Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 10
1.1. Особенности детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 10
1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 13
1.3. Содержание и способы коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 15
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по изучению особенностей и уровня развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 18
2.1. Организация и методы исследования особенностей и уровня развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей и уровня развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 22
2.3. Изучение и описание опыта организации коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей с нарушениями интеллекта 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является важной задачей современной педагогики. Нарушения интеллекта могут привести к серьезным проблемам в развитии внимания у детей, что затрудняет их адаптацию в обществе и успешную учебу. Коррекционно-педагогическая работа направлена на создание условий для развития внимания у детей с нарушениями интеллекта, учитывая особенности их психического и физического развития. В данной работе используются специальные методы и технологии, которые помогают детям эффективно учиться, развиваться и социализироваться. Она включает в себя комплексную диагностику, коррекционно-развивающие занятия и работу с родителями, что позволяет достичь наилучших результатов в развитии внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В своем исследовании, педагоги и специалисты должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и потребности. Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы является создание благоприятной среды, которая способствует развитию внимания у детей. Важно, чтобы занятия были интересными и доступными для детей, а также чтобы они были адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Игровой подход является одним из основных методов коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Игры на развитие зрительного, слухового, тактильного, пространственного восприятия и моторики помогают детям развивать внимание и улучшать их координацию движений, ориентирование в пространстве и т.д.
Однако, помимо игровых методов, в коррекционно-педагогической работе используются и другие методы, такие как логопедические упражнения, массаж, психотерапия и др. Важно, чтобы каждый метод был подобран индивидуально для каждого ребенка, и был ориентирован на его потребности и возможности.
Кроме того, важную роль в коррекционно-педагогической работе играют родители. Родители должны быть вовлечены в процесс работы и получать рекомендации по тому, как помочь своему ребенку развивать внимание в домашних условиях.
Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в особом подходе к обучению и развитию, поэтому коррекционно-педагогическая работа должна быть индивидуальной и ориентированной на потребности каждого ребенка. Важно учитывать как уровень развития внимания у ребенка, так и его возможности и потребности в обучении [1].
Для эффективной работы педагоги используют разнообразные методы и технологии, которые помогают детям развивать внимание в игровой форме, через занятия с элементами творчества, музыки, танца и спорта. Кроме того, такая работа включает в себя обучение родителей методам поддержки и развития внимания у своих детей в домашних условиях.
Важно отметить, что раннее обращение к коррекционно-педагогической работе и своевременная помощь специалистов способствуют успешному развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и повышению их жизненной компетенции.
Исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются актуальными в современном обществе.
Как показывают статистические данные, количество детей с нарушениями интеллекта растет каждый год. Это может быть связано с различными факторами, включая окружающую среду, наследственность, заболевания матери во время беременности и другие. Данные дети нуждаются в специальной поддержке и помощи для полноценного развития, в том числе и в развитии внимания.
Несмотря на большое количество различных методик и технологий в этой области, не всегда есть эффективный и индивидуальный подход к каждому ребенку с нарушением интеллекта. В связи с этим, актуальными становятся исследования, направленные на поиск новых методов и технологий, позволяющих эффективно развивать внимание у детей с нарушениями интеллекта в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Разработка новых подходов и технологий для развития внимания у детей с нарушениями интеллекта может привести к улучшению качества жизни таких детей и повышению их социальной адаптивности.
Целью исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является выявление эффективных методов и технологий, позволяющих развивать внимание у таких детей в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– Изучить теоретические аспекты коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, а также провести анализ существующих методик и технологий в этой области.
– Определить уровень развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и выявить их индивидуальные потребности и возможности в развитии данного психического процесса.
– Разработать и опробовать новые методики и технологии развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, ориентированные на их индивидуальные потребности и возможности.
– Оценить эффективность разработанных методик и технологий в развитии внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, а также провести сравнительный анализ существующих методик и технологий.
– Сформировать рекомендации по использованию разработанных методик и технологий в коррекционно-педагогической работе по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, а также по обучению родителей методам поддержки и развития внимания у своих детей в домашних условиях.
Объект исследования - коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - методы и технологии развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в условиях коррекционно-педагогической работы. Кроме того, предметом исследования является выявление индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями интеллекта в развитии внимания, а также оценка эффективности различных методик и технологий развития внимания у этих детей.
В исследовании коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта будет использована комплексная методология, включающая в себя теоретический и эмпирический анализ.
В рамках теоретического анализа будут изучены научные работы, посвященные проблемам развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, а также основные подходы к организации коррекционно-педагогической работы в данной области. Будут также рассмотрены существующие методики и технологии развития внимания у детей с нарушениями интеллекта, их преимущества и недостатки.
В рамках эмпирического анализа будет проведено исследование уровня развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, которое будет включать определение индивидуальных потребностей и возможностей детей. Для этого будут использованы психодиагностические методы, такие как тесты на внимание, анкеты, наблюдение, а также методы статистического анализа.
На основе результатов теоретического и эмпирического анализов будут разработаны и опробованы новые методики и технологии развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, ориентированные на их индивидуальные потребности и возможности. Эффективность этих методик и технологий будет оценена на основе проведенного эксперимента и сравнительного анализа существующих методик и технологий.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно будет посвящено разработке индивидуальных методик и технологий развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Разработанные методики и технологии будут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потребности и возможности.
В настоящее время существующие методики и технологии развития внимания у детей с нарушениями интеллекта не всегда учитывают их индивидуальные особенности, что может приводить к неэффективности коррекционно-педагогической работы и недостаточному развитию внимания у детей.
Разработанные в ходе исследования методики и технологии могут быть использованы коррекционными педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, для более эффективного развития внимания у этих детей и повышения их качества жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации : монография / И. И. Апарина. – М. : Альфа-Пресс, 2000. – 207 с.
2. Волгин, Н. А. Социальная политика: энциклопедия / Н. А. Волгин. – М, : Альфа-Пресс, 2006. 540 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 3 : Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно- практической конференции / отв. ред. А. М. Нечаева. – М. : Институт государства и права РАН, 2004. – 194 с.
5. Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие монография / В. Г. Игнатов. – М. : Изд. «МарТ», 2005. – 205 с.
6. Климантова, Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России монография / Г. И. Климантова. – М., 2001. – 156 с.
7. Кон, И. С. Ребенок и общество : монография / И. С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 240 с.
8. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. – 63 с.
9. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР монография / Р. И. Лалаева. – СПб., 2005. – 188 с.
10. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
11. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2005. – URL : https://eknigi.org/gumаnitаrnye_nаuki/167296-osnovy-teorii-rechi.html (дата обращения: 26.11.2020).
12. Максимова, Н. Ю. Основы патопсихологии монография : учебное пособие / Н. Ю. Максимова, К. Л. Милютина, В. М. Пискун. – М. : Перун, 2009. – 464 с.
13. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития : монография / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 2015. – No 6. – С. 66-70.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество : монография / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. - 456 с.
15. Н. А. Исаев // Вопросы экономики. – 1999. – No 2. – С. 258-268. 54
16. Немов, Р. С. Психология, психодиагностика : монография / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
17. Павленок, П. Д. Основы социальной̆ работы : монография / П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 310 с.
18. Пешихонов, Ю. В. Современные проблемы финансирования социальной̆ сферы : монография / Ю. В. Пешихонов, С. В. Водопьянов // Финансы. – 2001. – No 3. – С. 58-90.
19. Права детей̆ : международные акты о правах человека / под ред. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М. : Инфра, 2010. – 323 с.
20. Пронина, Е. И. Роль основных агентов в социализации в формировании ценностей̆ молодежи и подростков современной̆ России : монография / Е. И. Пронина. – М. : ЦСП, 2003. – 432 с.
21. Рождественская, Д. А. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Д. А. Рождественская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 142-144.
22. Роик, В. Социальное страхование - ведущий̆ институт социальной̆ защиты : монография / В. Роик. – М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2007. – 247 с.
23. Семейный̆ кодекс Российской̆ Федерации: Официальный̆ текст, действующая редакция. – М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2005. – 87 с.
24. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой̆ психического развития : книга для учителей̆ и преподавателей̆ / Е. С. Слепович. – М. : Педагогика, 1989. – 64 с.
25. Смирнов, С. С. Социальная политика. Новый курс / С. С. Смирнов,
26. Сохин, Ф. А. Развитие речи дошкольников с ЗПР: монография / Ф. А. Сохин. – М. : Проспект, 1984. – 156 с.
27. Социальная работа: теория и практика / ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА, 2004. – 210 с.
28. Социология семьи / под ред. А. И. Антонова. – М. : ИНФРА, 2005. – 276 с.
29. Социология управления социальной̆ сферой / В. Н. Ковалев. – М. : Академический̆ проект, 2003. – 314 с.
30. Тетерский, И. О. Введение в социальную работу: монография / И. О. Тетерский. – М. : Академический̆ проект, 2004. – 335 с.
31. Тишин, Е. А. Актуальные проблемы социального развития: монография /Е. А. Тишин // Экономист. – 2016. – No 4. – С. 175-185.