Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Значение и роль языка в средствах массовой информации, особенно в интернет-ресурсах в XXI веке особенно важно. Новые технологии изменили не только образ жизни людей, но и сформировали совершенно новое мировоззрение. Роль языка, на наш взгляд, явилась одной из актуальных в современных трансформационных изменениях.
Цифровые технологии в средствах массовой коммуникации привели к созданию новых типов СМИ, появлению новых жанров, форматов трансляции информации, а также взаимоотношению СМИ с адресатом. Все эти глобальные процессы, безусловно, повлияли на формирование интернет-ресурсов средств массовой информации и определили язык его коммуникации. Многие исследователи определяют культуру XXI века как культуру повседневности, для которой характерен интерес только к современной информации «здесь и сейчас».
Степень разработанности проблемы. Отражение и особенности языка согласия в интернет -СМИ изучена недостаточно полно. Это связано с тем, что основные отечественные исследования связаны с анализом иностранных средств массовой информации. Можно выделить работы Добросклонской Т.Г., Шмелева Т.В., Негрышева А.А., Дускаева Л.Р., Казака М.Ю., Сафиной А.Р., Дускаевой Л.Р. и других.
Цель и задачи исследования. Определить основные особенности и отражение языка согласия в интернет-СМИ на примере республики Коми.
Задачи исследования. Исходя из заявленной темы, были определены следующие задачи:
• Определить язык в интернет-сми;
• Проанализировать язык согласия через антиномию несогласия в интернет СМИ;
• Расмотреть интернет СМИ республики Коми;
• Выявить особенности в языке согласия интернет СМИ республики Коми.
Объект исследования – отражение языка согласия в интернет-СМИ.
Предмет исследования – отражение языка согласия в интернет-СМИ на примере республики Коми.
Методологическая основа исследования. Основу теоретико-методологической базы данного исследования составляет группа методов лингвистического анализа текста, направленная на изучение языковых средств новостных тестов интернет-СМИ.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Особенности языка в интернет-СМИ
1.1. Определение и функционирование интернет-СМИ
В первой главе нашей курсовой работы мы проанализируем интернет-СМИ в российском медийном пространстве. Определим виды и классификацию интернет-СМИ.
Интернет в XXI веке стал повседневной частью всего человечества. Он своеобразное зеркало измерения темпа человеческой жизни. Поток и скорость информации, которая поступает из социальных сетей, сообществ, новостных изданий чрезвычайно велико. Различные потоки информации, несущие личности согласие/несогласие включают всех в поток виртуальной рефлексии. При этом необходимо подчеркнуть, что количество информации напрямую зависит от количества запросов. Проще говоря, информационный голод – яркая черта повседневной жизни.
Особенность СМИ заключается в том, что передача информации всегда идет к анонимному и не определенному количеством получателю информации. Субъект всегда индивидуальный или коллективный, а объект, то есть адресат массовый и рассредоточенный .
Именно данные функциональные особенности сильно влияют на характер информации интернет-СМИ. Они лишены выразительных средств, их особенность в минимализме, краткости и зачастую в скупости выразительных средств.
В системе общих требований к журналистскому тексту в интернет-СМИ на первое место выходят привлекательность и доступность. Также первоочередным качеством интернет-журналистики становится новизна, так как 90% всех публикаций составляют короткие новостные сообщения. А вот требования значимости и актуальности соблюдаются только в отношении главных политических событий. Отбор новостей для других тематических рубрик – общество, культура и т.д. – часто определяется личным вкусом редактора и нередко не соответствует этическим требованиям. Интернет-журналистика еще в большей мере, чем традиционная, намеренно снижает и сужает интересы массовой сетевой аудитории. Одна из основных задач, стоящих перед каждым журналистом, – формирование, поддержка или коррекция общественного мнения – подстраивается в интернет-СМИ под уровень обиходно-бытового восприятия.
Из синтаксических выразительных средств в журналистских сетевых текстах особенно часто встречается сегментация, при которой важный для автора компонент высказывания выносится в начало фразы как самостоятельное назывное предложение (именительный представления).
Отдельно хотелось бы отметить и доступность интернет-ресурсов. Невозможно определить какая информация является достоверной, а какая вымышленной. В данном понимании информация неотделима от деятельности людей, способных устно, письменно или каким-либо иным способом обмениваться друг с другом необходимыми сведениями .
Печатные СМИ в новом тысячелетии ушли на второй план. Вперед огромными шагами ушла интернет-СМИ. Быстрый темп глобализации и компьютеризация изменили основы коммуникационного мировоззрения. Сеть интернет стала новым этапом и новой вехой развития коммуникаций .
Изучение коммуникативно-прагматического аспекта медиатекста в глобальной сети Интернет имеет междисциплинарный характер: находится на пересечении медиалингвистики, стилистики, теоретической и практической журналистики, социологии, психологии. Изменения в интернет-тексте реализуются при помощи дискурсивных практик, зависящих от социокультурных, жанровых, информационно коммуникационных изменений. Аналитические тексты различной направленности характеризуются диалогичностью, которая реализуется посредством вопросительных предложений, риторических вопросов и обращений, особой авторской модальности. Цель последних – вовлечение адресата в диалог и его удержание.
Законодательно и юридически интернет-издания прошли многие проблемы понимания и формирования. Только к 2011 г. был принят закон о «О средствах массовой информации», относительно сайтов, регистрирующихся в качестве средств массовой информации. Формулировка «сетевое издание» определяется как «сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации» . Появился и дополнительный признак сайта, как «периодичность обновления». Интернет-издание может быть зарегистрировано при условии самостоятельной подачи заявления владельцами СМИ.
Таким образом интернет-СМИ стали неотъемлемой часть российского общества. При совокупности всех исследуемых интернет-СМИ, можно выделить следующие основные характеристики, которые являются значимыми:
1. Скорость передачи информации. В отличие от периодических изданий онлайн информация мобильно, открыта и доступна;
2. Объем поступающей информации. В интернет-СМИ нет ограничений по выпуску, количеству и сроках информации. Различные технологические новшества позволяют формировать архивы новостей, колонки журналистов, отзывы читателей в одном месте. В связи с этим, работа журналистов становится прозрачной. Читатель с легкостью может отследить его статьи и новости на протяжении большого количества времени;
Интерактивность интернет-СМИ. Цель достигается путем информационного обмена элементов данной системы. В новостных интернет-СМИ возможна обратная связь через репосты, комментарии, лайки и т.п.
Мультимедийность позволяет наполнить новостные сайты всей совокупностью видов информации. Графика, звук, видео, анимация дают возможность расширить объем информации. Более того, потребитель самостоятельно выбирает удобный ему формат просмотра.
На данный момент условно выделяют два вида интернет-изданий: электронные версии оффлайн-изданий и сетевые средства массовой информации.
В оффлайн-изданиях можно выделить:
• Аналоги печатного варианта;
• Гибрид с самостоятельной программой работы, дополнительными сервисами и обновлениями в режиме реального времени;
• Публикация анонсов статей.
Сетевые средства массовой информации классифицируются следующим образом:
• По уровню организации – профессиональные и любительские;
• По жанру -новости, газеты и журналы со смешанным содержанием;
• По частоте выхода – ежедневные, еженедельные;
• По виду аудитории – для широкого круга и специализированные;
• По способу работы с материалами – создающие материал и собирающие его с других ресурсов.
Еще одна черта, присущая текстам в цифровом виде, - это трансформация композиции. Здесь работает несколько другая логика развертывания сообщения: сильную позицию в тексте занимает прежде всего новая, но
не обязательно самая важная информация, а в конце новостного сообщения может содержаться изложение факта, имевшего место в другое время и в другом месте, но сходного с описываемым.
Таким образом, можно выделить преимущества интернет-СМИ. Это доступность информации, наличие обратной связи, возможность получения информации, интерактивность и мультимедийность.
К негативным чертам мы относим большое количество интернет-СМИ, перенасыщенность материалами, риск публикации ложных сведений.
1.2. Языковой медиатекст.
Лингвистические особенности современных интернет-СМИ являются продуктом технологического процесса, сформированного в процессе глобализации и формировании нового контента. Анализируя языковые особенности интернет-СМИ, мы бы хотели остановиться на следующих основных особенностях данного феномена. Во-первых, это использование сетевого сленга, так называемого сетевого жаргона. Это обусловлено формированием блогов и чатов, но, их проникновение в интернет-СМИ является вполне закономерным процессом.
Во-вторых, это наличие ключевых устойчивых слов и словосочетаний. Эта особенность обусловлена технологиями SEO-оптимизации (англ. Search engine optimization) текстов сайтов, то есть продвижению статьи в Интернете. Здесь прослеживается прямая связь с техническими характеристиками и параметрами поиска. Для того, чтобы быстро найти тему, необходимы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азнабаева Л.А. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении. – Уфа, 1998.
2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М.: 1990.
3. Арутюнова Н.Д. // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. .: Большая Рос. энциклопедия, 2000.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. – 1995. – № 1.
5. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст // Языковая номинация. Виды наименований. – М., 1977.
6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М., 1976.
7. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М., 1990.
8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999.
9. Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. – М., 1983.
10. Атабекова А.А. Лингвистический дизайн Web-страниц (сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных Web-страниц): Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003.
11. Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. – М.: Наука, 1973.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1985.
13. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. Человек в мире слова. – М., 1995.
14. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М., 2001.
15. Колесниченко А. В. Основы журналистской деятельности: учеб. пособ. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
16. Кульчицкая Д. Ю., Галустян А. А. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 80 с.
17. Купина Н.А., Енина Л.В. Три ступени речевой агрессии // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации / Урал. ун-т. Екатеринбург, 1997. С.26–38.
18. Лукина М. М. Откуда берутся новости. Мастер-класс для журналистов. – М.: МедиаМир, 2013. – 72 с.
19. Лукина М. М. Технология интервью: учеб. пособ. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 192 с.
20. Матвеева Т.В. К вопросу о единицах речевой системы // Речеведение: современное состояние и перспективы / Перм. ун-т. Пермь, 2010. С.78– 84.
21. Мишланов В.А., Салимовский В.А. Дискурс враждебности как социальный феномен // Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С.56–65
22. Технология новостей от Интерфакса: учеб. пособ. для вузов / под ред. В. В. Герасимова и Ю. А. Погорелого. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 158 с.
23. Штудинер М. А. Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы. М., 2017.
24. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. М., 2005.
25. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. №2. С. 3–6. С. 14. 4
26. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. №2. С. 29.
27. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2004; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века): Научное издание. СПб., 2002.
28. Бакулина С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам : учеб. пособие / С. Д. Бакулина. М. : Флинта, 2014. 112 с.
29. Классические и инновационные практики социальной толерантности / под ред. А. Логунова. М. : Ленанд, 2013. 384 с. Медушевский Н.
30. Основы толерантности и правовой культуры / Н. Медушевский. М. : Ленанд, 2015. 408 с.
31. Толерантность в СМИ : материалы электрон. учеб.-метод. комплекса / под ред. Э. В. Чепкиной, Л. В. Ениной. Екатеринбург : УрГУ, 2007.
32. Медушевский Н. Толерантность в фокусе региональных трактовок / Н. Медушевский. М. : Ленанд, 2015. 176 с.
33. Николсон П. Толерантность как моральный идеал / П. Николсон //
34. Толерантность. Вестник УрМИОН. Екатеринбург, 2001.
35. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. СПб., 2002.
36. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия / В. Е. Чернявская. М. : Флинта. 2006. 136 с.
37. Эгильский Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения : учеб. пособие / Е. Э. Эгильский,
38. А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. М. : КНОРУС, 2011. 224 с.
39. «Язык вражды» и свобода слова: межэтническое и межконфессиональное в российских СМИ как проблемное поле // Профессиональная этика журналиста : рабочие материалы : в 2 ч. / под ред. Ю. В. Казакова. М. : Галерия, 2003.
40. Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности : коллект. монография. Екатеринбург, 2006.
41. https://profil.mos.ru/media/images/documents/uch_pos/Zhurnalistika_i_media.pdf
42. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21996/000849.pdf
43. http://www.smirossii.ru/komi-smi
44. https://ecr11.ru/
45. https://komiinform.ru/
46. https://www.komionline.ru/
47. https://androidmob.ru/
48. http://finkom.ru/
49. https://mbrk.ru
50. https://www.reg.ru/domain/shop/lot/domkomi.ru?rlink=reflink-5095625