Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический анализ развития предприятия можно назвать совокупностью таких действий и решений, которые непосредственно высшим менеджментом осуществляются и которые приводят к разработке стратегии и тактики, ведущих к достижению организацией своих целей.
Актуальность темы заключается в том, что существует множество определений и теорий стратегического анализа развития предприятия, но в любом случае он выступает действенным инструментом в процессе принятия управленческих решений. Его основная задача состоит в обеспечении внедрения нововведений и изменений в организации, то есть, процесс стратегического анализа развития предприятия объединяет все управленческие функции.
Непосредственно в условиях рыночной экономики и существования жесткой конкуренции предприятие не сможет эффективно функционировать и развиваться, не имея четко выработанной стратегии и тактики для достижения установленных целей.
Стратегию также можно назвать детальным всесторонним комплексным планом, который предназначен для выполнения миссии организации и достижения поставленных целей. Этот план должен разрабатываться с точки зрения перспективы развития всей компании, а не конкретного индивида.
Стратегический анализ и планирование не гарантирует успеха, и организация, которая наметила стратегические планы, вполне может потерпеть неудачу на рынке из-за допущенных ошибок в организации управления. Однако, стратегический анализ развития предприятия создает ряд благоприятных факторов для организации успешной деятельности предприятия
Целью данной работы является совершенствование стратегического анализа развития предприятия.
Задачи работы:
-охарактеризовать сущность, содержание, цели стратегического развития компании;
-рассмотреть методику стратегического анализа компании;
-дать характеристику комплекса показателей, характеризующих деятельность организации.
Методологической базой данного исследования послужили работы известных экономистов и социологов, как П.Г. Волхонцева, Л.А. Велихова, А.Г. Воронина, Т.Г. Загорского, Л.Е. Куйбышева, Г.Д. Лисовца, П.Ф. Рычкова, С.С. Фролова, и других авторов.
При написании курсовой работы использовалась учебная литература как отечественных так и зарубежных специалистов в сфере стратегического управления и планирования, а также источники информации.
При написании данной работы использовались следующие методы: факторного анализа, наблюдения, методы сравнения, статистические методы, индукции и дедукции, методы изучения документов, сравнительного анализа и другие.
Структура работы включает введение, основную часть, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1.1. Сущность и содержание развития компании (что понимается, стадии развития компании по Адизесу)
В современной теории анализа развития предприятия существует не менее десяти моделей развития организаций, которые образовались в разное время, причем большинство этих моделей появились в США за период времени с 1967 по 1983 г. В основе каждой из них существуют разные основания для происходящих изменений. Представлены в литературе следующие модели, которые возникли в следующей исторической последовательности.
1. А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).
Представляет одну из самых ранних моделей, которая образовалась исходя из функционирования правительственных комитетов. Автор выделил здесь три основных стадии роста и развития организаций:
-первая стадия – это «борьба за автономию», она соответственно образуется до формального возникновения фирмы или сразу после него. Для этой стадии специфично приобретение законности своего существования и найти необходимые ресурсы для «порога выживания»;
-вторая стадия - «стремительного роста», заключается в быстром расширении сферы деятельности, где на первом месте выступают инновационность и креативность;
-третья стадия - «замедления», где уточняются и формализуются все правила и процедуры.
Эта модель представляет развитие правительственных организаций от начала их существования к внедрению высокотехнологичных проектов и расширению, а затем к формализации и контролю.
2. Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Названные ученые предложили в данном случае три стадии развития организации:
-рождение, в процессе которого создаются системы и структуры управления предприятия, а затем обеспечивается жизнеспособность фирмы;
-юность, где формируется имидж, развитие репутации и устойчивости;
-зрелость, на протяжении этой стадии деятельность фирмы направлена на утверждение своей индивидуальности и способности адаптироваться в изменяющихся условиях среды окружения. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе фирмы из одной стадии в другую.
3. Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).
Ученый здесь предлагает ряд стадий, которые проходят развивающиеся фирмы, в основу взяв теорию лидерства. Таким образом, жизнь организации заключается в ее прохождении через стадии, где каждый эволюционный период имеет собственную революцию, период в развитии организации, на котором нужно пересмотреть имеющиеся методы управления. Переход организации из одной стадии своего развития к следующей выполняется только посредством преодоления кризиса данного периода.
4. У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974), эта теория основана на модели организационного развития, которое тесно связано с развитием ответственности персонала.
5. Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).
Организации имеют проблемы на всех стадиях своего развития, которые мешают нормальному функционированию: это проблема адаптации к окружающей среде, освоение нового сегмента рынка, закупка ресурсов, создание и поддержка имиджа, выполнение поставленных целей и задач. Лиден полагает, что адаптация и удержание своей рыночной ниши в постоянно меняющейся внешней среде составляют главные цели организации на данном этапе развития, что можно достичь только на основе внедрения высокотехнологичных проектов.
6. Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура» (1978).
По мнению этих исследователей, организационная структура компании непосредственно является отражением изменений, которые активно происходят в организации в соответствии с ее стадией развития, поэтому они рассматривают три основные стадии развития организации, а именно: стадия простых систем; устойчивая стадия организации; стадия разработки структур. Организация как открытая система взаимодействует с внешней средой, анализ чего позволил сделать вывод авторам, что причины успешной деятельности фирмы и ее эффективности зависят от внедрения достижений НТП, полученных в результате изучения конкретной организации.
7. Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).
Куинн и Камерон разработали вариант развития организации, который обобщает ранее созданные модели, и тоже выделяют четыре ее стадии развития, где ключевым условием выступает эффективность деятельности организации и установление ее критериев на различных стадиях.
8. И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).
В свой работе автор проводит аналогию эволюции организации с подобными биологическими процессами живых организмов, поэтому эта модель названа как эволюционно-теологическая, в которой процесс организационного развития компании считается естественным, запрограммированным, и который заранее предусматривает неизбежное и поэтапное прохождение организацией ряда обязательных фаз развития в процессе своей эволюции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адилова Д.А., Кулибаев Б.Т. Теоретические основы разработки стратегии развития компании - 2019. – 325 с.
2. Абрютина М.С. Экономический анализ деятельности предприятия. -М.: Дело и Сервис, 2018. - 679 с.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. -М.: Финансы и статистика, 2019. – 322 с.
4. Бовыкин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 210 с.
5. Балабанов И. Т. Экономический анализ. – М.: Юнити, 2020. – 310 с.
6. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 2021. – 390 с.
7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 347 с.
8. Волков А.Н. Стратегическое планирование. -М.: Элит, 2020. – 320 с.
9. Веснин Е.Д. Внутрифирменное планирование. - М.: Юнити, 2021. – 295 с.
10. Гаджинский А.М. Основы логистики. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2019. – 267 с.
11. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: БГЭУ, 2019. – 190 с.
12. Коробов Д.Ю. Метод SWOT-анализа в стратегическом управлении. – М.: Норма, 2019. – 280 с.
13. Королев Ю.Б. Менеджмент организации. -М.: Колос, 2019. – 340 с.
14. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2019. – 216 с.
15. Лозик Н.Ф. Стратегический менеджмент учебное пособие: Русайнс, 2019. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/48976.html
16. Памфилова К.Д. Рекомендации по разработке плановых показателей на уровне предприятия. - М.: Кнорус, 2019. – 196 с.
17. Попов В.М. Сборник бизнес – планов. - М.: Финансы и статистика, 2022. – 385 с.
18. Ростовцев А.Д. Эффективность сбытовой деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2019. – 155с.
19. Румянцева З.П. Стратегический план предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2020. – 250 с.
20. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. -М.: Приор, 2021. – 250 с.
21. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2019. – 340 с.
22. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии, 2019. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52064.html.
23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. -М.: Интел-Синтез, 2019. – 347 с.