Фрагмент для ознакомления
2
Внутренние проблемы:
1. Внутренняя разрозненность и нежелание объединяться
Самая важная проблема – это внутренняя разрозненность и нежелание объединяться. Если институт оппозиции хочет противостоять власти, то он всегда должен действовать единым фронтом, иначе власть задавит его ресурсами.
В качестве примера объединяющего фактора можно привести выборы мэра в городе Новосибирск в 2014 году, когда пять оппозиционеров решили сняться с выборов в пользу кандидата от КПРФ Анатолия Локотя . И что самое важное: кандидат победил и обещал организовать из тех, кто снялся в его пользу, коалиционное правительство. Реальный пример, доказывающий, что объединяющий фактор работает.
Также институт политической оппозиции должен объединяться для агитационной и просветительской работы. Привлекать внимание жителей страны к проблемам, существующим в стране, и к тем изменениям, которые произойдут, если тот или иной закон будет принят. Постоянно работать с жителями, помогать решать их проблемы, а также оказывать помощь друг другу: издавать листовки газеты, данные о коррупции, организовывать мероприятия и акции.
2. Нет чётко выработанной стратегии и плана действий
Продолжая тему внутренней разрозненности и нежелание объединяться, переходим ко второй проблеме - нет чётко выработанной стратегии и плана действий.
Все оппозиционеры понимают, что страну постепенно разрывают коррупция, проблемы в социальной политике, проблемы в национальной политике, отсутствие обратной связи между властью и обществом и т.д., но на сегодняшний день у оппозиции нет единого плана как сменить власть.
У института политической оппозиции есть целый ряд общих требований: отставка Путина В.В., освобождение всех политзаключённых, прозрачные и честные выборы, честные суды, но как их добиться он не знает. Для этого и нужна разработка генеральной стратегии и стратегическое планирование, но этим никто за исключением некоторых политиков не занимается.
Институту политической оппозиции в России нужно начинать работать на опережение. Иначе говоря, те же самые митинги не должны носить характер: «Я хожу постоянно на митинги, потому что думаю, что это что-то изменит». Должна быть разработана чёткая программа: для чего совершать то или иное действие. В итоге, пока не будет чёткого плана, понятного каждому гражданину России – не будет и эффективной работы института политической оппозиции.
3. Отсутствие хорошего спонсорства
Почему этот пункт так важен? На какие-то средства надо проводить митинги, так как установка аудио- и видеоаппаратуры, сооружение сцены – очень затратный процесс. Например, Митинг 24 декабря 2011 на проспекте Сахарова в Москве стоил 3 миллиона рублей .
Все политическая деятельность требует огромных вложений. Один из вариантов решения данной проблемы – человеческий ресурс. В России есть огромное количество людей, которые недовольны политикой властей. Эти люди готовы помогать за идею.
4. Неразвитость института политической оппозиции в регионах
Проблема является важной, потому что институт политической оппозиции не ограничивается одной Москвой. В регионах также существуют отделения разных движений и партий, есть яркие личности, имеющие влияние в своей области, но там недостаточно людей для проведения агитационной работы, митингов и пикетов.
Институт политической оппозиции должен создавать эффективно работающие отделения в регионах.
Также должен существовать единый план действий, который будет отвечать потребностям данного региона и согласован с Москвой, а не будет представлять собой сумбурный набор акций.
Подводя общий итог по всем внутренним проблемам можно сделать вывод, что они в целом решаемы, но требуют огромной ежедневной работы. Институт политической оппозиции должен искать пути объединения усилий, вырабатывать общую стратегию, развивать свои структуры и находить средства для существования.
Внешние проблемы оппозиции:
1. Запрещение деятельности оппозиции
Самая важная внешняя проблема института политической оппозиции – это угроза существования его деятельности.
Власть прямо не запрещает проводить митинги и выражать своё мнение, но у правящей партии существуют некие рычаги давления против института политической оппозиции, которые носят ангажированный характер.
2. Постоянные изменения в законодательстве о выборах в РФ
Начиная с 2000-го года, избирательное законодательство РФ менялось уже немалое количество раз .
Свободно на выборы могут пройти лишь те партии, которые уже сейчас представлены в Государственной Думе.
Отчасти можно согласиться с политиком Валерием Федотовым, который говорит, что: «Каждый раз изменения законодательства были конъюнктурные решения, принимаемые ради решения текущих проблем Кремля.
Все же прочие, не связанные с Кремлем силы раз за разом оказывались в положении человека, играющего против шулера, постоянно достающего из рукавов все новые козыри». Он предлагает решение данной проблемы о введении моратория на любые изменения избирательного законодательства хотя бы на 10-15 лет .
3. Отсутствие широкого медийного пространства
Третья проблема – отсутствие широкого медийного пространства. У института политической оппозиции существует огромное количество газет, каналов или радио: телеканал «Дождь», газета «Новая газета». Есть большое количество интернет-изданий: «Ежедневный журнал», «Свободная пресса», Газета.ру и Slon.ru и т.д., есть радиостанция «Эхо Москвы». Однако, институт политической оппозиции никак не представлен на федеральных каналах. И понятно, что аудитория телеканала «Дождь» и «Первый канал» с – это несравнимые категории.
Институту оппозиции негде доносить до широких масс свои мысли: оппозиционеров не приглашают на эфиры, каналы чуть ли неоткрыто признаются, что часть людей они просто не позовут, чтобы не разгневать «кого-то наверху» . Зрителю федерального телевидения («Первый канал», «Россия - 1», «НТВ») просто не представляется иная точка зрения.
Таким образом, медийного пространства для института политической оппозиции предоставляется крайне мало, на федеральных каналах телеведущие дают свою «ангажированную» точку зрения, а высказать институту оппозиции своё мнение право не предоставляется.
Делая общий вывод по внешним проблемам, можно отметить, что все они связаны «государственной машиной» современной России. Все ресурсы включая, власть, суды, федеральные каналы, полицию и государственный бюджет - работает на данную «машину». Противостоять этому институт политической оппозиции может только одним способом – работать более эффективно. Иначе говоря, проводить агитационную работу, договариваться и объединяться, расширять сферу влияния, посредством привлечения новых сторонников, а также пытаться попасть в органы власти.
2.3 Дальнейшее развитие института оппозиции в России
Если мы обратимся к анализу общественного мнения, то увидим, что на сегодняшний день «Единая Россия» - это та партия, за которую готово отдать свой голос большинство населения. Учитывая тот факт, что выборы в Государственную Думу прошли в 2021 году можно с большой уверенностью сказать, что тенденции не изменились.
Политологи склонны считать, что единственным способом установления равновесной борьбы между партией власти и институтом политической оппозиции будет кооперация всех сегментов последней, подобно тому, как в начале 1990-ых годов российское политическое общество объединилось против господства «КПСС». Тем не менее, данный путь развития на сегодняшний день кажется практически невыполнимым в силу оппозиционности политических партий друг другу, а также из-за существования «фальсифицированно оппозиционных» партий, которые только увеличивают разрыв в результатах голосования между партией власти и оппозиционерами.
Нельзя также отрицать возможность значительного повышения уровня популярности какой-либо из уже существующих оппозиционных партий. Для этого политтехнологам такой партии необходимо придумать абсолютно новый стратегический ход, который был бы использован в соответствии с подходящими политическими обстоятельствами. Здесь необходимы очень тщательный анализ ситуации на электоральном рынке и подробное изучение всех его параметров.
Фрагмент для ознакомления
3
Учебная литература
1. Аксютин Ю.В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М.: РОССПЭН, 2015. 400 c.
2. Воскресенский А. Е. Политическая оппозиция в современном российском обществе: состояние и тенденции развития. М.: Издательство «Проспект», 2008. 56 с.
3. Колинский Е. Оппозиция. Энциклопедия политологии Блэквелла, 1993. 397 с.
4. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: Проспект, 2008. 618 с.
5. Мухаев Р. Т. Политология. Введение в политическую науку: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 380 с.
6. Пашенцев Е.Н. Оппозиционные партии и движения современной России. М.: Издательство: «Информпечать», 2010. 145 с.
7. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Издательство «Интерпракс», 1995. 98 с.
Научные статьи и сборники
8. Белый В.А. Кризис оппозиции в современной России // В сборнике: Политические партии и выборы: проблемы современности Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбургский государственный университет. 2016.
9. Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. 1996. № 5. С. 13.
10. Даль Р. Концепция власти // Политическая власть. Свободная пресса. 1969. С. 80.
11. Даль Р. Политические оппозиции в западных демократиях // Политическая власть. Свободная пресса. 1969. С. 18.
12. Зейналбдыева А.В. политическая оппозиция как коллективная форма реализации права на протест в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 2.
13. Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция // Социально-политический журнал. 1998. № 5. С. 95-96.
14. Козодой В.И. Проблемы становления политической оппозиции в России как института современной демократии // Вестник Челябинского Государственного Университета. 2008. № 5. С. 133-138.
15. Костылева Е.Г., Салимова М.Р. Критический анализ дискурса "перспективы оппозиции на следующих выборах в России" (на примере печатных СМИ) // В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей III Международной научно- практической конференции. 2017.
16. Манцуров С.О. Модели взаимодействия политической оппозиции и власти // Academy. 2016. № 9.
17. Манцуров С.О. Политические возможности оппозиции и гарантии их реализации // International Scientific Review. 2016. № 15.
18. Манцуров С.О. Понятие «внесистемная оппозиция» в современном политическом дискурсе // Наука и образование сегодня. 2016. № 7.
19. Михайленок О.М., Щенина О.Г. Власть и несистемная оппозиция как субъекты политического согласия // Власть. 2015. № 5. С. 3.
20. Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации // Полис. 2009. № 4. С. 10.
21. Поршаков С.А. Политическая оппозиция в странах Запада (Некоторые закономерности и особенности функционирования) // МЭ и МО. 1998. № 3. С. 36.
22. Поршаков С.А. Политическая оппозиция в странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 3. С. 45.
23. Сергеев С.А. Политическая оппозиция и оппозиционность: опыт осмысления понятий // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 131.
Электронные ресурсы
24. Cбор 3 миллионов. на митинг со всеми удобствами - кошелёк Ольги Романовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://man-with-dogs.livejournal.com/1457016.html
25. Бовт Г.Г. Двадцать лет исканий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/column/bovt/5674577.shtml.
26. В Новосибирске пять оппозиционеров решили сняться с выборов мэра в пользу кандидата от КПРФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsru.com/russia/28mar2014/mayor.html
27. Гаврилов Г.А Феномен политической оппозиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/fenomen-politicheskoy-oppozitsii-teoreticheskiy-aspekt
28. Доброхотов Р. Эфир в шоколаде. Как Кремль добивается «правильной» картинки на телевидении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slon.ru/russia/efir_v_shokolade_kak_kreml_dobivaetsya_pravil
29. Михайленок О.М., Щенина О.Г. Власть и несистемная оппозиция как субъекты политического согласия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vlast-i-nesistemnaya-oppozitsiya-kak-subekty-politicheskogo-soglasiya
30. Федотов В.А. Любые реформы - во вред. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v-fedotov.livejournal.com/230161.html