Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественные процессы на современном этапе развития требуют динамичного и стабильного правового регулирования, результативность которого прямо зависит от большого количества факторов и, главным образом, от последовательности и качества реализации норм права в области государственной и политической власти, ее методов и форм, процедуры функционирования органов государства и местных органов самоуправления.
В условиях масштабных изменений Российского государства следует осмыслить традиционную и новую роль административно-правовых норм как совершенного инструмента регламентирования общественных отношений. Актуальность исследования определяется, в первую очередь, особым значением использования административно-правовых норм в качестве формы обеспечения стабильного развития разных областей жизни общества.
Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по функциональному и предметному признаку и регламентирующие конкретные виды общественных отношений, формируют институт права. Система норм, консолидированных в институты права и регламентирующие определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования. Они считаются критериями выстраивания правовой системы.
Глава 1.Общая характеристика административного права как отрасли права
1.1.Понятие и предмет административного права
Административное право признается самостоятельной отраслью правовой системы РФ, которая отличается от других, главным образом, предметом и методом правового регулирования.
Административное право призвано регламентировать особый вид общественных отношений, основным признаком которых является то, что они формируются, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с функционированием и организацией системы исполнительной власти.
Следовательно, предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих во время организации и деятельности исполнительных органов власти.
Между тем, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, несмотря на то, что ее нормы имеют безусловный авторитет.
Исполнительные органы власти выполняют колоссальный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие сходные по смыслу понятия, как исполнительная власть, муниципальное управление, государственное управление, государственная администрация, административная власть.
Все они предполагают понятие, возникающее из трех основных системных компонентов, к которым относятся: аппарат управления (система государственных служащих и административных органов), выполняемая деятельность (административная, распорядительная), применяемая вместе с тем власть.
Таким образом, административное право предназначено регламентировать отношения, формирующиеся при создании и функционировании государственной администрации, оно призвано обслуживать сферу государственного и муниципального управления.
Административное регулирование осуществляется при помощи:
- закрепления, систематизации и совершенствования действующих общественных отношений;
- формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным закономерностям развития общества, положениям Конституции РФ;
- охраны общественных отношений, регламентируемых нормами административного и других отраслей права;
- вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам и общества и каждого конкретного гражданина, включая государственные интересы.
Государственная администрация – это:
- властная деятельность аппарата управления, а также исполнительных и распорядительных органов;
- внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (прокурора, председателя суда, премьер-министра);
- судебная деятельность при изучении ими мелких дел (например, о мелком хулиганстве), подразумевающая реализацию на практике не судебной, а административной власти;
- деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленной им компетенции государством.
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. При осуществлении своих функций исполнительная власть вступает в определенные правоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регламентируя, соответственно, деятельность каждой стороны: как управляемых, так и управляющих. Примером являются санитарные нормы, правила дорожного движения и т.д. В отдельных случаях функции управления могут быть не так специфичными, что регламентируется нормами не административного, а других отраслей права, например, финансового, трудового, уголовно-процессуального права.
1.2.Методы административного права
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, применяет некоторые юридические средства (способы) влияния на отношения управленческого характера, на определение административно-правового статуса субъектов правовых отношений. Данные правовые средства принято именовать методами правового регулирования административных правоотношений.
Метод правового регулирования представляет из себя комплекс процедур, способов, механизмов, приемов влияния норм права и правовых правил на определенные отношения в обществе. Метод правового регулирования – это довольно емкое понятие, которое включает в себя большое количество элементов (процедуру установления прав и обязанностей субъектов определенных правоотношений, уровня определенности их прав и независимости их действий).
В механизме административно-правового регулирования применяются все три метода правового регулирования – это дозволение, запрет и предписание.
Дозволение подлежит реализации при помощи управомочивающих положений административного права; запрет и предписание – самые широко используемые и известные в административной практике типа правового регулирования – включены в систему административной деликтологии и использования мер административного принуждения.
Глава 2.Система, принципы, источники административного права. Место административного права в системе отраслей права
2.1.Система административного права
Административное право – это целостный механизм норм права, объединяющих предмет, принципы, цели и метод регулирования.
Данные нормы подлежат согласованию друг с другом, основываться на единые принципы, применять единую терминологию. К числу базовых принципов отрасли следует отнести: законность, эффективность, федерализм, гуманизм, взаимную ответственность личности и государства. Внутри отрасли довольно четко можно отследить субординацию норм различной правовой силы, общих и специальных. В общем, отрасль формирует специфический административно-правовой режим регулирования отношений в обществе.
Административное право, выступая в качестве элемента российской правовой системы, обладает собственной структурой, определенной системой, которая характеризуется непосредственной связью входящих в ее состав институтов административного права (к примеру, институт административного акта управления), правовых подотраслей (к примеру, служебное право или административно-деликтное) и норм.
Следует выделять систему административного права, то есть комплекс институтов, положений и подотраслей административного права, и система законодательства в административной сфере, которая представляет из себя комплекс действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в области публичного управления.
Административное право неразрывным образом связано с административным законодательством; логика их взаимоотношений определяет дальнейшее совершенствование структуры административно-правового регулирования.
На протяжении долгих лет исследователями предлагается примерно схожая система административного права, которая включает в себя две части – общую и особенную.
2.2.Принципы административного права
Базовые идеи, руководящие положения, заложенные в административное право и отражающие его содержание, формируют принципы административного права, которые:
- устанавливают правовую природу административного права;
- предусматриваются в нормах административного права;
- выступают в качестве ориентира для законодателя при формировании новых административно-правовых норм;
- являются средством ликвидации пробелов в рамках административного права;
- определяются уровнем государственного и общественного развития.
К основным принципам следует отнести:
1.Принцип равенства перед законодательством. В соответствии со статьей 1.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях , лица, которые совершили административные правонарушения, равны перед нормами закона. Граждане подлежат привлечению к административно-правовой ответственности, вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, происхождения, должностного и имущественного положения, места проживания, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также иных обстоятельств. Юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, вне зависимости от места расположения, подчиненности, организационно-правовых форм, а также иных обстоятельств.
2. Принцип презумпции невиновности предусмотрен в статье 1.5. КоАП РФ, в соответствии с которым лицо привлекается к административно-правовой ответственности лишь за административные правонарушения, по отношению к которым была установлена его вина. Лицо, по отношению к которому ведется производство по делу об административном правонарушении, признается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в юридическую силу постановлением должностного лица, судьи, органа, рассмотревших дело. Лицо, которое привлекается к административно-правовой ответственности, не должно доказывать собственную невиновность. Неустранимые сомнения в вине лица, которое привлекается к административно-правовой ответственности, истолковываются в пользу данного лица.
2.3.Источники административного права
Источники административного права – это формы выражения содержания административно-правовых норм. С точки зрения практики подразумеваются правовые акты разных органов государства, которые включают в себя такие нормы права, т.е. нормативно-правовые акты.
Характерным признаком отрасли административного права считается многообразие источников его правовых норм. Это можно объяснить самим предметом отрасли: многообразием и значительным количеством отношений управления, объективной потребностью своевременного нормативного опосредования общественных процессов, необходимостью децентрализации исполнительной власти.
Одной из наиболее распространенных и существенных классификаций нормативно-правовых актов признается их разделение по правовой силе. По этому основанию все административно-правовые источники подразделяются на:
I. Законодательные акты
II. Подзаконные нормативно-правовые акты.
Законодательные акты.
1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К ним относятся:
- Международные договоры. Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что если международным соглашением РФ предусмотрены другие правила, нежели установленные законодательством, то подлежат применению положения международного соглашения. Таким образом, международные соглашения РФ в качестве источников административного права обладают высшей правовой силой.
- Конституция РФ.
- Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ» , ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» .
- Федеральные законы. В данной категории источников административного права главным, безусловно, признается Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Акты органов бывшего СССР, не утратившие собственной актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.
2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К ним относятся:
- Конституции, уставы субъектов Федерации;
- Законы субъектов Федерации.
Подзаконные акты.
1. В этой группе высшей юридической силой обладают акты Президента РФ. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административного права.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты. Здесь различают:
а) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
в) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
г) акты Банка России.
д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
ж) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
з) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
е) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Особое место в системе подзаконных источников административного права занимают акты правосудия.
Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции РФ.
2.4.Место административного права в правовой системе РФ
Административное право, выступая в качестве независимой отрасли, считается по собственному характером основополагающим, базовым правом, которое тесно взаимосвязано с иными правовыми отраслями, и в большинстве случаев наравне с иными правовыми науками служит основой для формирования и функционирования большинства уже сформировавшихся либо сравнительно новых правовых отраслей, главным образом, таких как, трудовое, финансовое, налоговое право и некоторых иных отраслей.
Административное право, принимая во внимание отличительные особенности государственной управленческой деятельности в качестве правовой формы реализации на практике исполнительной власти, охватывает своим регулятивным влиянием весьма широкий круг управленческих общественных отношений. Соответственно, весьма отчетливо выражается многообразие административно-правового регулирования.
Например, финансовое право предназначено регламентировать строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Административное право такие строгие границы не имеет.
Самое большое взаимодействие выражается во взаимодействии административного и конституционного права. Будучи главной отраслью права в РФ, конституционное право предусматривает основные принципы функционирования и организации исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти; система прав и свобод человека и гражданина, значительная доля которых в практической деятельности реализуется в сфере государственного управления.
Заключение
Переход к системе рыночной экономики оказал влияние и на содержание административного права. Создание многообразия форм собственности потребовало и равной защиты государством всех ее видом, государственного регулирования новых экономических процессов.
Административное право как одна из отраслей российской правовой системы объективно связана с таким явлением, как управление.
Административное право признается самостоятельной отраслью правовой системы РФ, отличающейся от иных отраслей предметом и методом нормативного регулирования. Административное право призвано регулировать особые разновидности общественных отношений, основным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. при организации и функционировании на практике системы исполнительных органов власти.