Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с осуществлением и организацией государственной власти вызывали интерес, как у исследователей-теоретиков, так и практических работников на протяжении значительного количества времени. Мировой опыт отчетливо показывает, что наиболее важным условием успешного функционирования государственной власти признается принцип разделения властей. По данной причине существует объективная потребность в совершенствовании практической реализации государственной власти в РФ на современном этапе развития на всем пространстве, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Государственная власть материализуется в государственной системе органов, способы взаимосвязей между которыми определены соотношением разных политических сил в государстве. В условиях демократического режима большое значение на правоотношения государственных органов власти оказывает принцип разделения властей, выступающий в качестве базового принципа государственного строительства, один из правовых основ гражданского общества, а также фундаментальной основой, призванной обеспечивать эффективную деятельность государственного механизма.
1.Власть в современном обществе: основные проявления
Государственная власть неотъемлема от любой организованной, более либо менее целенаправленной и устойчивой общности людей (племени, рода, семьи, партии, общественной организации, государства, партии, общества и др.); она является наиболее важным средством функционирования социальных институтов и структур.
В самом общем виде власть представляет из себя способность и возможность определенного субъекта (индивида, организации, коллектива) подчинить себе поведения и волю иного субъекта в собственных интересах либо в интересах иных лиц .
Власть предполагает любую возможность проводить внутри этих социальных отношений свою волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем подобная возможность основана. В качестве явления власть определяется определенными признаками:
1) власть это социальное, т.е. общественное явление. Это означает, что власть может существовать только в обществе, вне социума власть не может функционировать и вообще существовать;
2) власть признается обязательным элементом общества на всех стадиях его развития. Тот факт, что власть признается обязательным спутником общества, можно объяснить тем, что общество представляет из себя сложноорганизованный механизм (социальный организм), который нуждается в постоянном управлении, т.е. в процессе систематизации, которое направлено на поддержание системы в работоспособности, нормальном состоянии, т.е. состоянии функционирования.
Вместе с тем, необходимо отметить, что власть – это средство именно социального управления, так как управление может быть не только социальным, но и, к примеру, техническим, т.е. управлением технической системой (к примеру, автотранспортом). Следовательно, управление можно признать более широким явлением, нежели власть, представляющая из себя исключительно социально явление.
3) власть – это всегда определенное отношение, формирующееся между людьми и коллективами, а также другими социальными образованиями. Отношения властного характера не могут быть образованы между человеком и вещью, либо между человеком и животным (даже если животное находится у хозяина на праве собственности, и он вправе распорядиться его судьбой).
2.Государственная власть: понятие и основные признаки
Для того, чтобы предоставить более детальную характеристику государственной власти, необходимо изучить характерные ей черты, к которым относятся:
1) государственная власть признается качественным видом социальной власти. Поэтому она предназначена упорядочить, систематизировать самые значительные общественные отношения. Являясь обязательным признаком государства, власть нельзя отделить от самого государства;
2) государственная власть является официальным представителем общества. Государственная власть считается наиболее обширной, всеобъемлющей властью, которая принадлежит только политически организованному обществу-государству, которое, в свою очередь:
- представляет не определенную часть общества, а всех его членов;
- по юридической природе любое государство универсально, общенародно, несмотря на сложное федеративное устройство РФ и многонациональность;
- отношение государства к любому члену общества на правовом уровне оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству либо участию в любых других, к примеру, общественных либо политических организациях.
3) большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность и легальность власти – понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.
3.Механизм государства: общая характеристика
Понятие «механизм государства» весьма неоднозначно используется в правоведении вследствие своей сложности и по причине существования плюрализма его анализа. Это было причиной для того, чтобы применять два понятия: «механизм государства» и «государственный аппарат», - с целью установления организационной структуры, которая олицетворяет государство и предназначено реализовывать в практической деятельности его функции.
Продолжительные споры в правовой науке не сумели разработать единообразного представления о механизме государства. Имеется несколько точек зрения в его понимании. Одна из них незаконно отождествляет механизм государства с таким понятием, как «политическая система», которое значительно обширнее, так как включает в собственный состав и негосударственные организации, влияющие на политическую власть и принимающие участие в ее практической реализации.
Мы считаем, что понятие «механизм государства» более правильно отражает содержание организационных и материальных средств реализации на практике государственной власти. Он может быть использован как в узком, так и широком смысле. В широком смысле данного слова механизм государства включает в себя систему органов государства, при помощи которых осуществляются функции и задачи государства. В этом смысле механизм государства включает в себя непосредственно государственный аппарат, включая государственные предприятия и учреждения.
4.Механизм и аппарат государства: соотношение понятий
Для исполнения собственных функций государства обладает специальным механизмом, который и имеет соответствующее название – «механизм государства». Изучим, в чем заключается разница между понятиями «государственный аппарат» и «механизм государства».
Анализ научных работ по вопросу о понятии государственного механизма дает возможность выделить несколько базовых подходов к решению данной проблемы.
1) понятие «аппарат государства» и «механизм государства» тождественны, то есть они совпадают по своему содержанию и объему;
2) в государственный механизм кроме аппарата государства включают еще и так называемые материальные элементы. К ним, обычно, следует отнести вооруженные силы, органы безопасности, полицию, исправительные учреждения и др. – другими словами, силовые структуры, вооруженные формирования;
3) имеется позиция, в соответствии с которой в государственный механизм кроме аппарата государства включаются учреждения и предприятия государства, местные органы самоуправления, партии парламентского большинства и др.;
4) имеется точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом следует понимать государственные органы в статическом положении, а под механизмом государства – те же органы, но в динамическом состоянии. Следовательно, «аппарат государства» и «механизм государства» лежат в различных плоскостях и соотносятся друг с другой, как вещь, которая находится в покое (в статике), и данная же вещь, которая находится в динамике, движении.
Мы считаем, что ни с одним из рассмотренных подходов нельзя полностью согласиться. Думается, что более правильно будет определить государственный механизм при некотором сочетании третьего и четвертого подходов.
В этом случае государственный механизм представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства .
5.Государственные органы: понятие и модели построения
Орган государства – это оформленная на правовом уровне, экономически и организационно независимая часть государственного механизма, которая наделена полномочиями государственной власти и всеми необходимыми средствами для осуществления в рамках собственных полномочий государственных задач и функций.
К признакам органа государства следует отнести:
1) наличие своей структуры;
2) наличие экономической независимости и юридической организации;
3) наделение полномочиями государственной власти;
4) возможность выступать от имени государства государственным служащим;
5) наделение законодательно определенных полномочий для управления определенной областью жизни общества, с учетом места и назначения в государственном механизме;
6) исполнение строго регламентированных функций и задач государства;
7) наличие права на издание правовых актов;
8) наличие всех необходимых материальных средств;
9) формирование и осуществление деятельности на основании соответствующих нормативно-правовых актов;
10) тесное взаимодействие с иными частями государственного механизма и друг с другом.
Раскрытие понятия и отличительных особенностей государственного органа предоставляет возможность более глубоко понять механизм государства в целом.
1.Несмотря на то, что органы государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он является компонентом единого механизма государства, ему отводится особое место.
2.Орган государства включает в себя государственных служащих, которые находятся в особенных правоотношениях друг с другом и с органом государства. Они абстрагируются от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связь с государственной службой, считаются официальными.
Заключение
Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.
Признаки государственной власти:
1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);
2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);
3. Суверенность (независимость как во внутренней, так и внешней политике);
4. Охватывает все население государства;
5. Легитимность — это признание и поддержка политики и решений государственной власти населением.
6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
7. Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Российская газета, N 138 - 139,23.07.1994,
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) О Верховном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 27, 07.02.2014
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 28.02.2023) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 23.12.2022) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, N 7, ст. 635
Научная и учебная литература:
1. Абакаров А. Государственный аппарат (механизм государства) // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. - 2019. – 387с.
2. Бабенко И.О. Понятие и признаки механизма государства // Журнал «Перо науки». - 2019. - № 8 (8). – 582с.
3. Большаков Е.В. Соотношение понятий «аппарат государства» и «механизм государства» // Журнал «Наукосфера». - 2022. - № 9-2. – 454с.
4. Бритикова В.С. Государственная власть: понятие, свойства, признаки // Журнал «Актуальные проблемы современной юридической науки и практики». - 2019. – 622с.
5. Малько А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Малько, Н. И. Матузов,— 5-е изд. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 528 с.
6. Мартынова Д.П. Государственная власть: понятие, признаки, методы осуществления // Журнал «Моя профессиональная карьера». - 2022.- Т. 2. - № 37. – 531с.
7. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
8. Непомнящая Е.В. Государственные органы: понятие, признаки, классификация // Журнал «Modern Science». - 2019. - № 4-2. – 562с.
9. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Оксамытный В.В.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. — 592 c.
10. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 487 с.
11. Сабыржанов Р.Б., Мусипова Д.М. Государственный аппарат в системе механизма государства // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 19-5 (117). – 610с.
12. Цапанова С. С. Основные подходы к понятию «механизм государства» в отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Владимирского юридического института». - № 2. – 2018. – 372с.
13. Чистяков, Н. М., Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чистяков. — Москва : КноРус, 2022. — 296 с.
14. Шашкарова Г.В. К вопросу о понятии, содержании государственного органа как научной категории // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2021. - Т. 14. - № 4. – 498с.