Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теоретическо-правовые аспекты сущности публичной власти в теории государства и права
1.1.Понятие и основные компоненты публичной власти
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект и средства (ресурсы), а также процесс (механизм или метод, с помощью которого субъект и объект взаимодействуют), который приводит в движение все эти элементы.
Власть - это всегда двустороннее взаимодействие между субъектом и объектом. Власть никогда не является отношением только между одним человеком (или одним субъектом). Власть - это отношения зависимости между людьми, когда один человек навязывает свою волю, с одной стороны, а другой подчиняет ее, с другой.
Суть власти - это волевые отношения (руководства/контроля/подчинения). Власть предполагает исключительное право субъекта принимать обязательные и значимые для него решения ("авторитетные решения") и возможность принуждать к исполнению принятых обязательств, то есть контролировать субъект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии и предотвращает деструктивные действия, опасные для всей социальной организации. Авторитет, закон и насилие - это средства, с помощью которых власть обладает способностью и возможностью осуществлять свою волю и оказывать определенное влияние на деятельность и поведение людей [11, с.104].
Чтобы возникли властные отношения, субъект должен обладать следующими качествами:
-воля к власти, т.е. желание доминировать и готовность нести за это ответственность;
-воля к власти, то есть готовность использовать ресурсы и способность нести за них ответственность;
- компетентность, то есть знание рассматриваемого вопроса, состояния и характера подчиненных и способность использовать ресурсы и осуществлять власть.
Воля к подчинению субъекта управления зависит от ряда факторов:
-от качеств человека;
-от качеств человека, от требований, предъявляемых к человеку,
-от средств воздействия на ситуацию и объект подчинения;
-обстоятельства и средства воздействия, имеющиеся в распоряжении субъекта;
-признание субъекта объектом, в соответствии с наличием или отсутствием авторитета.
На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение института публичной власти. Однако стоит подчеркнуть, что данная категория активно используется в научном обороте и имеет особое значение в связи с вступлением в силу Закона № 1-ФКЗ от 14 марта 2020 г[2].
При этом понятие "публичная власть" не просто упоминается в названии самого закона, а вводится в текст Конституции РФ, придавая ему существенное нормативное содержание. Несмотря на отсутствие легального определения понятия "публичная власть", систематический анализ положений ст.3 и 132 Конституции РФ позволяет сформулировать следующее определение данного понятия
Публичная власть - это форма общественных отношений, выражающаяся в самоорганизации людей для управления своими делами (достижения общественных интересов, реализации общего блага) путем принятия обязательных решений и использования профессиональных механизмов и процедур непосредственно или через специально созданные институциональные системы.
Важными характеристиками государственной власти являются следующие:
-целью осуществления власти является достижение (реализация) общественного интереса и, следовательно, осуществление власти на благо всего народа;
-публичная власть направлена одновременно против государства, общества в целом и каждого индивида;
-публичная власть обладает свойством общедоступности: все члены общества имеют возможность участвовать в осуществлении определенных форм власти (реализации определенных властных функций) (например, ч.1 ст.32 Конституции РФ);
-публичная власть осуществляется не только непосредственно народом и его частями, проживающими на определенных территориях, но и через специально созданные органы представительства народа и государственной и муниципальной системы, а также через органы местного самоуправления;
-публичная власть должна быть прозрачной: осуществление публичной власти должно быть открытым и прозрачным, а значит, находиться под своеобразным общественным (народным) контролем [7, с.4].
1.2.Формы реализации публичной власти в РФ
Существует несколько подходов к классификации форм осуществления государственной власти в РФ:
А) в зависимости от уровня реализации:
1) государственная власть: федеральная (ст. 11 Конституции РФ) и государственная власть субъектов РФ;
2) общественная власть (власть объединений граждан в отношении участников таких объединений - религиозные организации, политические партии, общественные объединения и др.);
3) власть местного самоуправления.
Стоит отметить, что данная классификация нашла отражение в обновленных конституционных положениях. В частности, ч. 3.ст.132 Конституции РФ предусматривает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему органов государственной власти РФ. Кроме того, следует подчеркнуть, что распределение публичной власти представлено в более академических работах и не находит буквального выражения в действующей системе права;
Б) в зависимости от способа реализации:
1) непосредственная демократия;
2) представительная демократия.
В самом общем виде эта классификация отражена в ч.2 ст.3 Конституции РФ, которая гласит, что власть в РФ осуществляется непосредственно народом (с использованием соответствующих форм, таких как.
-референдум, свободные выборы (ч.3 ст.3),
-отзыв населением депутата или члена выборного органа местного самоуправления,
-расходы и собрания граждан, обращения граждан,
-участие граждан в публичных мероприятиях (митинги, демонстрации, шествия, пикетирования) и др.), а также через соответствующие органы государственной власти (в первую очередь парламент, как федеральный, так и региональные) и органы местного самоуправления (в первую очередь представительный орган местного самоуправления);
В) в зависимости от выполняемых функций
1) законодательная;
2) исполнительная;
3) судебная;
4) иные формы.
Данная классификация основана, прежде всего, на конституционном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ)[1].
Однако, учитывая сложность организации системы государственной власти, в науке часто выделяют "неклассические" сферы деятельности ("ветви") государственной власти, которые различают в зависимости от специфики выполняемых этими органами функций:
-Президент РФ - президентская власть;
-Счетная палата РФ,
-Генеральный прокурор РФ,
-Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - контрольно-надзорная власть;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - финансовая власть и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"// Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416
3. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
4. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
5. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
6. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
7. Малютин Н.С. Публичная власть // СПС КонсультантПлюс. 2023. – С.4.
8. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
9. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
10. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
11. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
12. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
13. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
14. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 582 с.
15. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.