Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Конституционный принцип разделения властей предполагает обеспечения независимости законодательной ветви власти. В нашем государстве динамичность права обеспечивается своевременным принятием законов и иных нормативных актов. При этом в иерархии нормативных актов законы занимают ведущие позиции, об этом свидетельствуют так же и порядок ратификации международных договоров Государственной думой. В связи с этим законотворчество, как основная функция Государственной Думы является важным инструментом формирования внутренней политики, обеспечивает своевременное решения острых социальных и экономических вопросов и других проблем государства. Законодательный процесс имеет четко сформированную структуру, состоящую из последовательных стадий. Кроме этого на парламент, как представителя законодательной власти возложены и иные полномочия. Рассмотрение указанных вопросов, привлекает повышенное внимание настоящее время.
Степень разработанности. Теоретические исследовании данной темы трудно переоценить значение научных работ известных ученых: С.А.Авакьяна, А.С.Автономова, С.С.Алексеева, Т.А.Анчуткина, М.В.Баглая, В.И.Васильева, A.Б.Венгерова, Н.В.Витрука, Б.Н.Габричидзе, В.Е.Гулиева, Д.А.Ковачева, В.П.Казимирчука, Д.А.Керимова, А.ЕЛСозлова, Е.И.Козловой, А.И.Коваленко, О.Е.Кутафина, Б.С.Крылова, Л.В.Лазарева, А.П.Любимова, М.Н.Марченко, Н.А.Михалевой, Г.В.Мальцева, А.В.Мицкевича, В.С.Нерсесянца, А.А.Окунькова, B.В.Оксамытного, А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, Т.Н.Рахманиной, Т.С.Румянцева, И.М.Степанова, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, Т.Я.Хабриевой, Р.О.Халфиной. В.А.Четвернина, В.И.Чехарина, В.Е.Чиркина, В.И.Фадеева, Т.М.Шамбы, М.Э.Энтина и других.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с законотворческой деятельности в Российской Федерации.
Предметом исследования является нормативные акты и научные публикации раскрывающие стадии законотворческой деятельности в Российской Федерации.
Целью исследования выступает теоретическое изучение стадий законотворческой деятельности в Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены задачи:
- раскрыть понятие законодательного процесса;
- изучить субъектов законодательного процесса;
- рассмотреть законодательную инициативу;
- проанализировать рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
- изучить подписание и обнародование закона Президентом РФ;
Методологию исследования составляет метод научного познания анализа синтеза сравнительно правовой и формально юридический.
Структура работы включает в себя введение три главы заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Законодательный процесс.
1.1. Понятие законодательного процесса.
В своих взглядах на понимание сути и этапов законодательного процесса Платонов В. М. поддерживает демократическую политико-правовую концепцию, основанную на идеях правового социального государства. Это позволило по-новому взглянуть на правовой характер законодательного процесса как правового института, направленного на реализацию основной идеи Конституции РФ: человек, его права и свободы - высшая ценность. Уважение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Это позволило рассматривать законодательный процесс как метод законотворчества, включающий момент законотворчества и охватывающий все этапы и этапы, начиная с определения необходимости правового регулирования, с изучением факторов, формирующих законодательное решение.
Платонов В.М. это говорит в пользу того, что отношения, возникающие в процессе формирования законотворческого решения, могут и должны подлежать правовому регулированию, то есть иметь характер правоотношений. Это позволит участникам этого процесса пользоваться своими правами и брать на себя юридические обязательства.
Законодательный процесс регулируется Конституцией Российской Федерации и решениями палат Федерального Собрания Российской Федерации об обсуждении, принятии и опубликовании федеральных законов. Необходимо отключить правосознание законодательного органа от законодательного процесса.
Законодательный процесс представляет собой комплекс последовательных процедур, представляемых законодательством: разработка, представление на рассмотрение; осуществление и осуществление. Основную нагрузку в законодательном процессе несут субъекты права законодательного органа и специального законодательного органа, а также его структуры - палаты, комитеты, согласительные комиссии, юридические отделы аппарата палат. Значительная роль в образовательном процессе отводится правоведам, юридическим учреждениям и различным организациям, которые готовят законопроекты и проводят их экспертизу.
Законотворчество - одна из форм законотворческой деятельности государства, осуществляемая специально уполномоченными органами и руководителями.
В юридической литературе встречается понятие «законодательный процесс», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к нормативным актам и процессуальным нормам. Законодательный процесс является одним из компонентов законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
С формальной точки зрения это сложная система системных действий (процедур). .
Комплекс процедур состоит из этапов законодательного процесса, то есть относительно завершенных этапов, содержание каждого из которых регулируется таким образом, что только реализация всех его компонентов позволяет перейти к следующему этапу.
Законодательный процесс, таким образом, является «формой государственной деятельности специально назначенных государственных органов по преобразованию общей обязательной воли общества в закон. Законодательный процесс представляет собой комплекс действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента».
Можно выделить следующие общие особенности законодательного процесса:
- состоит из нескольких этапов (этапов), последовательность и обязательность которых устанавливаются, как правило, законами и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ними;
- осуществляется специальными организациями;
- Результатом является создание акта высшей юридической силы - закона.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // РГ. – 2020. – № 144.
2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации //СЗ РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.
3. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания// СЗ РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
Монографии, учебные пособия, учебники и статьи
4. Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. /А.И. Абрмова. – М. : Юрист, -2005. – 139 с.
5. Авакьян С.А. Конституционное право России. /С.А. Авакьян. – М. : Юристъ, 2006. – 719 с.
6. Акчурин А. Р. Злоупотребление правом в избирательном процессе: проблемы противодействия /А.Р. Акчурин// Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 11. – С. 53-57.
7. Акчурин А.Р. Процедуры формирования органов государственной власти в Российской Федерации: современная проблематика / А.Р. Акчурин// Lex Russica. – 2017. – № 1. – С. 187-195.
8. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации /О.Н. Булаков. – М. : Юстицинформ, 2009. – 295 с.
9. Гузнов А.Г. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия /А.Г. Грязнов. – Смоленск: Траст-Иком, 2008. – 92 с.
10. Законодательный процесс в Российской Федерации /Н.Н. Карпов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2008 – 230 с.
11. Кашанина Т. В. Юридическая техника. /Т.В. Кашанина. – М. : Норма, 2011. – 495 с.
12. Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России /Е.В. Комбарова// Вестник СГЮА. – 2014. – № 1 (96). – С. 98-101.
13. Конституционное право России /отв. ред. Ю.А. Веденеев. – М. : Юриспруденция, 1999. – 288 с.
14. Парламентское право России /под ред. Т. Я. Хабриевой. – М. : Юрист, 2013. – 398
15. Пьянкова В.М. Принцип разделения властей в контексте Российской правовой действительности /В.М. Пьянкова// Вопросы российской юстиции. – 2020. – С. 303-316
16. Судебный кодекс XV-XVI вв. /Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин, Б. А. Романов, Р. Б. Мюллер, А.И. Копанев. – М. : Наука, 2015. – 619 с.
17. Ткачевский Ю.М. Помилование /Ю.М. Ткачевский //Законодательство. – 2003. – № 3. – С. 56-61.
18. Уголовное право Армении и России. Общая и Особенная части /отв. ред. С.С. Аветисян, А.И. Чучаев М. : КОНТРАКТ, 2014. – 800 с.
19. Червонюк В.И. Конституционное право России. /В.И. Червонюк. – М. : Инфра-М. 2004. – 430 с.
20. Шестакова О.В. Развитие принципа разделения власти российской правовой наукой и его понятие /О.В. Шестакова// Вестник КемГУ. – 2010. – № 1. – С. 175-179.
21. Шульга И.В. Правовые позиции Верховного Суда РФ. Теория и практика: Монография /И.В. Шульга. – М.: Издательство Юрайт, 2019 –165. с.
22. Яковенко О. В. Процедура в праве как категория теории государства и права/О.В. Яковенко // Вопросы теории государства и права. –1998. –№ 1. – С.17
23. Яценко О.В. Парламентский контроль в России как фактор формирования правового государства и гражданского общества /О.В. Яценко // Вестник ТИУиЭ. – 2010. – № 1. –С. 55-61.