос о том, что собой представляет (должна представлять) административная юстиция в институциональном плане. Решение этого вопроса связано с определением того, нужны ли специальные органы правосудия, рассматривающие дела, вытекающие из административных (публичных) правоотношений (институциональный аспект).
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с административной юстицией в РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие административную юстицию практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы ставится изучение исторического развития и перспективы развития на современном этапе административной юстиции.
Задачами работы ставится:
• изучить развитие административной юстиции;
• рассмотреть сущность административной юстиции;
• исследовать принцип осуществления правосудия только судом в административной юстиции;
• определить перспективы развития административной юстиции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Развитие и сущность административной юстиции
1.1. Развитие административной юстиции
История административной юстиции начинается со Средних веков, но она получила свое развитие в основном во второй половине XIX в. В Европе, а именно во Франции, была создана почва для формирования сегодняшней административной юстиции. На самом деле, наверное, идея была не нова, но именно Великая французская революция 1789 г. дала возможность осуществить ее в жизнь.
После 1800 г. Государственный совет начал организацию специальных судов. Задача этих судов состояла в разрешении споров по жалобам граждан к органам управления, а также должностных лиц. Так что наряду с девизом Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» Эйфелевой башней, Кодексом Наполеона и многими другими новшествами в мировой истории Францию смело можно назвать родиной административной юстиции.
Суть этого института была в том, чтобы создать независимый судебный контроль над органами управления государством. Несмотря на, безусловно, благородное намерение, время от времени возникали разногласия о подсудности споров между судами общей юрисдикции и административными судами. Чтобы решить этот вопрос, в 1848 г. был создан Суд по спорам о подсудности. В конце концов всем стало понятно, что суды административной юстиции решают споры, касающиеся только сферы управления исполнительной (публичной) власти.
После реформ 1987 г. французская административная юстиция имеет трехступенчатую систему: 1) Государственный совет, который возглавляет эту систему; 2) территориальные суды (административные суды общего права); 3) апелляционные суды. По мнению ученого Виталия Четверикова, особыми признаками административно-правового регулирования во Франции являются: 1) децентрализация управления; 2) наличие обособленных административных судов; 3) высокая правовая культура.
Профессор Вениамин Чиркин отмечает, что во Франции административные суды вправе проверять законность всех административных актов - от муниципальных постановлений до ордонансов президента - по самым разным вопросам: политическим (выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2008.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ», N 4, апрель, 2009. Утратил силу.
7. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2016. С. 49.
8. Балашов А.Н. Активная роль суда в реализации задач административного судопроизводства // Администратор суда. 2017. N 2. С. 33.
9. Балашов А.Н. Проявление принципа осуществления правосудия только судом в административном судопроизводстве // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 39.
10. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Статут, 2017. С. 84.
11. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. С. 87.
12. Рустамов А.А. оглы. Роль административной юстиции в защите прав человека // Административное право и процесс. 2016. N 3. С. 66.
13. Соловьев А.А. Англосаксонская модель административной юстиции // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2016. N 3. С. 98.
14. Соколов А.Ю., Лакаев О.А. Проблемы определения вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы граждан // Административное право и процесс. 2017. N 1. С. 65.
15. Старицын А.В., Еремеев Д.В. Перспективы совершенствования административного судопроизводства в России // Lex russica. 2017. N 7. С. 115.
16. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Инфра-М, 2014. С. 455.
17. Шевцов А.В. К вопросу о месте административной юрисдикции полиции МВД России и административной юстиции в системе единого административного процесса органов государственной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 10. С. 24.