Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый период – период перехода человека от детства к взрослому состоянию. Причем в этот период происходят не только физиологические изменения самого организма, но и социальные изменения.
В подростковом периоде меняется положение ребенка относительно взрослых. Теперь от подростка ждут другого, более ответственного поведения, самостоятельности и ответственности. Понятие ответственности подростков за свои деяния даже закреплено на уровне закона.
Однако и сам подросток ждет от близких взрослых и общества в целом другого отношения к себе. Он хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, снижали уровень контроля, понимали его желания, мнение и потребности.
Противоречие в ценностях подростка и взрослых порой приобретает характер противостояния.
Специфика личностного развития человека в период подростничества характеризуется тем, что оно включает в себя две противоположные направленности.
С одной стороны, подростки стремятся к независимости, и готовы отстаивать свою свободу, порой даже не очень подходящими средствами. Всем известно, что именно подростковый возраст – это время бунтарей и революционеров.
А с другой стороны подростки пытаются сохранять детскую зависимость от близких взрослых. Ведь тогда им будет обеспечено ощущение защищенности и безопасности, они будут чувствовать уверенность и свою нужность.
Получается, что соотношение зависимости и привязанности играет важную роль в изучении особенностей психологической зависимости подростков от родителей.
Цель работы – рассмотреть особенности психологической зависимости подростков от родителей
Задачи:
- провести исторический анализ понятия подросткового периода и зависимости подростков от родителей;
- проанализировать современное видение психологической зависимости подростков от родителей.
1. Исторический экскурс в понятие подросткового возраста
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Обычно его характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального [12]. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное.
Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
По мнению ученых, подростковый возраст – сравнительно недавнее «приобретение» человечества, он является неким историческим образованием. Связывают его появление с развитием самого общества.
Существует множество теорий подросткового возраста, а также ряд фундаментальных исследований на эту тему. Однако, общее для всех теорий подросткового возраста – оценка его как переход человека от детства к взрослой жизни, причем не только и не столько в физиологическом смысле, сколько в социальном.
«Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо ее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека», [1, с.7] - писал И.С. Кон, советский и российский психолог и социолог.
Советский и российский педагог, психолог Д.И. Фельдштейн оценивал подростковый период как этап включения подростка в социум, в мир взрослых людей: «Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую на¬грузку в становлении личности. Интенсивное разверты¬вание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает полезная обществу не оплачи¬ваемая деятельность, потому что в ней подросток полу¬чает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной пози¬ции подростка по отношению к обществу, выступаю¬щей исходной точкой, необходимым внутренним услови¬ем дальнейшего развития его деятельности как формы выражения, сознания, самосознания, личностного, самоопределения, что является важнейшим моментом вклю¬чения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества» [2, с.226].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л. Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-zavisimosti-nezavisimosti-podrostkov-ot-roditeley (дата обращения: 25.04.2023).
2. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. Психологические механизмы насильственного преступного поведения: Учебное пособие. М., 1983.
3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / ред. Т. И. Фролов. - М.: Наука, 1989. - С. 426-433.
4. Артемцева Н.Г. Типологические детерминанты развития потенциала созависимой личности // Вестник ОНУ им. И.И. Мечникова. Серия: Психология. 2010. Т. 15. Вып. 11. С. 153–160.
5. Архипова Виктория Юрьевна Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Концепт. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-roditelskogo-kontrolya-na-formirovanie-lichnosti-podrostka (дата обращения: 24.04.2023).
6. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопр. психологии. – 2002. – № 5. – С. 144 – 153
7. Беленова Ю.Р., Завьялова С.М. К проблеме влияния средств массовой информации на формирование ценностей, идеалов и убеждений современных подростков// Журнал «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск), Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2012. – 347с.
8. Блонский П. П. Педология. — М.: «Учпедгиз», 1934.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. - №4. – с.23-24
10. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
11. Большунова, Н. Я. Характер и его развитие в современных социокультурных условиях: учебное пособие: в 2 ч. / Н. Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – Ч. 2. – 313 с.
12. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 тт. – М.: 2004.
13. Выготский Л.С. «Педология подростка» Издание бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ Москва — 1929 г
14. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности// Журнал «Гуманизация образования» Изд.: Международный инновационный университет (Сочи), 2009г. - №1. – 159с.
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, 2001.
16. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с полис. Сенкевич К.Э. – Калининград: 2000
17. Психология подростка. – Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. – 427 с.
18. Психология старшеклассника : Пособие для учителей / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1980. - 191 с.
19. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / Людмила Петрановская. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 288 с.
20. Фельдштейн Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. – М.: Наука. - 1994. – 226 с.
21. Фоминцева Н.С. «Ценность дружбы в жизни современного подростка» МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х, с.158
22. Чернова А.А., Савинова Ю.М. Особенности воззрений З. Фрейда и его последователей на сущность взросления и самоопределения растущего человека // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozzreniy-z-freyda-i-ego-posledovateley-na-suschnost-vzrosleniya-i-samoopredeleniya-rastuschego-cheloveka (дата обращения: 25.04.2023).
23. Шамардина Марина Валерьевна, Доровских Ольга Алексеевна, Кожевникова Аполлинария Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОЗАВИСИМОГО ПОДРОСТКА // Педагогика и психология образования. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-portret-sozavisimogo-podrostka (дата обращения: 24.04.2023).
24. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J.(eds). Encyclopedia of adolescence. – V. 2. – N.Y. – 1991. – P. 746 – 758.
25. Erikson, E.H. Insight and responsibility. New York: W.W.Norton and Company, Inc., 1994. - 256 p.